компоненты

Куда двигаться в кризис: пять актуальных направлений для молочников


«Коронакризисный» год стал испытанием для производителей молока и молочных продуктов. Из-за девальвации рубля себестоимость производства выросла, доходы населения упали — снизился спрос и, следовательно, прибыль.

Но кризис может стать и отправной точкой для нового этапа развития. Milknews проанализировал наиболее актуальные тренды в отрасли — их понимание поможет предпринимателю нащупать свою нишу и выбрать верную стратегию развития бизнеса.

1.      Ориентация на экспорт

Еще в 2018 году президент Владимир Путин в своих майских указах поставил перед аграрной отраслью задачу увеличить экспорт сельхозпродукции более чем вдвое — до $45 млрд к 2024 году. Указом Президента от 21 января 2020 года утверждена новая Доктрина продовольственной безопасности, в которой модель развития АПК изменена с импортозамещающей на экспортноориентированную.

На конец июня 2020 года экспорт молочной продукции оценивался в $117,2 млн (в 2019 году — $279,5 млн). В общем объеме поставок за рубеж доля мясной и молочной продукции составляет лишь 3%, однако внутри этой ниши есть быстрорастущие категории. И в первую очередь, это экспорт мороженого. С 2015 года зарубежные поставки десерта выросли на 70% и сегодня оцениваются в $53 млн.

Отечественное мороженое в основном поступает в страны СНГ, но их доля в общем объеме снижается: с 78% в 2015 году до 53% (за первые четыре месяца 2020 года). В 3 раза выросли поставки мороженого в Китай, в 1,9 раза — в Израиль, в 14 раз — в США.

По прогнозам аналитического агентства Euromonitor, рынок мороженого в мире в ближайшие годы будет расти на 4–8% ежегодно. Если в 2018 году он оценивался в $58 млрд, то к 2024 году может составить $75 млрд, считает Statista.

По оценкам Министерства сельского хозяйства, российский экспорт мороженого будет расти на 5–10% в год. Для выполнения целевых ориентиров федерального проекта «Экспорт продукции АПК» Минсельхоз разработал Программу повышения конкурентоспособности 512, по которой компании могут получить краткосрочные кредиты сроком до года на приобретение сырья для производства, а также инвестиционные кредиты от 2 до 15 лет на строительство и модернизацию предприятий.

“Для включения в программу организация проходит отбор и заключает с региональным и федеральным Минсельхозом соглашение о повышении конкурентоспособности, в соответствии с которым берет на себя обязательство по приросту объема транспортировки произведенной или переработанной сельхозпродукции через транспортно-логистические узлы РФ”, — рассказала Татьяна Крейтор, исполнительный директор Департамента развития корпоративного бизнеса ПАО Сбербанк.

В конце прошлого года право на экспорт мороженого в Китай получили 44 российские компании, многие из них уже начали отгрузки в этом году. По прогнозам агентства Mintel, потребление мороженого будет расти в Китае, Индии, Индонезии, Вьетнаме и странах Персидского залива.

Помимо мороженого, один из самых перспективных экспортных рынков в мире —  китайский — уже открыт российским поставщикам молока, сливочного масла, йогурта. К осени Минсельхоз планирует согласовать вопрос расширения экспортного ассортимента за счет биржевых товаров — сухого цельного и обезжиренного молока.

2.      Расширение каналов сбыта и онлайн-продажи

С середины марта из-за режима самоизоляции кафе и рестораны были вынуждены закрыть свои двери для посетителей. В торговле сначала фиксировался ажиотажный спрос, но затем, когда паника утихла, продажи снизились во всей производственной цепочке — и сильнее всего в сегменте HoReCa.

Однако многие производители быстро переориентировались и нарастили онлайн-продажи. Все больше предпринимателей запускают собственные интернет-магазины, продают свои товары через маркеплейсы и развивают онлайн-доставку. Онлайн-площадки работают у “Сернурского сырзавода”, компаний “Деревенское молочко” и “Светочъ и Ко”, “Русский пармезан” Олега Сироты и других производителей.

Даже вендинг, который сильнее всего пострадал от закрытия офисных и торговых помещений, находит новые форматы продаж. Сети “ВкусВилл” и “Азбука Вкуса” устанавливают автоматы в жилищных комплексах, а компания фермерских молокоматов “А-молоко” — во дворах домов.

Для эффективного продвижения продукции онлайн-компаниям необходимо хорошо знать своего покупателя, уверена Татьяна Крейтор. “Современные рекламные технологии позволяют не только фиксировать то, чем человек интересуется в сети, но и понимать, через какие каналы он чаще всего совершает покупки. Это дает возможность получить полноценный портрет покупателя с частотой, давностью и объемами покупок, интересами и предпочтениями. Нацеливать рекламу по таким признакам в интернете позволяют, например, инструменты компании Segmento. Технология сама находит пользователя на тех площадках, где он обычно проводит время, и показывает ему то сообщение, которое он ищет. Рекламный баннер или видео могут вести на онлайн-магазин, где продается товар, или на сайт производителя. Более того, существует механизм проверки эффективности рекламы, который позволяет узнать, купил ли пользователь товар после просмотра рекламы, а также оптимизировать сообщение под конкретные запросы аудитории”, — рассказала Татьяна Крейтор.

3.      Консолидация и вертикальная интеграция

Благодаря вводу современных товарных комплексов в России увеличиваются надои на одну корову. В 2019 году были построены, реконструированы, модернизированы и введены в эксплуатацию 193 молочные фермы. Лидер — Ленинградская область — имеет продуктивность в 8500 кг на голову в год, что близко к показателям мировых лидеров молочного животноводства.

По оценкам “Союзмолоко”, в ближайшие годы вырастет количество сделок слияния и поглощения, которые постепенно выведут с рынка более слабых игроков. Удельный вес объектов с устаревшими способами производства будет снижаться.

Развиваются и процессы кооперации и вертикальной интеграции. Животноводческие предприятия, прежде занимавшиеся только убоем, развивают производство готовой мясной продукции; производители молока запускают собственные цеха по переработке сырья либо кооперируются с производителями готовой продукции.

4.      Новые потребительские предпочтения и быстрая адаптация к ним

На быстро меняющемся рынке побеждают те, кто быстрее конкурентов адаптируется к новым условиям. Как считают эксперты, потребители уже получили “прививку от ажиотажного спроса” и не будут скупать продукты в панике, даже если придет вторая волна пандемии. При этом, по мнению ЦСП “Платформа”, за второй волной могут последовать долгосрочные и системные изменения потребительского поведения.

Специалисты уже с удивлением отметили возвращение потребителей к так называемым “продуктовым миссиям” — большим закупкам продовольствия в крупных гипермаркетах, хотя долгое время считалось, что эта модель поведения уходит в прошлое.

По словам экспертов “Союзмолоко”, во время самоизоляции сформировался тренд на большую семейную упаковку: покупатели вернулись к домашнему приготовлению еды. Поэтому, например, бренд молочных продуктов “Пестравка” в июне в два раза увеличил вес брикета сливочного масла — до 400 гр.

Однако фиксируется и противоположный тренд: активно развивается формат to go и упаковка продуктов “на один раз” — для перекуса. Производители отвечают на эту тенденцию выпуском йогуртов с трубочками и ложечками, плавленого сыра в мягкой упаковке с дозатором (в дой-паках). В детской линейке йогурты дополняются порциями топингов в виде сладких шариков, орехов или кукурузных хлопьев.

5.      Ставка на эффективность производства

По оценкам “Союзмолоко”, из-за девальвации рубля по итогам года себестоимость производства молока и молочной продукции может вырасти на 14%, переработки молока — на 11%.

В такой ситуации лучше всего чувствовать себя будут производители, инвестирующие в снижение издержек. Об этом говорится в Национальном докладе о ходе и результатах реализации в 2019 году государственной программы развития сельского хозяйства: “Существуют определенные резервы для дальнейшего роста молочной продуктивности. Так, в их числе целесообразно выделить более полное использование генетического потенциала молочного стада, создание прочной кормовой базы, обеспечение сбалансированности кормовых рационов, использования инновационных технологий содержания животных”.

“Мы видим, что уже сейчас многие компании используют программы по управлению стадом, которые частично автоматизируют процесс доения и формируют аналитические отчеты по производительности фермы. Специалисты предприятий могут следить за корреляцией между количеством потребляемого корма и надоями. Все большую популярность набирают технологии, которые дают возможность отслеживать поведение животных. Прежде всего, это система видеоаналитики, а также специальные датчики, которые крепятся на теле коровы и превентивно определяют изменения показателей здоровья животного, что позволяет оперативно принимать соответствующие меры”, — объясняет Татьяна Крейтор.

Широкое распространение получают готовые автоматизированные решения. Это, например, технология цифрового клона молочной фермы, которая собирает данные из всех систем (1C, SAP, программы по управлению стадом) и может смоделировать любую ситуацию на предприятии. “Такие технологии позволят компаниям просчитать управленческое решение не в теории, а на конкретных цифрах с учетом особенностей конкретного предприятия и уже после этого решить, нужно ли внедрять данные изменения или нет. Появляются роботы, которые могут доить коров и распределять корм. Подобные решения позволяют сделать процесс на ферме более прозрачным, понять, где возможна автоматизация и оптимизация процессов и затрат, и увеличивать производительность”, — считает Татьяна Крейтор.

Одним из наиболее эффективных механизмов поддержки предприятий агропромышленного комплекса остается льготное кредитование. Сбербанк наращивает объемы кредитов в рамках Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2016 №1528, в том числе на развитие молочного скотоводства. Доля Банка в льготном кредитовании более 30%. Сумма действующих льготных краткосрочных и инвестиционных кредитных соглашений составляет 565 млрд рублей. При этом доля кредитов, выданных на цели развития молочного скотоводства, составляет 21%.


Больше материалов по теме читайте на портале СБЕР Про

1598007600

бизнес

3848 просмотров

Также рекомендуем:


MN В ВК
Телеграм MN
Комментарии
подкаст Федоричев
кизельман-март-24
Нов 5 мин еженедельно

Сессии 18
до майских 24
Подпишитесь на нашу рассылку
Сессии 18


Аналитический центр Milknews
Масложир
Дзен
Масложир
Дзен