компоненты

Обзор Почему в России нет краски для упаковки?


В этом году производителям молочной продукции пришлось столкнуться с проблемой нехватки краски для упаковки, менять привычный дизайн и думать о том, какую информацию оставлять на таре. Потребителям же пришлось привыкать к новым реалиям — одной запечатанной стороне и изменению дизайна любимых брендов. Агентства стали получать массу заказов на переосмысление привычных форматов и запечатку 20-30% упаковки. Milknews поговорил с участниками рынка и узнал, что происходит с поставками краски для упаковки молочной продукции, делают ли ее в России и как решается вопрос с поиском новых каналов поставок. Подробности — в нашем материале.
 

Злополучный пятый пакет


Весной 2022 года в рамках пятого пакета санкций Евросоюз запретил импорт в Россию типографской краски, бумаги, картона и пленок. Как выяснилось, для производства упаковки многих продуктов, и чаще всего — жидких, вроде соков и молочной питьевой продукции, использовались импортные краски.

Согласно данным Союзмолока, импорт красок и лаков из стран Евросоюза до момента санкций составлял более 2,5 тысяч тонн в год. Основными поставщиками красок были Нидерланды, Германия и Швеция. Самым крупным игроком импортного рынка лаков и красок по поставкам в Россию являлся Flint Group (около 1,7 тысяч тонн).
«Дефицит возник в результате введения пятого пакета санкций ЕС, в который как раз и вошли краски, — поделилась директор по коммуникациям Tetra Pak Екатерина Волкова. — Краски для нашей упаковки производились на фабриках в Европе (Германия, Франция), а значит, после введенных ограничений новые поставки прекратились».
Директор по маркетингу компании «Полипак» Андрей Кузин подтвердил, что многие производители красок ушли из России и остановили поставки.

«Прямых продаж в Россию больше нет. Более того, если импортные производители узнают о планах компаний провести поставку в РФ через какую-либо третью страну, они совсем отказываются от поставок», — рассказал он.

Проблема в том, что в России, например, не производят UF-краски для офсетной печати.

«В основном, мы закупали их в европейских странах — Бельгии, Испании, — рассказала генеральный директор ГК «Пром-Упак» (в группу входит «МолоПак») Наталья Азбакова. — Сейчас поставки есть, но ограниченные и без гарантий, что они будут регулярными. Чтобы избежать коллапса, мы делаем редизайн упаковок и убираем сплошную заливку, оставляя при этом какие-то элементы узнаваемости продукта. То есть приходится перерабатывать макеты. Производители относятся к этому с пониманием», — отметила она.
 

У вас одна сторона белая


В связи с возникшими у типографий сложностями в поставках красок многие производители товаров повседневного спроса, в том числе молочной продукции, были вынуждены изменить дизайн картонных упаковок на более минималистичный, чтобы обеспечить бесперебойные поставки на полки магазинов.
«На нашей продукции под торговой маркой «Бежин луг» цветной осталась только лицевая сторона, но этого достаточно, чтобы упаковка осталась узнаваемой на полке, — поделилась специалист по маркетингу АО «Тульский молочный комбинат» Наталья Бородулина. — Мы надеемся, что это временная мера и скоро все вернется к прежнему облику. Хотим уверить наших покупателей, что переход на простой дизайн не означает ухудшение качества самого продукта».
В конце июня эксперты прогнозировали, что дефицит краски спровоцирует повышенный спрос на редизайн упаковки. Между тем, заместитель гендиректора по коммуникациям «Рузское молоко» Анна Бойко сообщила, что компания не получала от поставщиков упаковки, с которыми работает на данный момент, просьбу уменьшить количество цветов в дизайне.
«Мы в отношении цветов ничего не меняем. Небольшая проблема возникла только с упаковкой питьевых молочных продуктов. С другой упаковкой: сметаны, йогуртов в стаканчиках, творога — все в порядке», — сообщила она.
Для некоторых производителей молочной продукции сложности с поставками красок оказались и вовсе не актуальными.
«Основу нашего ассортимента составляют сыры, — рассказал гендиректор «Фудлэнд» Максим Поляков. — Для нас сложности с упаковкой выражаются главным образом в увеличенных сроках ее поставок, а не в отсутствии или существенном снижении качества. В части цельномолочной продукции мы столкнулись с проблемой отсутствия красок, но для нас это не так критично, так как цельномолочная продукция производится в небольших объемах и поставляется исключительно на рынок Волгоградской области».

Есть ли альтернативные варианты?


Как рассказали многие производители картонной упаковки, процесс поиска альтернативных поставщиков красок пока не завершен. Важно отметить, что в основном он ведется за пределами нашей страны — в России попросту нет производств многих красок. Например, как мы уже говорили, UF-краски для офсетной печати.

«Процесс тестирования других красок занимает время, поскольку наши печатные машины подходят не для всех типов, — объяснила Наталья Азбакова. — Сейчас мы работаем над тестом красок из Индии и Кореи. Уверена, что подобные технические вопросы вроде поиска альтернативных поставщиков красок очень скоро разрешатся», — отметила она.
«Особенность импортных красок, которые используются в пищевой отрасли, в том, что многие из них либо вообще без запаха, либо с минимальным, при печати они хорошо ложатся на фольгу и не отслаиваются; также есть термостойкие краски, выдерживающие высокие температуры при запайке, — рассказывает Андрей Кузин из “Полипака”. — Аналогов им в России нет. Мы ищем альтернативу в Турции, Индии. Тестирование занимает длительный период, а в итоге качество может не удовлетворить. В Иране есть неплохие производства, однако качество весьма нерегулярно от поставки к поставке», — делится он.
Кстати, по словам Андрея Кузина, в России отсутствуют не только краски, но и полимерные формы, которые «одеваются» на валы при печати. С проблемой отсутствия в России производств резинотканевых полотен, использующихся для переноса офсетных красок, столкнулись и в компании «МолоПак». Сейчас компания тестирует аналоги из Китая. Подобное производство невозможно запустить в России за такой короткий период — оно сложное и требует дорогостоящих составляющих.

Больше всего шума СМИ подняли вокруг проблем с упаковкой Tetra Pak. Однако в июле появились новости, что компания передает свое российское подразделение отечественному руководству. А сейчас директор по коммуникациям компании Екатерина Волкова дала очень оптимистичный прогноз о дальнейшей работе на российском рынке.

«Нам потребовалось время для перестройки цепочек поставок и поиска альтернативных поставщиков краски в нужных объемах, — поделилась она. — Этот процесс не быстрый, так как мы имеем дело с пищевой упаковкой и важно, чтобы продукция нового поставщика соответствовала всем требованиям пищевой безопасности и успешно прошла тесты. Тем не менее, в настоящее время альтернативные каналы поставок уже проработаны и мы ожидаем, что уже осенью потребители снова увидят продукт на полке в привычной яркой упаковке».

Для «Полипак» проблема с красками также оказалась решаемой.

«Конкретно в нашей компании с поставками все хорошо, мы ни разу не перешли на что-то другое, — сообщил Андрей Кузин. — Немного поменяли понтоны, но это не отразилось на качестве изготавливаемой продукции. На данный момент некоторые европейские компании уже самостоятельно ищут решение вопросов с поставками, предлагают различные варианты. В целом, у нашей компании есть запас по основным позициям где-то на год вперед. Это, своего рода, несгораемый остаток, который присутствует на складах постоянно. Единственное — усложнение логистики повлекло за собой удорожание продукции. Но нам пока удается сдерживать рост цен. Настроение оптимистичное, паники нет», — отметил он.

 
1661148000

торговля

5347 просмотров

Также рекомендуем:


MN НА ЮТЮБ
Телеграм MN
Комментарии
подкаст Федоричев
кизельман-март-24
Нов 5 мин еженедельно

Сессии 18
до майских 24
Подпишитесь на нашу рассылку
Сессии 18


Аналитический центр Milknews
Масложир
Дзен
Масложир
Дзен