Коптелов

Подробности Как на российских молочниках отразится введение Беларусью системы прослеживаемости


Беларусь - крупнейший торговый партнер России в части молочной продукции – планирует ввести собственную систему прослеживаемости молочной продукции. В то же время в России вводится своя система маркировки оператора ЦРПТ. Участники рынка обеспокоены, как системы будут взаимодействовать между собой и что введение прослеживаемости в Беларуси создаст трудности в части торговых отношений между странами. Milknews рассказывает подробнее о вопросе в новом материале. 

Импорт и экспорт

Согласно оценкам экспертов Национального союза производителей молока (Союзмолоко), в 2020 году объем ввоза молочной продукции из Беларуси в Россию в пересчете на молоко составил 5,2 млн т, или 75% от общего объема импорта. В то же время Беларусь входит в топ-3 импортеров российской молочной продукции по целому ряду позиций. В частности, нашими предприятиями в прошлом году туда было вывезено 15,2 тыс. т кисломолочной продукции, 5 тыс. т сыров и творога, 3,1 тыс. т цельномолочной продукции, 1,3 тыс. т молочной сыворотки, 0,2 тыс. т сухого обезжиренного молока.  

 

В настоящее время участники оборота молочных продуктов в странах, входящих в состав ЕАЭС, готовятся к введению обязательной маркировки молочной продукции. В России данному мероприятию предшествовал период двухлетней подготовки. О скором начале работы национальной системы заявила также Республика Беларусь. Дисбаланс требований белорусской и российской систем вызывают беспокойство участников рынка. 

Возможные риски 

Один из ключевых рисков связан с неготовностью национальной системы маркировки Беларуси и интеграционного решения ЕАЭС. Запуск последнего запланирован на 25 мая 2021 года – в то время как обязательная маркировка вводится с 1 июня 2021 года в России и с начала июля 2021 года в Беларуси. Отсутствует также интегрированная информационная система Евразийского Экономического Союза и процесс взаимного признания кодов маркировки национальных систем. В национальном законодательстве Беларуси пока не закреплен ни перечень товаров, подлежащих маркировке, ни порядок и правила маркировки. 

В России правилами маркировки молочной продукции предусмотрены переходные периоды до вступления в силу обязательных требований. В частности, система штучной прослеживаемости по ряду категорий вводится до 1 декабря 2021 года. Согласно белорусскому и наднациональному (положения решений ЕАЭС) законодательствам, эти требования вводятся сразу после запуска системы прослеживаемости. Такой подход ставит в уязвимое положение российские предприятия, производящие продукцию для экспорта в Беларусь, и создает дополнительные барьеры для обращения продукции на территории ЕАЭС, считают в Союзмолоко. Выполнение его в столь короткие сроки технически невозможно. 

Оператор системы маркировки в Республике Беларусь в ходе заседания рабочей группы по маркировке также сообщал, что при ввозе туда товаров из России необходимо подавать коды перемещаемой продукции, для чего потребуется агрегация. Российские экспортеры молочной продукции уже законтрактованы с поставщиками решений по внедрению маркировки на производственных площадках, однако контрактами не предусмотрено внедрение агрегации, поскольку в нашей стране требование поштучной прослеживаемости вступает в силу с 1 декабря 2021 года и не распространяется на продукцию с короткими сроками годности. Таким образом, российские производители молочной продукции не смогут обеспечить агрегацию к началу июля, что ставит под вопрос экспорт молочной продукции из России в Республику Беларусь. 

Законодательством Беларуси предусмотрено использование, помимо средств идентификации, дополнительных «знаков защиты» либо обязанность осуществлять дополнительную прослеживаемость через электронные товарно-транспортные накладные. Это требование создает необходимость дополнительных серьезных затрат на приобретение белорусских «знаков защиты» и технические сложности в их получении и аппликации, которые участники рынка считают неоправданно высокими.

- На основании утвержденных документов мы видим потенциальный риск в том, что в Беларуси не будут предусмотрены переходные периоды для введения поштучной прослеживаемости (и отказ от введения поштучной прослеживаемости для молочной продукции со сроком хранения менее 40 суток (включительно), а также переходные периоды для других требований, выполнение которых невозможно без агрегации на линиях. Агрегация - это сложная технология, которая требует дополнительных инвестиций в доработку линии, внедрять её в такие сроки российские производители не планировали, и шансы, что кто-то сможет это реализовать стремятся крайне низкие. Другое требование, выполнить которое также невозможно без агрегации, это направление сведений о каждом коде при ввозе продукции в страну в рамках трансграничной торговли (ЕАЭС). Если одно из этих требований вступит в силу, то риски для взаимной торговли очень высоки, - рассказывает специалист по связям с государственными органами Союзмолоко Любомир Панов. 
Управляющий партнер Streda Consulting Алексей Груздев отмечает, что введение в Беларуси собственной системы прослеживаемости не должно существенно отразится на участниках рынка.

- Пока еще технические моменты функционирования новой системы прослеживаемости у нашего торгового партнера не утверждены в нормативных документах. Но предполагается, что все вопросы взаимного признания и считывания кодов на таможне и в товаропроводящей цепи будут решены на уровне взаимодействия операторов систем каждой из стран.  Поэтому участникам рынка ни со стороны России, ни со стороны Беларуси, скорее всего, не придется два раза платить за маркировку и дополнительно подстраивать оборудование и IT-системы под стандарты друг друга - каждый будет наносить свои коды маркировки.

В пресс-службе Danone отмечают, что введение собственных систем маркировки в странах ЕАЭС предусмотрено международным соглашением и вполне ожидаемо. Это закономерный и правильный процесс. Беспокойство участников рынка с обеих сторон сегодня вызывает несколько обстоятельств, которыми он осложняется. Во-первых, запуск белорусской системы обещают за 5 дней до 1 июня, когда маркировка молочной продукции станет обязательной в России, мало времени на тесты в «боевой» среде. Во-вторых, пока не опубликованы важнейшие белорусские законодательные акты, разъясняющие порядок маркировки. В-третьих, Законодательством ЕЭК для Беларуси и других стран ЕАЭС не предусмотрены этапность и некоторые исключения по работе в системе, которые введены в России для облегчения жизни участников оборота молока. А будут ли предусмотрены самой Беларусью – трудно судить в отсутствие разъясняющих актов. 

- Если правила двух стран не будут гармонизированы, то вдвое больше затрат, оборудования и времени на подготовку понадобится не только белорусским предприятиям, но и российским, работающим на экспорт в Беларусь. Тем не менее, переработчики и участники оборота продолжают надеяться, что будут услышаны регуляторами обеих стран и Евразийского Союза, и риски для торговли молочной продукцией между нашими странами будут сняты, делится представитель пресс-службы предприятия. 

Решение – в гармонизации 

Эксперты Союза отмечают, что к настоящему моменту еще не приняты важные нормативные правовые акты, которые прольют свет на то, какими будут правила маркировки. 

Участники союза предлагают гармонизировать требования России и Беларуси к маркировке и обороту товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, с учетом уже установленных в РФ переходных периодов и требований. Также российские игроки молочного сектора считают, что нашему торговому партнеру следует отказаться от введения обязательства о поштучной прослеживаемости и подаче сведений в систему и обмене информацией при трансграничных операциях. 

1619076180

Автор: Елена Максимова
Теги: маркировка

8030 просмотров

Также рекомендуем:


MN В ВК
Телеграм MN
Комментарии
Мороженое
кизельман-март-24
ошейники

Чистота
током элит
ЧИЗ ЭКСПО
Подпишитесь на нашу рассылку
Мороженое


Аналитический центр Milknews
ютуб
Дзен
ютуб
Дзен