Обзор Что будет с категорией безлактозного молока в условиях кризиса?
В 2022-м году сразу несколько иностранных производителей молочной продукции покинули российский рынок, в числе которых были поставщики безлактозного молока и продукции на его основе. При этом ситуация в молочной отрасли не располагает начинать новые инвестиционные проекты и налаживать новые линии производства весьма дорогостоящего и нишевого продукта. Что будет с категорией в условиях падения реальных доходов населения? И смогут ли другие производители занять образовавшееся место на полках? Об этом Milknews поговорил с экспертами рынка.
Новых проектов не будет
Ежегодный прирост рынка безлактозного молока в мире оценивается аналитиками в 8,7%, что связано с активным интересом потребителей к здоровому образу жизни и повышению осведомленности потребителей к непереносимости лактозы.
В России на сегмент приходится менее 1% рынка, подсчитали в Союзмолоко. По оценке союза, сегодня продукт востребован лишь небольшой группой потребителей с пищевыми ограничениями. “В России безлактозное молоко представляет собой нишевый продукт и занимает менее одного процента в продажах крупнейших торговых сетей, а также в структуре потребления категории”, - говорят в союзе.
Основной объем безлактозной продукции в РФ производится Белгородским молочным комбинатом под брендом Parmalat. Кроме этого, молоко без лактозы импортировалось Valio и Arla Foods, которые объявили о приостановлении деятельности на российском рынке после начала военного конфликта в Украине. Позднее стало известно, что Valio продала свой бизнес компании “Велком”. Подробнее о расстановке сил на рынке безлактозного молока до начала конфликта можно почитать в специальном материале Milknews.
Уход с рынка иностранных игроков не вызвал дополнительный интерес потебителей к продукции отечественного производства, говорят представители отрасли. “Пока серьезного увеличения продаж мы не заметили. Мы являемся одним из немногих производителей пастеризованного безлактозного молока с коротким сроком годности. С рынка ушли производители молока долгого хранения - стерилизованного или ультрапастеризованного, которым можно запастись. Возможно спрос на безлактозную продукцию начнет расти чуть позже”, - говорит генеральный директор и основатель “Братья Чебурашкины. Семейная ферма” Владислав Чебурашкин. В портфеле компании есть безлактозное молоко и сливки, а также йогурты для сети “Азбука Вкуса”. Продукция представлены в сетях и ресторанах Москвы.
По словам директора Streda Consulting Алексея Груздева, уход иностранных игроков не приведет к изменениям структуры потребления и не поменяет ничего на рынке. “Новый проектов по безлатозе точно не будет, потому что это очень дорого. Низколактозное - может быть, но объем этого рынка совсем маленький, это нишевый продукт”, - считает эксперт. По ТР ТС 033/2013 безлактозная молочная продукция должна содержать не более 0,1 г лактозы на 1 л молока. Производство такого молока требует наличия высокотехнологичного оборудования для ферментативного гидролиза или баромембранной обработки.
Готовы занять нишу
Больше всего в федеральном ритейле безлактозного молока продавали такие производители, как Lactalis, Valio и Danone, делится статистикой исследовательская компании NTech. По оценкам экспертов, заявившая об уходе с рынка Arla Foods продавала незначительные объемы продукции. Danone и Lactalis продолжают работать. На Белгородском молочном комбинате Milknews подтвердили, что производство безлактозной продукции на собственных мощностях завода продолжается.
Некоторые отечественные производители сегмента также смогли нарастить продажи год к году, делится информацией руководитель отдела аналитики NTech.Дарья Акимова. “Если сравнивать февраль 2021 года и февраль 2022, то Агрокомплекс имени Ткачева значительно нарастил продажи безлактозного молока на 780%. До этого данное предприятие настраивало линейку, изучало спрос и потребность в продукте. А в 2022 году они вышли на производственные мощности”, - говорит эксперт.
При этом, по словам Дарьи Акимовой, потребительский интерес к безлактозной линейке остается на прежних значениях. “Если сравнивать февраль 2022 с февралем 2021 года, то продажи остались на том же уровне, что говорит о стабильности спроса”, - говорит эксперт. Цена на безлактозное молоко в нынешнем году немного снизилась. Если в феврале 2022 года средняя цена за 1 литр составляла 124 рубля в федеральных сетях, то в феврале 2022 года 1 литр безлактозного молока обойдется уже в 120,88 руб, делятся статистикой в NTech.
По мнению аналитиков, российские производители полностью готовы занять нишу, которую освободил Valio и Arla Foods. “Кроме Агрокомплекса им. Ткачева и Братьев Чебурашкиных в 2022 году в федеральный ритейл с безлактозным молоком вышел ООО "Маслозавод "Абинский". Этот производитель неплохо стартовал: в феврале 2022 года продажи составили 8,9 тонн молока через федеральные сети. Учитывая, что Valio продавали 8,2 тонн безлактозного молока в месяц, это неплохой результат”, - говорит Дарья Акимова.
бизнес