компоненты

Обзор Что нового ждет молочную отрасль в 2023 году


В наступившем 2023 году российский АПК и бизнес ждет ряд важных изменений, которые коснутся и молочной отрасли. Речь идет о совершенствовании механизма господдержки АПК, новых правилах обращения с отходами животноводства,  изменениях механизма ввода в оборот ветеринарных препаратов, внедрении дополнительных требований к маркировке молочной продукции, ряде новых ветеринарных правил и т.д. Milknews собрал основные нововведения, которые коснутся молочного сектора в новом году.
 

Господдержка АПК


Минсельхоз продолжает совершенствовать механизмы господдержки АПК, в том числе молочной отрасли.

1 декабря 2022 года постановлением Правительства РФ № 2201 были утверждены изменения в Правила выдачи “компенсирующей” и “стимулирующей” субсидиям на 2023 год.

Так, предоставление субсидии на 1 кг реализованного и (или) отгруженного на собствунную переработку молока (“субсидия на литр”) будет консолидировано в рамках “стимулирующей” субсидии. При этом направление “производство молока” должно быть определено на уровне субъекта РФ в качестве приоритетного направления и отражено в соглашении с Минсельхозом РФ. 

К базовой ставке субсидирования, определяемой субъектом РФ, одновременно применяются следующие коэффициенты:
 
  • если целевые показатели по соглашению о предоставлении субсидии в прошлом году достигнуты, то коэффициент составит 1,2; если же нет, то коэффициент определяется пропорционально степени достижения (факт/план);
  • в зависимости от уровня продуктивности: если достигнут уровень продуктивности коров выше установленного в регионе значения (не может быть ниже 5000 кг), то коэффициент составляет 1,2;
  • если обеспечен прирост производства и застраховано поголовье молочного стада, то коэффициент исчисляется пропорционально степени прироста производства, но не более 1,2, а если прирост не достигнут или достигнут, но поголовье не застраховано, то коэффициент составит 0,8.

В рамках “компенсирующей субсидии” появилось новое направление использования субсидий - на производство КРС на убой. На эту меру на следующий год планируется выделение 600 млн рублей из федерального бюджета. Субсидия будет предоставляться по ставке на 1 кг живой массы на производство КРС на убой не старше 24 месяцев. Распределять средства будут власти регионов. Кроме того, в “компенсирующей” субсидии будут уточнены показатели по приобретению племенного молодняка. 

В правила по предоставлению субсидий на компенсацию части прямых понесенных затрат добавлены два новых направления: объекты по производству кормов для аквакультуры, а также приобретение и ввод в промышленную эксплуатацию оборудования для внедрения обязательной маркировки отдельных видов молочной продукции. Согласно изменениям, предлагается компенсировать производителям молочной продукции 70% затрат на внедрение обязательной маркировки. Компенсацию предлагается выплачиваться за оборудование, приобретенное в 2021-2023 годах. Это позволит дополнительно поддержать производителей товарной рыбы и продуктов переработки молока. 

Помимо этого, в «компенсирующей» субсидии упрощен расчет лимитов на страхование. Средства регионам будут распределяться исходя из суммарного объема страховой премии в среднем за 3 предыдущих года.

В «стимулирующей» субсидии изменен общий принцип расчета лимитов по приоритетам – теперь используются отчетные, а не плановые значения показателей.

Перераспределение средств между приоритетными направлениями в текущем году допускается не более двух раз. В состав получателей включены самозанятые граждане, ведущие ЛПХ.

Кроме того, с 1 января 2023 года для двух категорий аграриев, которые получают гранты от государства на развитие производства, смягчаются условия предоставления такой поддержки. Речь идет о фермерских хозяйствах, занимающихся развитием семейных ферм, а также о сельскохозяйственных кооперативах, использующих грантовое финансирование на укрепление материально-технической базы. До сих пор по условиям предоставления поддержки они должны были брать одного работника на каждые 3 млн рублей полученного гранта, теперь - одного работника на каждые 10 млн рублей. Максимально возможные суммы грантов при этом остаются прежними: до 30 млн рублей для фермерских хозяйств и до 70 млн рублей - для сельхозкооперативов.

Для владельцев семейных ферм новым постановлением также предусмотрена возможность с 1 января 2023 года направлять часть средств на приобретение земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности.

Кроме того, согласно новым правилам субсидирования средства в объеме не менее 50% должны доводиться до сельхозпроизводителей до 1 июня 2023 года.
 

Регулирование отходов животноводства


1 марта 2023 года вступают в силу сразу два важных для молочной отрасли федеральных закона: 248-ФЗ о побочных продуктах производства и 268-ФЗ о побочных продуктах производства. Второй из упомянутых федеральных законов также вводит в правовое поле понятия «вторичные ресурсы» и «вторичное сырье», погружая их в профильный 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Предметом регулирования 248-ФЗ являются побочные продукты животноводства – навоз и помет сельскохозяйственных животных. Благодаря нововведениям хозяйствующие субъекты теперь имеют право (но не обязанность!) относить вещества, ранее классифицируемые как отходы животноводства, к побочным продуктам животноводства. Соответственно, при условии соблюдения требований к обращению с ППЖ, навоз и помет исключаются из предмета природоохранного законодательства. Контролируются они в этом случае уже не Росприроднадзором – на наличие паспортов отходов, лицензий на обращение, регистрации объектов размещения отходов – а Россельхознадзором: в части до внесения – ветеринарным надзором, а в части внесения в почву – земельным.

Требования к побочным продуктам животноводства в первую очередь направлены на исключение негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека. Среди ключевых – недопущение к использованию необработанных ППЖ, исключение утечек в водные объекты, проверка на отсутствие токсинов и патогенов.

В случае нарушения ряда требований побочные продукты животноводства возвращаются в разряд отходов, и тогда на хозяйствующего субъекта накладывается весь объем требований, связанных с природоохранным законодательством.

Аналогичный подход используется и в 268-ФЗ. Этот закон, неоднократно именуемый «законом о ВМР», т.е. о вторичных материальных ресурсах, устанавливает общеотраслевой подход к отнесению отходов к вторичным ресурсам, вторичному сырью и побочным продуктам производства (ППП).
 

Изменения в ТР/ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции»


Решением Совета ЕЭК от 23 сентября 2022 г. № 143 одобрен проект «О внесении изменений в технический регламент Таможенного союза о безопасности молока и молочной продукции» (Изменения №2). Изменения уточняют понятийный аппарат технического регламента, вносят технические правки в части идентификационных, физико-химических и микробиологических показателей отдельных видов молочной продукции. Документ опубликован 27 сентября 2022 года и вступит в силу по истечении 360 календарных дней с даты официального опубликования, то есть в сентябре 2023 года.

Поправки вносят изменения в определение восстановленного молока. Согласно документу, восстановленное молоко может теперь быть обогащенным продуктом.

Также в техрегламенте появился термин «мороженое молокосодержащее» - мороженое с МДЖ не более 6%. Ранее в документе был закреплен только термин «мороженое с заменителем молочного жира» с МДЖ 12%. Помимо этого, в ТР ТС появились примеры национальных молочных продуктов, которым стали такие продукты, как айран, сюзьме, тан, чалап, мацун, курут.

В техрегламент также внесен термин «продукт переработки молока концентрированный, сгущенный». Как пояснили в Союзмолоко, внедрение данной категории в ТР ТС 033 позволит расширить применение сыворотки для производства продуктов и обеспечить их дальнейшую стандартизацию.

Согласно поправкам, появилась возможность указывать придуманное название молочных продуктов, например, будет возможно выпускать «напиток кисломолочный «Утренняя свежесть». Также появилась возможность использовать комбинированные наименования для тех продуктов, которые не поименованы в ТР ТС 033, например йогуртовое мороженное.

Информацию о том, что продукт содержит растительные масла больше не удастся размещать на листке-вкладыше. Даже в условиях ограниченной возможности производители будут обязаны размещать эту информации на упаковке.

Для йогуртов с добавками показатель СОМО более не является нормируемым и контролируемым.

Изменились физико-химические показатели идентификации продукции детского питания. Было исключено нормирование содержания золы и увеличен порог содержания витамина Д. По мнению производителей детского питания, данные изменения позволят локализовать производства детского питания и обеспечить потребителей продукцией высокого качества.
 

Требования к маркировке молочной продукции


С 28 февраля 2023 года вступает в силу требование по указанию в реквизитах чека информации о кодах идентификации при расчетах за товары, приобретенные по образцам или дистанционным способом, а также юрлицами и ИП, оказывающими курьерские услуги и услуги почтовой связи, связанные с доставкой товара, подлежащего обязательной маркировке, конечным потребителям по поручению продавца, в том числе с доставкой такого товара наложенным платежом в отделение почтовой связи или иные пункты выдачи и временного хранения товара (включая постаматы).
С 20 апреля 2023 года вступает в силу требование по указанию в реквизитах чека информации о кодах идентификации при расчетах за товары, приобретенные в вендинговых автоматах, оснащенных автоматическим устройством для расчетов.

С 1 декабря 2023 года требования по маркировке молочной продукции и направлению сведений в систему маркировки вступают в силу для крестьянско-фермерских хозяйств и сельскохозяйственных производственных кооперативов.

С того же числа вступают в силу требования в области передачи информации о выводе из оборота в систему маркировки для организаций, приобретающих молочную продукцию для использования в целях, не связанных с ее последующей реализацией (продажей). При этом прекращают действие положения, позволяющие посредством УПД или отчета о выводе из оборота выводить молочную продукцию из оборота участнику оборота, осуществляющему ее продажу (за участника оборота, приобретающего продукцию для использования в целях, не связанных с последующей реализацией).
 

Компенсация за изъятие скота или продукции при ликвидации очагов болезней


С 1 марта 2023 года начнет действовать закон № 222-ФЗ от 28 июня 2022 года. Он устанавливает новый порядок выплаты компенсаций за изъятие скота или продукции животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных. Важное нововведение – владельцу изъятых животных могут отказать в компенсации или ощутимо уменьшить ее размер.

По новым правилам после получения заявления о возмещении ущерба местные власти будут направлять запрос в территориальные управления Россельхознадзора. Суть запросов – установить, допускал ли собственник животных за последние 12 месяцев нарушения ветеринарного законодательства. Если выяснится, что нарушения были, сумму компенсации могут снизить на 25 или 50%, а то и вовсе отказать в возмещении ущерба. Перечень таких нарушений определил Минсельхоз.

Так, размер компенсации могут снизить за неинформирование ветеринарных служб обо всех случаях заболевания или гибели скота, за установленные факты выгула свиней или их контактов с другими животными, за нарушения при обращении с особо опасными биологическими отходами и в ряде других случаев. При неоднократном нарушении ветеринарных правил в компенсации могут отказать. Если при подозрении или установленном диагнозе на особо опасную болезнь животных на предприятии в выпущенной в оборот продукции выявят возбудителя этой болезни, в компенсации откажут сразу.
 

Ввод ветпрепаратов в оборот


В наступившем году изменится механизм ввода ветеринарных препаратов в гражданский оборот. Изменения начнут действовать с 1 сентября 2023 года после вступления в силу закона № 317-ФЗ от 2 июля 2021 года. Он вносит поправки в закон «Об обращении лекарственных средств».

По новым правилам производитель ветпрепарата или тот, кто ввозит его в Россию, должен предоставить в Россельхознадзор документ о его качестве, а также подтверждение уполномоченного лица предприятия о том, что препарат соответствует требованиям, которые были указаны при его государственной регистрации. Ввод в гражданский оборот иммунобиологических препаратов, например вакцин или сывороток, будет возможен только на основании разрешения, полученного в Россельхознадзоре, по результатам испытаний первых двух серий препарата в аккредитованной испытательной лаборатории.

Документ будет считаться действительным на весь срок обращения той серии препарата, на которую его выдали. Разрешение на последующие серии будет действовать 3 года. Для ввода в гражданский оборот импортного ветпрепарата потребуется также заключение о соответствии требованиям GMP (Good Manufacturing Practice – надлежащей производственной практики). Такой документ выдает Россельхознадзор после проведения GMP-инспекции производственной площадки, где выпускают этот препарат.

Таким образом уравниваются требования, предъявляемые к зарубежным и отечественным производителям. Дело в том, что по закону об обращении лекарственных средств все российские предприятия по выпуску ветпрепаратов и так обязаны получать заключения о соответствии требованиям GMP, в то время как иностранные производители должны получать такие заключения только на те препараты, которые были зарегистрированы уже после внедрения стандарта GMP в России. А находящиеся в гражданском обороте препараты, которые зарегистрировали раньше, под это требование сегодня не подпадают.

Кроме этого, по новому закону производители или импортеры ветпрепаратов ежегодно не позднее 1 февраля обязаны предоставлять в Россельхознадзор протокол испытания в аккредитованной лаборатории одной серии каждого торгового наименования препарата, поступившего в течение года в гражданский оборот.
 

Правила содержания коз и овец

 
1 марта 2023 года вступают в силу новые ветеринарные правила содержания коз и овец, которые будут действовать до 1 марта 2029 года.

Ветеринарные правила устанавливают отдельные требования для личных подсобных или фермерских хозяйств и для крупных предприятий.

Так, территории предприятий, где содержится более 1 тыс. голов мелкого рогатого скота, должны разделяться на зоны. Кроме производственной зоны, где размещаются животные, должны быть предусмотрены, в том числе отдельные выгульные площадки, ветеринарно-профилактический пункт с помещением или местом для хранения ветпрепаратов, а также отдельные зоны для карантинирования, хранения и переработки навоза и утилизации биоотходов.

Поступающие в такие хозяйства овцы и козы должны содержаться в карантине не менее 21 дня.

Кроме того, новые ветеринарные правила устанавливают требования к помещениям для содержания поголовья, площадкам для выгула, профилактике и диагностике болезней. Также установлены нормы поения и кормления в зависимости от состояния и возраста животных.
 

Правила по борьбе с пастереллезом

 
С 1 марта 2023 года в России вступят в силу новые ветеринарные правила по пастереллезу разных видов животных. Правила утверждены приказом Минсельхоза РФ № 770 и будут действовать до 1 марта 2029 года.

В ветправилах прописаны профилактические мероприятия, которые должны соблюдать хозяйства, чтобы не допустить заноса заболевания, а также порядок действий, если возникает подозрение на пастереллез, правила диагностики, требования и ограничения при введении карантина. Так, для профилактики пастереллеза правила предписывают проводить вакцинацию животных.

Документ регламентирует порядок отбора проб для диагностики пастереллеза, методы при проведении лабораторных исследований. «Диагноз на пастереллез считается установленным, если выделен и идентифицирован возбудитель», – указано в ветправилах.

Сроки длительности карантина по пастереллезу будут зависеть от типа хозяйства. Если на предприятии содержат крупный рогатый скот, то карантин будет длиться минимум 90 дней. На других предприятиях (кроме птицеферм) карантин вводится минимум на 14 дней.

«Отмена карантина в хозяйствах по содержанию и разведению птиц осуществляется после убоя всех больных и подозреваемых в заболевании пастереллезом птиц, вакцинации против пастереллеза птиц», – говорится в правилах.
 

Правила по борьбе с чумой мелких жвачных животных


С 1 марта 2023 года в России вступят в силу новые ветеринарные правила по чуме мелких жвачных животных (ЧМЖЖ). Эти правила утверждены приказом Минсельхоза № 741 от 26 октября 2022 года.

Стоит отметить, что в 2020 году Россия была признана Всемирной организацией здравоохранения животных (ВОЗЖ) страной, благополучной по чуме мелких жвачных. В мире, по данным ВОЗЖ, ежегодные экономические потери из-за ЧМЖЖ оцениваются в 1,2–1,7 млрд долларов США.
 
Ветправила нужны в том числе для того, чтобы не допустить занос возбудителя в нашу страну с восприимчивыми животными или полученной от них продукцией.

«Дело в том, что даже если какие-то болезни в России, к счастью, не регистрируются, они включены в список ВОЗЖ, а также в перечень трансграничных болезней животных. Ветправила регламентируют не только процесс лечения животных (в возможных случаях) и установления карантина, но и, к примеру, действия ветслужб при ввозе продукции животного происхождения и живых животных в нашу страну», – пояснял заместитель министра сельского хозяйства России Максим Увайдов.

Новые ветправила содержат требования к профилактике и диагностике болезни, мероприятиях при подозрении на инфекцию и меры при введении карантина. В числе мер профилактики указано, что на территориях субъектов специалисты Россельхознадзора должны отбирать пробы для лабораторных исследований. Это нужно, чтобы доказать отсутствие циркуляции возбудителя.

В правилах прописано, какие методы следует применять для лабораторных исследований проб на ЧМЖЖ и в каких случаях диагноз считается установленным. Также в правилах указано, как определить эпизоотический очаг, неблагополучный пункт и угрожаемую зону. Перечислены ограничения на время карантина, который вводится минимум на 42 дня.   
 

Экспортные пошлины на удобрения


Россия с 1 января 2023 года ввела экспортные пошлины на все виды минеральных удобрений: ставка 23,5% будет взиматься от цены свыше $450 за тонну. При стоимости удобрений в пределах $450 за тонну ставка пошлины будет нулевой.
 
Пошлины будут действовать по 31 декабря 2023 года.
 
По оценке аналитиков телеграм-канала «Мои инвестиции», из-за пошлин в 2023 году отрасль может потерять до 10% EBITDA.
 

Маркировка скота


С 1 сентября 2023 года вступит в силу закон № 221-ФЗ от 28 июня 2022 года. Документ вносит изменения в закон «О ветеринарии» и вводит обязательную маркировку сельхозживотных, а также их учет. При этом обязательной она станет не ранее 1 марта 2024 года. К этому времени в Минсельхозе утвердят новый перечень животных, подлежащих маркированию и учету.

Проект постановления кабмина с обновленным перечнем таких животных уже разработан, но пока еще не принят. По проекту маркировка станет обязательной, в частности, для крупного рогатого скота, свиней, овец, коз, а также домашней птицы, кроликов и даже пчел. Кроме того, маркировке будут подлежать животные, поступившие в приюты, а также используемые в культурно-зрелищных целях. Весь крупный рогатый скот, лошадей, верблюдов, а также животных из приютов и культурно-зрелищных учреждений будут маркировать индивидуально. Свиньи, овцы, козы, куры, индейки и утки, а также пчелы подлежат групповому маркированию и учету.

Поправки в закон «О ветеринарии» делают маркировку и учет сельхозживотных обязательными как для крупных предприятий, так и для личных подсобных хозяйств, а также граждан – владельцев таких животных.

Процесс учета животного будет для его хозяина бесплатным, а средство маркировки он может выбрать сам и купить за свой счет. Это может быть пластмассовая бирка, подкожный микрочип, болюс, кольцо или ошейник. Информацию о маркированных животных будут вносить в государственную информационную систему Россельхознадзора в области ветеринарии «ВетИС». Для учета животных в ведомстве разработали и запустили в промышленную эксплуатацию компонент этой системы под названием «Хорриот».

Каждому животному или группе животных присвоят уникальный идентификационный номер (УИН), состоящий из букв и цифр. Он будет действовать в течение всей жизни животного или все время существования группы животных.

Карточка животного в системе будет содержать, в частности, сведения о его поле, возрасте, биологическом виде и породе, а также информацию о средстве его маркировки, месте содержания и данные владельца. В карточку ввезенных в Россию животных, помимо прочего, будет вноситься дата ввоза.

По мнению экспертов, внедрение идентификации и учета животных позволит привести в порядок статистику сельскохозяйственного поголовья и усилить контроль безопасности продовольственного сырья.
 

Поддержка бизнеса


Действие более 40 мер поддержки бизнеса, введенных с учетом санкций недружественных государств, продлили до конца 2023 года. Такой закон вступил в силу 1 января 2023 года.

В частности, это касается норм, которые позволяют не учитывать снижение стоимости чистых активов акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью ниже размера их уставного капитала. То есть АО и ООО смогут избежать ликвидации, даже если стоимость их активов опустится ниже размера уставного капитала.

Также решено сохранить возможность взимания справедливой платы с арендаторов из недружественных стран, которые закрыли свои магазины, но продолжают занимать помещения. Они зачастую не несут серьезных расходов, поскольку по договору обязаны выплачивать хозяевам площадей долю с оборота. Для таких компаний разрешено установить платеж в размере среднемесячной оплаты за прошлый год или разорвать договор аренды в одностороннем порядке.
 
 
1673345911

Молоко

12616 просмотров

Также рекомендуем:


2 форум
Молочные заводы
Комментарии
2 ФОРУМ
кизельман-март-24
Нов 5 мин еженедельно

Как помогать
Молочные заводы
ТЕЛЕГА
Подпишитесь на нашу рассылку
Нов 5 мин еженедельно

эконива КРС

Аналитический центр Milknews
Дзен
Молочные заводы
Дзен
Молочные заводы