Обзор Что переработчики молока думают об ограничении наценок


Крупные розничные сети заявили о намерении ограничить повышение наценки на базовые продукты питания. Как стало известно ранее,  X5 Retail Group, «Магнит» и «Бристоль» готовы до конца 2022 года устанавливать наценки на самые дешевые базовые продукты не более чем на 10%. Власти рассчитывают, что инициативу поддержат и другие ритейлеры. О том, как к этой инициативе относятся производители молока - Milknews рассказал в новом материале. 

Сети выступили с предложением 

X5 Retail Group, «Магнит» и «Бристоль» заявили о том, что готовы до конца 2022 года устанавливать наценки на самые дешевые базовые продукты не более чем на 10%. В X5 уточнили, что ограничения наценки коснутся более 20 товарных категорий и начнут действовать с 12 января во всех магазинах сети. Список конкретных товаров будет определяться ежемесячно, добавили в группе. 

Согласно информации от пресс-службы «Магнита», инициатива предусматривает установление максимальной наценки на товары первой необходимости на уровне не более 10%, при этом ее минимальный размер не ограничен. Предполагается, что ограничение будет установлено на примерно 200 товарных позиций из 25 категорий, составляющих базовую продовольственную корзину российского покупателя, в том числе, вермишель, овощи борщевого набора, хлеб, молоко, сливочное масло, гречневую крупу и другие. Доля товаров, которые подпадают под добровольное ограничение наценки, может составить 30-40% от оборота социально значимых товаров в «Магните» в денежном выражении.

Соответствующие предложения представители сетей направили в Федеральную антимонопольную службу. 

Напомним, что по данным Росстата, за 2021 год цены на продовольственные товары (включая алкогольные напитки) выросли на 10,62% против роста на 6,69% в 2020 году. Это стало одной из причин высокой инфляции, которая по итогам прошлого года достигла 8,39% против 4,91% в 2020 году. Такая ситуация вынудила власти обратить внимание на ценообразование ритейлеров. В августе ФАС начала проверку крупных ритейлеров на предмет сговора, «последствием которого может являться рост и поддержание (высоких) цен». Но в конце года служба заявила, что сговора не обнаружила.

Производители настроены позитивно

В основном производители молочной продукции, с которыми удалось пообщаться Milknews, позитивно отнеслись к данному предложению.

- Мы полностью поддерживаем инициативу сетей не повышать цены на социально значимые продукты. Как производители таких товаров, со своей стороны мы тоже постараемся не повышать цены на них, чтобы они были доступны населению, отмечает заместитель гендиректора молочного завода «Пискаревский» Георгий Житмарев.

Он добавляет, что инициатива некоторых ритейлеров, в частности, Х5 и «Магнита» ограничить собственную наценку на социально значимые продукты не более чем на 10% говорит о социальной ответственности этих компаний.

Похожего мнения придерживается и член совета директоров Брянского молочного комбината Константин Малыхин. Он называет решение сетей не увеличивать наценки на социально значимую продукцию очень хорошим и правильным. В первую очередь, такой шаг существенно поддержит потребителей, особенно с низкими доходами, уверен топ-менеджер. Более того, он считает, что, возможно, стоило бы расширить перечень продуктов, на которые торговая наценка составит не более 10%. 

- Производители продуктов питания, в том числе, молочной категории, скорее всего, от этого решения тоже выиграют, так как спрос на их продукцию увеличится. Ведь если цена на продукты не будет сильно расти, значит, возможно, их будут чаще покупать, - прогнозирует Малыхин.

Директор по стратегии и развитию компании «Кабош» Максим Никиточкин отмечает, что сама по себе такая инициатива сетей для производителя продукции, по которой снижается наценки сети, положительна - снижается потребительская цена, что ведет к росту продаж. 

- Это объясняется эластичностью спроса по цене. Для социально значимых товаров она в среднем выше 1, что говорит о том, что оборот сетей, скорее всего, вырастет, однако изменение их маржи может быть и отрицательным. Вопрос в том, будут ли сети компенсировать снижение наценки на одну категорию товаров ростом наценки на другую категорию товаров. 

При этом, добавляет Никиточкин, надо понимать, что низкая наценка (до 10%) на некоторые социально значимые товары, например, томаты и огурцы в некоторых крупных сетях, уже давно функционирует. 

- Сейчас сложно однозначно ответить, окажутся ли в итоге в выигрыше производители молочной продукции, надо подождать и посмотреть, не вырастет ли наценка на другие категории продукции, например, сыры.

Решение должно быть системным

Начальник управления информационно-аналитического контента «БКС Мир инвестиций» Василий Карпунин отмечал, что инициативы всего трех ритейлеров недостаточно в масштабе страны для серьезного влияния на темпы роста цен, нужно, чтобы к ней присоединились и другие ритейлеры, которым сделать это будет гораздо сложней из-за большего давления на маржинальность на фоне меньшего масштаба. При этом речь идет лишь о надбавках сетей, а цены на продукцию могут расти у поставщика или производителя. 

Исполнительный директор Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков в своем комментарии говорил, что список социально значимых продуктов первой необходимости совсем не велик и касается обычно одной наиболее дешёвой позиции в товарной группе, а на такие продукты наценка и без того является минимальной - для привлечения покупателей в магазин. Но для производителей это зачастую означает работу в минус по таким позициям. 

Востриков считает, что меры для того, чтобы обеспечить производителям хотя бы минимальную рентабельность, необходимы на государственном уровне.

- Системно государство должно обеспечить хотя бы минимальную рентабельность производителям продовольственных товаров для стимулирования расширения производства и контролировать недопущение превышения 25% доли присутствия той или иной сети в муниципальных образованиях. Тогда начнется конкуренция в розничной торговле, и цены будут более стабильны по всему ассортименту товаров, - цитирует представителя «Руспродсоюза» «РИА Новости».

Нерыночный механизм

Руководитель проектов «НЭО Центра» Екатерина Михалева отмечает, что ограничение наценки и регулирование цен не является рыночным механизмом. Однако, ввиду сложившейся ситуации, в России необходима поддержка покупательской способности населения в виде доступности по цене социально-значимых товаров.

- Данное регулирование максимальной торговой наценки позволит сдержать рост цен и инфляции на среднесрочный период. При условии, что в сырьевых и сопутствующих отраслях в России, в мире, темпы роста инфляции товаров замедлятся, регулирование возможно будет отменить или сократить.

Некоторые участники рынка считают важным, чтобы ограничения торговых наценок не ложились на плечи переработчиков. 

- Путь, когда иностранные торговые корпорации пытались диктовать производителям молочной продукции цены, уже пройден другими странами. И в итоге они пришли к тому, что государство регулирует ценовую политику и для производителей, и для переработчиков, и для ритейлеров, и цены на молоко там остаются стабильными уже многие годы, - делится директор ГК «Деревенский молочный завод» Александр Сухинин.

Он добавляет, что, если мы хотим, чтобы цены на молочную продукцию оставались на комфортном для потребителя уровне, необходим комплекс мер с господдержкой – непосредственно ритейлеры не имеют никакого права регулировать цены. 

В случае же, если сети решат диктовать условия в плане цен реализации производителям – ритейлерам самим эта ситуация может выйти боком, так как производители просто не смогут поставлять им продукцию в достаточном объеме – дефицит ее усилится. 

- Производители и переработчики, чтобы развиваться, должны получать прибыль со своего бизнеса, а сейчас они несут только затраты – одна маркировка нанесла существенный урон по доходам отрасли, - подчеркивает Сухинин. 

Наиболее оптимальной формой поддержки цен на социально значимые товары, считает Михалева, является прямая адресная поддержка нуждающихся (дотации, прямые выплаты). 

- Однако данный способ сопряжен с необходимостью поиска ликвидности в экономике, который может повлияет в том числе на увеличение денежной массы и, как следствие, роста инфляции. Применительно к российским реалиям ограничение наценки на социально значимые товары сможет поддержать покупательскую способность, чтобы люди не ограничивали и не урезали само потребление. С другой стороны, это поможет сдержать продолжающийся в 2022 году рост инфляции.

Регулирование наценки — это защитный механизм, который позволит поддержать продажи, отмечает эксперт. Он присутствует в любой стране в виде пошлин и заградительных тарифов, которые поддерживают внутренние цены и сдерживают импорт. 

- Аналогичные кейсы можно наблюдать, например, в бывших республиках СССР. Другим примером выступает регулирование Китайским правительством уже сформированных и активно растущих отраслей (образование и технологии), деятельность которых частично прекращается или ограничивается в целях достижения социальной значимости для страны, - заключает Михалева.

1643010625

Автор: Елена Максимова
Теги: АПК бизнес

3231 просмотр

Также рекомендуем:


Quick мобильный

Комментарии
Для добавления комментариев вам необходимо авторизоваться
Кизельман новое будущее
МО 2021
АгроИнвестор 24 мая
ТЕЛЕГА
Видео 5 минут
Константа 28 апреля
Сыр 118 до 1.06
Подпишитесь на нашу рассылку
Кизальман с 10.03.22


Аналитический центр Milknews
Зерно 28 мая
Полка 24 июня
Зерно 28 мая
Полка 24 июня