Подробности Как Danone Россия реализует экологические инициативы
Улучшать условия жизни животных, перерабатывать упаковку, экономить водные ресурсы – эти очевидные цели должны быть в стратегии каждой компании, но обстоятельства часто заставляют управленцев ставить только финансовые цели, забывая о созидательных. Напоминают нам про ответственность перед поколениями обычно крупные компании, у которых есть ресурсы и стратегический взгляд. Danone Россия выпустила первый публичный нефинансовый отчет об устойчивом развитии, адресованный широкой аудитории. Milknews рассказывает, как компания видит свой вклад в будущее поколений и зачем вам нужно про это знать.
Что такое ESG-повестка и зачем она нам?
Понятие ESG появилось в корпоративном управлении как ответ на ухудшение состояния окружающей среды, системные социальные и управленческие проблемы в мире. Говоря корпоративным языком, ESG повестка состоит из принципов экологического, социального и корпоративного управления, в соответствии с которыми компания обеспечивает свое устойчивое развитие. Простыми словами: компания ставит перед собой цели быть более экологичной, улучшать жизнь своих сотрудников и повышать эффективность управления как внутри компании, так и в мире в целом.
В первом отчете об устойчивом развитии Danone собраны ключевые результаты, проекты и инициативы компании в области экологической и социальной ответственности за 2021 год, которые не только отражают ее цели и достижения, но и служат отличным примером для остальных игроков рынка.
“ESG-отчетность, а точнее нефинансовая отчетность компаний, в том числе в вопросах охраны окружающей среды - повсеместный мировой тренд, - отмечает менеджер по работе с органами государственной власти Союзмолоко, курирующий экологическую повестку, Даниил Бобков. - Концепция ESG или отдельные документы в рамках нее иногда подвергаются критике, однако сам подход - дать потребителю продукции информацию о том, что компания делает, чтобы ее бизнес приносил пользу обществу и природе - прочно укоренился в мировой практике. Именно поэтому важно следить за лидерами рынка, отслеживать тенденции и перенимать лучшие практики. То, что сегодня делает Danone Россия в рамках добровольных обязательств и внутрикорпоративных целей, вполне возможно, завтра станет частью обязательных требований, предъявляемых на государственном уровне”.
Что в отчете?
Danone Россия - один из крупнейших в нашей стране производителей молочных продуктов, продуктов на растительной основе, детского питания, а также продуктов для взрослых и детей, которым нужна дополнительная нутритивная поддержка в периоды болезни, восстановления и реабилитации.
«Мы ставим перед собой цель предлагать качественные продукты, произведенные с соблюдением строгих стандартов в области качества, пищевой безопасности и охраны окружающей среды, - говорится в заявлении компании.
Danone Россия владеет производственными площадками в 14 регионах России и собственным фермерским хозяйством «Вербиловское» в Липецкой области. По состоянию на конец 2021 года в компании работали 6612 сотрудников, она сотрудничала с 3922 ключевыми поставщиками и 302 фермами-партнерами. В портфеле компании - 10 брендов свежих молочных продуктов и продуктов на растительной основе (95%) и 20 брендов детского и специализированного питания (5%). Выручка Danone Россия в 2021 году по сравнению с предыдущим годом выросла на 0,1% до 122,7 млрд рублей, а объем инвестиций компании в российскую экономику составил более $2,5 млрд.
«Мы закупаем около 1,2 млн тонн сырого молока в год. География закупок нашего сырья распространяется от Санкт-Петербурга на западе до Красноярска на востоке и Краснодара на юге. В среднем, 302 фермерских хозяйства (200 поставщиков) и порядка 180 тыс. коров производят молоко для нашей продукции», - говорится в отчете.
Компания ставит перед собой 7 долгосрочных целей: снижать углеродный след ферм, рационально использовать водные ресурсы, сохранять биологическое разнообразие, повысить прибыль от производства безопасного и качественного молока, обеспечить достойные условия труда, заботиться о благополучии животных, а также улучшать качество земель и плодородие почв.
«Эффективная партнёрская работа с поставщиками молока — это не просто операционная необходимость, но возможность развивать устойчивую бизнес-среду и внедрять практики ответственного сельского хозяйства», - говорится в отчете.
Компания сотрудничает с разными типами сельских хозяйств — от малых до новых индустриальных ферм. Ежегодно Danone Россия проводит обязательную для всех поставщиков кластеризацию ферм, в рамках которой оценивается текущий уровень развития каждого хозяйства и по итогам формируется индивидуальный план его развития.
«По результатам оценки ферма получает доступ к конкретному списку программ и привилегий. В зависимости от статуса поставщика предполагается разный подход к контрактной политике, возможностям по финансированию, доступности к проектам по развитию, управлению отношениями», - отмечают в компании.
Для работы с поставщиками компания запустила также информационный портал VIP Milk, целью которого является распространение лучших практик в области молочного производства и фермерства. Danone Россия постоянно работает над усовершенствованием площадки - так, например, личный кабинет на платформе должен помочь систематизировать всю историю взаимодействия фермеров и поставщиков с компанией, в том числе статистику по объёмам и качеству поставок.
Также Danone Россия реализует образовательный проект «Молочная бизнес-академия», в портфеле которого 10 обучающих программ для фермерских хозяйств, призванных развивать устойчивые практики молочного фермерства в стране. За время существования МБА обучение в ней прошли более 2 400 специалистов молочных хозяйств из 49 регионов России и Казахстана.
Совместно с компанией MSD Danone Россия развивает исследовательский проект, направленный на уменьшение использования антибиотиков на фермах при снижении заболеваемости животных. По итогам проекта использование антибиотиков на фермах-партнёрах компании снизилось на 34%, при этом 100% сырого молока контролируется на содержание антибиотиков.
В 2021 году Danone Россия произвела настройку систем вентиляции на 10 фермерских хозяйствах. 41 партнёров-фермеров получили информацию и обоснования отказа от купирования хвостов коровам, при этом по итогам года 5 ферм перестали обрезать хвосты животным.
Помимо этого компания развивает свои компетенции в области регенеративного земледелия в рамках сотрудничества с группой «ФосАгро» для снижения негативного воздействия на окружающую среду и почвы. «В 2022–2023 годах мы планируем продолжить распространение принципов и подходов совместной инициативы с ФосАгро на фермерские хозяйства-партнёры», - говорится в отчете.
Собственную ферму «Вербиловское» компания использует как площадку для применения передовых практик в области устойчивого сельского хозяйства. Объём инвестиций в развитие фермы с 2019 по 2021 год составил 162 млн руб. За прошедшие пять лет на ферме удалось на 17% повысить эффективность надоя с одной коровы и на 25% нарастить объём производства молока. С 2017 года компания добилась снижения интенсивности выбросов парниковых газов от производства молока на ферме на 6,4%.
«Danone Россия стремится минимизировать воздействие своей деятельности на окружающую среду и вносить вклад в сохранение природных ресурсов через принятие ответственных бизнес-решений. Наши усилия направлены на устойчивое развитие сельскохозяйственной отрасли и заботу о благополучии планеты», - говорится в отчете.
В рамках этого направления компания:
- оптимизирует потребление водных ресурсов,
- повышает уровень переработки отходов, в том числе пищевых,
- разрабатывает инновационные подходы к упаковке,
- создает масштабные проекты по энергоэффективности,
- реализует проекты по снижению выбросов парниковых газов.
Водные ресурсы
Система управления ответственным водопользованием в Danone Россия построена на основе модели 4R (англ. Reduce (сокращение потребления), Reuse (повторное использование воды, Recycle (возвращение в производственный цикл), Reclaim (регенерация воды, водоочистка).
Согласно отчету, 11 из 13 производственных площадок компании оборудованы очистными сооружениями для сточных вод. В результате мероприятий по водосбережению на 10% снизился показатель абсолютного водозабора. На 6% сократилось потребление воды на тонну готовой продукции благодаря оптимизации производственных процессов.
Целью компании является снижение потребления свежей воды на тонну продукции на 50% к 2030 году.
Переработка отходов
В рамках концепции 3R Danone Россия реализует мероприятия по оптимизации сбора и сокращению отходов, распределяя все инициативы по ответственному управлению отходами на три группы: Reduce (предотвращение образования), Reuse (повторное использование), Recycle (переработка).
Согласно отчету, в 2021 году компанией было образовано 17 963 тонны отходов, что на 4% меньше, чем в прошлом году. Также сократилось объем отходов, направляемых на захоронение и сжигание, включая существенное уменьшение этого показателя по опасным отходам — менее 1% опасных отходов отправлено на сжигание без использования тепла или захоронение. В целом в 2021 году 58% отходов компании возвращено в экономику, то есть не направлены на захоронения и сжигание.
Что касается продовольственных отходов, то по результатам 2021 года 61% органических отходов было возвращено в экономику, а объем их образования снизился на 7%.
В планах компании достигнуть к 2025 году нулевого показателя пищевых и упаковочных отходов, направляемых на захоронение.
Упаковка
Danone Россия реализует ряд инициатив по развитию устойчивых упаковочных решений, среди которых:
- отказ от материалов, не подлежащих переработке;
- снижение веса и расхода упаковочных материалов;
- содействие развитию отрасли переработки;
- использование вторичного сырья в упаковке;
- использование принципов устойчивого дизайна.
В 2021 году общий объем использованной упаковки снизился на 16% по сравнению с прошлым годом благодаря уменьшению веса упаковки и снижению объемов производства продукции. При этом 75% продукции выпущено в упаковке, пригодной для переработки.
В планах компании - к 2025 году добиться того, чтобы 100% упаковки было пригодно для повторного использования, переработки и компостирования.
Изменение климата
«Борьба с изменениями климата — один из ключевых приоритетов компании как в России, так на глобальном уровне. Danone Россия не только сокращает собственный углеродный след, но и содействует минимизации выбросов от поставщиков молока, злаков и других продуктов сельского хозяйства, а также упаковки», - говорится в отчете.
Для достижения климатических целей — снизить интенсивность выбросов на 30% до 2030 года – компании решает вопросы:
- оптимизации использования энергии и повышения энергоэффективности;
- сокращения выбросов углеродного следа всего цикла продуктов — от производства молока на фермах до готовой продукции на полке;
- рационализации выбора сырьевых материалов и упаковки.
Инициативы Danone Россия по снижению выбросов парниковых газов включают в том числе:
- проекты по снижению углеродного следа производства молока
- проекты по снижению количества пищевых отходов и отходов упаковки
- перевод части молоковозов на метан в качестве альтернативного топлива
Энергоэффективность
«Оптимизация энергопотребления — следующий значимый приоритет в снижении климатического воздействия компании на окружающую среду. Мы системно работаем над тем, чтобы сокращать потребление энергии в собственных операциях и перейти на возобновляемые источники энергии», - говорится в отчете.
Среди инициатив компании по оптимизации энергопотребления:
- рациональное использование водных ресурсов
- обращение с отходами
- энергосбережение
«Мы не останавливаемся на достигнутых результатах в области охраны окружающей среды, но продолжаем концентрироваться на поиске новых возможностей по ключевым направлениям природоохранной деятельности, чтобы оптимизировать и сохранять ресурсы», - говорится в отчете компании.
экология