Пять главных вызовов, которые ждут молочную отрасль России
В рамках деловой программы выставки DairyTech 2020 Milknews посетил пленарную сессию «Точки роста, новые продукты и технологии в молочной отрасли» и дискуссию “Работа в системе "Меркурий" и введение цифровой маркировки”, в ходе которых ведущие эксперты рынка, представители власти и бизнеса обсудили главные вызовы, стоящие перед российской молочной отраслью, а также актуальные тренды рынка. Milknews выделил пять ключевых пунктов обсуждения.
Спрос медленно растет вместе с доходами населения
Проблема стагнации спроса и низкого потребления молочной продукции в России остается одним из главных вызовов, стоящих перед отраслью, отметили участники встречи. Во многом это связано с медленным ростом реальных доходов населения. Несмотря на то, что в 2019 году реальные располагаемые доходы россиян выросли, по предварительной оценке, на 0,8% в сравнении с уровнем 2018 года, тренд потребления нестабилен и расслабляться рано, считает управляющий партнер Streda Consulting Алексей Груздев.
Рост потребления молока в 2019 году составил 4,7%, оно достигло 28,6 млн. тонн. Ожидается, что этот тренд сохранится и в 2020 году, пусть и несколько замедлится - потребление достигнет порядка 28,9 млн. тонн, отметил эксперт. Основными факторами, влияющими на рост потребления, он назвал «обеление» рынка и снижение доли фальсификата, в том числе благодаря внедрению системы «Меркурий» и в особенности трансформации молочной полки.
Проблему потребления назвала злободневной и глава Минсельхоза Удмуртии Ольга Абрамова. Она указала на важность работы с новым поколением потребителей, которые в будущем могут предпочесть традиционные молочные продукты растительным аналогам. Одним из наиболее действенных средств популяризации молока среди подрастающего поколения она назвала программу «Школьное молоко», которая действует в ряде регионов России, в том числе в Удмуртии. По мнению министра, программа показала отличные результаты, и ее надо распространить на всю Россию, обеспечив доступ производителей в систему социального питания. При этом государство должно сделать все, чтобы минимизировать возможны риски, в первую очередь, не допуская поставок некачественной продукции.
О потреблении сыра в России рассказал в ходе встречи директор по развитию и маркетингу «ПиР Продукт» Юрий Власенко. Он отметил, что в России потребление сыра составляет 5,7 кг на душу населения, что намного меньше, чем в соседних Финляндии и Польше. По его мнению, рост спроса на качественный продукт растет, у сегмента есть большой потенциал. Среди главных трендов сырного рынка эксперт выделил рост осознанного потребления, онлайн-продаж и продаж в специализированных магазинах, а также готовность потребителя переплачивать за продукты местного производства. Сыроделы, по словам Власенко, ожидают роста доходов населения, который позволит разрабатывать новые продукты. При этом он отметил, что в программу «Школьное молоко» хорошо бы добавить сыр.
У молока хорошие перспективы в плане потребления, уверен генеральный директор Tetra Pak в России Александр Криволапов. По его оценкам, в ближайшие 10 лет на мировом молочном рынке появится до 1 млрд новых потребителей, в основном за счет жителей Индии и других стран «третьего» мира, в том числе Африки. Эту тенденцию необходимо учитывать и российским экспортерам молочной продукции.
Поставки на внутренний рынок выгоднее экспорта
Одним из главных вызовов молочного рынка эксперты назвали расширение экспорта молочной продукции, который является важным направлением развития отрасли. По мнению Алексея Груздева, на данный момент главной проблемой экспорта является небольшой охват зарубежных рынков, на которые поставляется отечественная молочная продукция, а также довольно узкий ассортимент экспортируемых молочных товаров. Довольно скоро государство спросит у отрасли, с чем она намерена выходить на экспортные рынки, и нужно будет что-то отвечать, отметил эксперт.
В России поставки молочной продукции на внутренний рынок пока выгодней экспортных поставок, считает глава Союзмолоко Артем Белов. По его мнению, сейчас для молочной отрасли экспорт - это серьезный вызов. И главный вопрос в том, что мы будем экспортировать - продукты или бизнес-модели. У молочной отрасли хорошая господдержка, отметил Белов, в прошлом году она составила порядка 36 млрд рублей, в этом году ожидается сопоставимая сумма. В 2019-ом был запущен проект льготного кредитования экспортоориентированных проектов, однако пока не поддерживается направление переработки, связанное с экспортом. Этот вопрос нужно обсуждать, считает эксперт.
Использование новых технологий - путь к успеху
Развитие новых технологий в будущем не может не коснуться молочного рынка, считает Александр Криволапов. Многие крупные компании с каждым годом будут внедрять инновации все быстрее. Среди актуальных трендов, на которые стоит обратить, внимание является изменение структуры потребления – уже через несколько лет более 20% продуктов будут покупаться онлайн. При этом размер производственных партий молочных товаров будет уменьшаться, что, наряду с трендом на персонализацию, усилит давление на себестоимость.
Большая часть продуктов, продающихся в розницу, будет иметь персональный идентификатор, который позволит потребителю проследить товар по цепочке от фермы до прилавка. Производители, которые смогут использовать новые технологии и тренды, будут более конкурентоспособны на рынке, а те, кто отстанет от прогресса – покинет его, считает эксперт.
Продажи традиционных молочных продуктов в России постепенно снижаются, отметил Алексей Груздев. Борьба с фальсификатом сыграла на руку производителям биржевых товаров. Особенно выиграли производители сыра, масла, сухого молока.
В ближайшие 10 лет производители должны занимать маркетингом своих продуктов и отрасли в целом, считает Алексей Груздев. В будущем проиграют те игроки молочного рынка, кто не сможет вывести эффективность производства на глобальный уровень. Если будет снято продэмбарго (а это когда-нибудь случится, уверен он), условия для российских производителей кардинально изменятся, и к этому нужно быть готовым.
По словам эксперта, основные инвестиции за последние два года были сделаны в категории сыров. Запланировано очень много проектов, в том числе по расширению мощностей сырных производств. В ближайшие 5 лет отрасль ждет новая волна консолидации, а значит усиление конкуренции, сказал он.
Груздев отметил тренд по снижению продаж традиционных молочных продуктов и быстрый рост категории растительных аналогов молока. Также он обратил внимание на то, что борьба с фальсификатом сыграла на руку производителям биржевых товаров. Особенно выиграли производители сыра, масла, сухого молока. Наша конкурентоспособность по биржевым молочным продуктам сейчас достаточно слабая, нужно работать и над этим, отметил эксперт. Нужно работать над маржинальностью портфеля. Россия должна быть одним из пяти главных игроков мирового рынка, подытожил Груздев.
Устойчивое развитие - основа ответственности бизнеса
Экология или устойчивое развитие должно стать одним из основ ответственности бизнеса, считает Александр Криволапов. Большинство технологий, применяемых в молочной отрасли, а также видов упаковки обязаны будут быть экологичными. Так, компания Tetra Pak через 10 лет планирует снизить потребление электроэнергии при производстве отраслевой продукции наполовину, а также употреблять до 70% меньше воды при ее изготовлении.
Крупные мировые молочные компании поставили себе цель снизить выбросы углерода, и российские предприятия также должны стремиться к этому, считает эксперт. Эффективность производства – это важно, но не менее важно – вести ответственный бизнес, который не будет причинять вред окружающей среде, отметил он.
С Александром Криволаповым согласен руководитель команды по разработкам современных молочных продуктов Danone в России и СНГ Иван Ханас. Он считает, что каждая крупная молочная компания должна задуматься о том, насколько сознательную политику в области экологии и устойчивого развития она проводит.
Формирование позиции по регуляторике - совместная задача отрасли
Одним из наиболее важных вызовов для молочной отрасли сейчас являются вопросы регуляторики, в том числе ожидаемая обязательная маркировка молочной продукции, считает Артем Белов. Если все инициативы в этой сфере будут реализованы, то давление на молочный рынок составит около 50 млрд рублей в год, заявил он.
Глава Союзмолоко считает, что формирование четкой позиции по актуальным вопросам регуляторной деятельности – совместная задача представителей молочного бизнеса и отраслевого союза. Белов выразил надежду, что эти вызовы будут купированы, если игроки отрасли объединятся для решения таких проблем.
Что касается маркировки, то на другом мероприятии деловой программы выставки, посвященном этому вопросу, представитель оператора маркировки в РФ - Центра развития перспективных технологий - Алексей Сидоров оценил затраты на внедрение маркировки в молочной отрасли на сумму не более 4 млрд рублей.
"На предприятиях разные условия производства, автоматизированная линия обойдется в 1,5 млн рублей, ручная - в 12 тыс. По нашим расчетам, затраты на всю отрасль в пределе достигают 4 млрд рублей", - сказал он.
Таким образом Сидоров прокомментировал оценку стоимости маркировки товаров от Союзмолоко, по данным которого в первый год молочная отрасль должна затратить около 60 млрд рублей.
Сидоров отметил, что, по оценкам ЦРПТ, в отрасли около 4 тыс. предприятий, из них 450 - это крупные и средние и 3,5 тысячи - это микро- и малые производители. "Разница в этих предприятиях - в степени автоматизации и объемах выпуска, соответственно, для больших предприятий стоимость оборудования на одну линию до 1,5 млн рублей, эти оценки подтверждают сами компании. Для других 3,5 тыс. - более дешевые решения, поскольку там нет таких скоростей", - пояснил он.
В ходе обсуждения внедрения маркировки представитель ЦРПТ в частности заявил, что она не коснется молока, продаваемого в розлив, а также сыров, нарезаемых непосредственно в торговых точках.
«Прекрасная была пленарная сессия: она была небольшая, компактная, но мне кажется, что мы обсудили все ключевые вызовы, которые стоит ждать молочной отрасли в 2020 году. Мы поговорили о технологиях, о спросе, об эффективности, об экспорте, об изменении потребительских предпочтений, о конкуренции с альтернативными продуктами. Все эти темы удалось раскрыть, и, мне кажется, что удалось содержательно пообщаться на предмет того, как будет развиваться молочная отрасль», - подвел итог дискуссии Артём Белов.
Автор: Роман Рожков
Теги: Молоко