компоненты

Обзор Какие особенности рынка Японии нужно знать, чтобы начать экспорт сыра


Для продвижения отечественной сельхозпродукции на внешние рынки федеральный центр “Агроэкспорт” создает экспортные гиды, которые содержат самую актуальную информацию, необходимую производителю для экспортной деятельности. Milknews изучил последний из гидов - обзор рынка сыров в Японии - и изложил его основные мысли в специальном материале. 

Про экспортные гиды

Экспортный гид рассказывает обо всем, что может понадобится российскому экспортеру для работы на внешних рынках – от общей характеристики экономики и особенностей ведения бизнеса в стране-импортере до инструкции по оформлению экспортных сделок, необходимой справочной информации о потенциальных партнерах и конкурентах, разрешительных процедурах и обязательных требованиях к поставляемой продукции, особенностях логистики и правовой защиты объектов интеллектуальной собственности. Это справочник и настольная книга для любого предпринимателя в сфере АПК, интересующегося экспортом. Федеральный центр “Агроэкспорт” создает гиды при помощи участников аграрного бизнеса, отраслевых союзов и экспертов. Всего будет создано 220 справочников. Последний из выпусков посвящен рынку сыров Японии. 

Рынок сыра в Японии

Объемы производства молока в Японии сокращаются последние 10 лет - с 7,7 млн тонн в 2010-ом до 7,3 млн тонн в 2018-ом году. При этом цены на сырое молоко в стране в два раза выше цен в Новой Зеландии и Евросоюзе, в среднем 1 кг стоит 0,9 долларов США. Более 50% произведенного сырья потребляется в виде питьевого молока, при этом производство молокоемких продуктов, таких как сыр, является заведомо невыгодным для японских компаний. В связи с этим Япония в значительной степени полагается на импорт для удовлетворения растущего внутреннего спроса. 

Объем рынка сыров в Японии оценивается в 425 тыс. тонн, при этом показатель стабильно растет в среднем на 5% последние 5 лет. Больше 60% потребления приходится на натуральные сыры, которые импортируются практически в полном объеме. Значительная доля потребления приходится на сегмент индустриальной переработки, в том числе на производство плавленых сыров. Так, среди натуральных сыров напрямую потребителю через ритейл уходит только 20%, остальные 80% направляются на дальнейшую переработку. 

Сыры не относятся к традиционной японской кухне, но их потребление активно распространяется вместе с увлечением местных жителей западной культурой. Последние годы потребление растет на 3% в год, но все равно остается ниже других экономически развитых стран.

Общие продажи сыров в Японии составили 148 тыс. тонн стоимостью 4,1 млрд долларов США. За последние пять лет общий объем розничного рынка сыров вырос на 20%, общая стоимость розничных продаж - на 29%. Примерно 62% объема продаж приходится на плавленые сыры, 28% - на твердые, 10% - на мягкие. 

Основной объем рынка составляют импортированные сыры. Япония считается одним их крупнейших импортером сыров в мире. Каждый год показатель внешних поставок растет на 5%, с 2009-го года импорт сыров вырос на 65%. Основной прирост происходит, прежде всего, в сегменте твердых и полутвердых сыров - в среднем по 7,5% за последние 5 лет. В меньшей степени страна импортирует молодые сыры - прирост 1% в год. 

Ключевыми поставщиками сыров в Японии являются страны Евросоюза, Новая Зеландия, Австралия, США и Аргентина. Совокупная доля этих стран в структуре импорта составляет 99%. Начиная с 2014 года, ЕС активно наращивает долю рынка, вытесняя поставки из США. Япония считается вторым по размерам поставок рынком для ЕС. Кроме того, Япония является основным рынком для сыра из Австралии и Новой Зеландии. 

Особенности потребления

Потребление молочных продуктов считается относительно новой тенденцией для Японии. Новая мода на западную культуру меняет пищевые привычки японцев, и они все чаще потребляют сыры как дома, так и в местах общественного питания. 

В основном японцы едят сыры в фастфуде, например, в пицце, бургерах или курице с сырным соусом. Кроме того, в последнее время некоторые традиционно японские блюда адаптируют под новый манер: в гедза (пельмени) добавляют сыр, в рамен - сырный соус. 

Сыры подаются среди закусок перед едой вместе с аперитивом, например, в виде сырных палочек. Растет потребление натуральных сыров в качестве дополнения к вину, сакэ и другим алкогольным напитком. Многие западные продукты адаптируют под местный вкус, в частности плавленые сыры выпускают со вкусом перца, соевых бобов и васаби. 

Основные участники рынка

Пять крупных молочных компаний контролируют примерно 60% всех розничных продаж сыров в Японии. 

  • Megmilk Snow Brand Co., Ltd. — лидер рынка, на долю которого приходится 25,5% всех продаж.
  • Rokko Butter Co., Ltd. — второй по размерам игрок, который с 2014-го года увеличил свою долю присутствия на рынке с 10,6% до 11,2% 
  • Morinaga — третий по величине игрок, который за последние 5 лет также частично потерял долю на рынке с 12,9% до 11,0%.
  • Meiji — четвертый игрок с достаточно стабильной долей рынка — 8,2%.
  • Bel Japon KK — дочерняя компания Bel Groupe (Франция), которая располагает производственными мощностями внутри страны и имеет возможность импорта.
 

Основным импортом сыров занимаются следующие компании:

  • Nippon Mycella - импортирует 300 наименований сыров из Европы.
  • CESCO - импортирует натуральные сыры из Европы, Австралии, Новой Зеландии и США. 
  • Bel Japon - дочерняя компания французской Bel Groupe.
  • Lacto Japon - импортирует плавленые и натуральные сыры, а также молочные ингредиенты для японских производителей.
  • Nosawa - лидер в области импорта и переработки сыров, владеет заводами по нарезке и переработке сыров.
  • Seikal Cheese Shokai - импортирует и продает сыры, а также перерабатывает и производит собственные продукты. 
  • Hoko - импортирует натуральные, плавленые сыры, производит пармезан и камамбер, а также творог и плавленые сыры со вкусами.

Каналы сбыта

Основными каналами сбыта сыров в Японии считаются супермаркеты. Их доля в последние годы сохраняется на уровне 48-49%, на втором месте - универсальные магазины, традиционные и небольшие магазины занимают незначительную долю в розничной продаже - 1,5%. Общая доля интернет-продаж сыров составляет 1,9% от объема продаж категории. 

Основные барьеры для импорта

Ставки ввозной таможенной пошлины для российских экспортеров выше, чем для поставщиков из ЕС, Австралии и Новой Зеландии, с которыми Япония имеет соглашение о свободной торговле. У России нет такого договора с Японией. Помимо тарифных барьеров, отечественным производителям придется привести свои товары в соответствие с очень строгими санитарными и фитосанитарными нормами. Если продукция не соответствует нормам качества и безопасности, она может быть изъята из оборота и запрещена к продаже. 

Доставка продукции

Основным каналом для поставки российской продукции в Японию считается морской. Авиаперевозки могут покрыть только небольшой объем доставок, кроме того в самолете сложно поддерживать нужный температурный режим, необходимый для сыров. Импортер может либо доставить товар в порт отправления через склад накопления, либо напрямую в контейнере. 

Ориентировочная стоимость морской доставки одного 40-футового контейнера с молочными продуктами из Центральной России до порта Японии составляет 6200 долларов США. В эту стоимость включена наземная доставка, ветеринарное и таможенное оформление, внутрипортовое экспедирование и взвешивание. Общее время доставки - 55 дней. 

Основные преимущества японского рынка:

  • высокий уровень жизни японцев;
  • интенсивный рост потребления;
  • мода на западную кухню и культуру;
  • высокие розничные цены на продовольствие; 
  • низкая конкурентоспособность местных производителей;
  • большой объем импорта с перспективой дальнейшего роста.

Основные риски:

  • жестокая конкуренция с сильными экспортерами из стран ЕС, Австралии, США, Новой Зеландии;
  • очень высокие стандарты качества и строгие санитарные правила;
  • необходимость взаимодействия с надежными компаниями-импортерами.
1591778751

Автор: Наталья Антонова
Теги: Молоко мир

5140 просмотров

Также рекомендуем:


MN НА ЮТЮБ
Телеграм MN
Комментарии
Чечин
кизельман-март-24
Нов 5 мин еженедельно

Сессии 18
до майских 24
Подпишитесь на нашу рассылку
Сессии 18


Аналитический центр Milknews
Масложир
Дзен
Масложир
Дзен