Кейс: как угличский завод хочет получить права на использование названий трёх популярных сыров


“Ярославский”, “Угличский” и “Пошехонский” сыры могут стать региональными брендами. Сейчас этот вопрос находится на рассмотрении в Минсельхозе. На исключительное право владения этими названиями претендует “Угличский сыродельно-молочный завод”. Milknews разбирался в истории с “приватизацией” популярных названий российских сыров.
 
С чего всё началось?
 
Возможность закрепить название товара за конкретным предприятием появилась у российских производителей в июле прошлого года. Именно тогда был подписан  закон о региональных брендах, который закрепил понятие “географическое указание” как новый объект интеллектуальных прав. 
 
Важным условием присвоения бренду такого статуса является полное или частичное расположение его производства на территории определенного региона. Продукт также должен обладать идентичностью, то есть иметь особые свойства, которые определяются характерными для данного географического объекта природными условиями или людскими факторами. Подробнее о классификации региональных брендах и критериях, которые определяют бренд как региональный, можно прочитать в материале Milknews.
 
На “Угличском сыродельно-молочном заводе” своё решение подать заявку в министерство объясняют прежде всего тем, что сырные марки “Ярославский”, “Угличский” и “Пошехонский” - не что иное, как наименования мест происхождения товара (НМПТ). Как рассказывает  генеральный директор предприятия Сергей Ключников, они хотят “вернуть сыры на историческую родину”. 
 
Директор отдела сыроделия ведущего отраслевого института – ВНИИ маслоделия и сыроделия (далее - ВНИИМС) - Валентина Мордвинова - отметила: “Региональный бренд - это товар, который обладает какими-то отличительными особенностями. И если говорить о том же “Пошехонском” сыре, он должен быть не только лучшим по качеству, но и самым узнаваемым, плюс, конечно, играет роль и исторический контекст. 
 
Технология изготовления сыра, который варится по определённым нормативам, не должна нарушаться. Она должна соответствовать тем требованиям, которые прописаны в документации. А в товаре, который претендует на статус регионального бренда, наши технологи всегда ищут какие-то отличительные особенности от такого же товара, производимого по той же технологии, но в другой местности”.
 
Есть ли шансы?

До сих пор использование этих трёх наименований (“Угличский”, “Ярославский” и “Пошехонский”) не имело ограничений по всей стране. По данным Союзмолоко, более ста предприятий отрасли на сегодняшний день производят эти виды сыров. Они имеют широкое распространение на всей территории России и входят в группу “сыры полутвёрдые”, общий объём производства которых составил в 2019 году около 240 тысяч тонн. А это более 35% от всего объёма производства российского сыра.

Директор “Угличского сыродельно-молочного завода” - Сергей Ключников - рассказал Milknews, почему “Ярославский”, “Угличский” и “Пошехонский” сыры, по его мнению, могут претендовать на статус регионального бренда:

- Начнём с того, что все три вида сыра были разработаны у нас в Ярославской области в Институте маслоделия и сыроделия. Долгое время технология их изготовления “обкатывалась” тоже здесь, на наших предприятиях. Почему-то больше всего вопросов сейчас вызывает именно “Пошехонский” сыр. Но он ведь тоже  родом из нашего Пошехонья. Угличский завод много лет придерживается  традиционного рецепта и технологии изготовления этого сыра. Так почему же мы не можем претендовать на исключительное право использования его географического названия? Кроме того, особенный вкус  именно нашему сыру придаёт уникальное и  очень качественное молоко. Всем известно, что ярославская порода коров является одной из лучших в отрасли. Сырьё, полученное от таких коров,  имеет идеальное соотношение жиров и белков, а также неповторимую органолептику.  
Директор ВНИИМС - Елена Топникова - в целом со всеми вышеизложенными доводами согласна, однако дала понять, что не всё в этом законе так просто и однозначно:

- Сейчас политика региональных брендов приветствуется государством. Из этих трёх сыров, “Ярославский” и “Угличский”, в принципе, могли бы иметь эти наименования места происхождения товара, поскольку они действительно практически больше нигде не вырабатываются. Кроме того,  рецепт и технология их изготовления впервые были разработаны в Угличе, после чего  обкатывалась на нашем “Угличском сыродельном заводе”. И до сих пор здесь используются традиционные закваски для всех видов сыров, а также все необходимые и проверенные годами технологические режимы. Что касается “Пошехонского” сыра, безусловно, он получил широкое распространение именно потому, что в советские времена было принято всеми разработками Института делиться с отраслью. Была даже такая система, как отделы внедрения, всего их было 18 по всей стране. Таким образом многие технологии и получили широкое распространение. 

Если бы “Пошехонский сыродельный завод”, на котором собственно и отрабатывалась технология, сохранился, наверное, было бы логично присвоить этому сыру статус регионального бренда. Но сейчас этого предприятия давно уже не существует, поэтому если традиции по производству “Пошехонского” сыра соблюдаются на других заводах, то, наверное, это и будет являться доказательством, что он может быть выработан при правильном подходе и в других условиях.
 
Что думают другие производители?
 
Производители “Ярославского”, “Угличского” и “Пошехонского” сыров не из Ярославской области абсолютно не согласны с позицией руководства “Угличского сыродельно-молочного завода”. Многие боятся повторения истории с адыгейским сыром. Ограничения по использованию его наименования привели к резкому падению продаж категории на 33% за 2018 год, что крайне негативно сказалось на отраслевом рынке. Директор по развитию группы компаний “Фудлэнд” - Андрей Дахнович - считает, что присвоение этим сырам статуса регионального бренда также  крайне отрицательно повлияет на всю отрасль:
 
- Я считаю, что они не имеют ни юридического, ни морального права. Как так? В своё время НИИ зарегистрировал ГОСТовскую технологию, и многие заводы по ней долгое время выпускали сыры. А тут кто-то говорит, что нужно всех ограничить. Это противозаконно! Это то же самое, если бы я сейчас сказал: “А давайте я в России зарегистрирую сыр “Эдам” или “Гауда” и плевать, что тысячи заводов выпускают его, а в России я хочу быть правообладателем”. Вопрос: с какой стати? По-моему, это попытка нажиться на опыте и наработках тех, кто производил, и узурпирует рынок. Это всё приведёт к резкому сокращению объёма продаж и потребления того же самого “Пошехонского” сыра. И его узнаваемость, конечно же, пойдёт на спад. Никаких специфических особенностей при производстве этого продукта нет. Это достаточно классические технологии, причём оттачивались они в своё время на не очень хороших заквасках, которые уже устарели. Сейчас в мире есть много производителей заквасок, которые на порядок совершеннее, чище, стабильнее, интереснее по органолептике. К чему они призывают? Давайте уйдём в каменный век, будем варить сыр на угличских заквасках и говорить, что это верх совершенства. Смешно.
 
Генеральный директор крупного брянского предприятия ЗАО “Умалат” - Алексей Мартыненко - также видит в последних прецедентах с НМПТ  угрозу для репутации всей отрасли:
 
- На примере ситуаций, сложившихся как с “Адыгейским”, так и с“Пошехонским”, “Ярославским” и “Угличским” сырами, мы видим, как НМПТ постепенно превращается не в защищённое название и защищённую технологию, а в обычную торговую марку, в связи с этим у многих возникает непонимание, что вообще в таком случае означает термин НМПТ. По идее потребитель должен точно знать, что он покупает.

Широко известные НМПТ - это Parmigiano rigano и Grano podano. Данные консорциумы контролируют технологию, начиная от присвоения номера каждой головке и заканчивая разрешением на реализацию.

Пример с “Адыгейским” сыром - показательный. Защищенное название превратилось в торговую марку и возможность использовать НМПТ конкурентов без какой-либо пользы для потребителей. В результате потребитель просто дезориентирован. Допустим он покупает “Кавказский” сыр, сделанный по ГОСТу “адыгейский сыр”. Он не понимает, что он покупает, и в результате рынок “Адыгейского” сыра падает. Такая же ситуация может ждать и “Пошехонский” сорт. 
 
Но не все производители сыров уже начали бить тревогу. Например, управляющий акционер ООО “КОМОС ГРУПП” Андрей Шутов подчёркивает преждевременность каких-либо выводов и эмоциональных высказываний, ведь производителю, прежде чем получить право на регистрацию бренда, нужно пройти не одну проверку и официальную инстанцию:
 
- В действительности, процедура регистрации НМПТ достаточно длительная. В случае, если Минсельхоз РФ подтвердит особые свойства товара и его заключение по данному вопросу будет положительным, представителям ООО «Угличский сыродельно-молочный завод» необходимо подать на рассмотрение в Роспатент заявку, по которой будет проведена экспертиза. В процессе экспертизы Роспатент может вынести как решение о регистрации, так и отказ в ней. Если ООО «Угличский сыродельно-молочный завод» все же зарегистрирует указанные НМПТ, то ему будет предоставлено исключительное право использования данных наименований, и все прочие производители не смогут выпускать продукцию под марками «Ярославский», «Угличский» и «Пошехонский». 

Однако даже несмотря на это, предоставление исключительного права на зарегистрированное НМПТ может быть оспорено и признано недействительным в течение всего срока действия свидетельства об исключительном праве на НМПТ, если исключительное право было предоставлено с нарушением требований Гражданского кодекса.
 
сыр

2170 просмотров

Также рекомендуем:


Молочные сессии седьмое заседание

Комментарии
extenso
Сессии 9
Кизель вебинар сыры

Господдержка
Подпишитесь на нашу рассылку
Новелла вебинар


Аналитический центр Milknews
dairy-africa
Неделя РР
dairy-africa
Неделя РР