Коптелов

Разбор: Что известно о расширении списка маркируемых товаров


На этой неделе стало известно о распоряжении Дмитрия Медведева, которое утверждает соглашение о государственно-частном партнерстве с ЦРПТ. Это соглашение не только определило правила и требования к работе национальной системы по маркировке товаров, но и в два раза расширило перечень отраслей, которые в ней будут задействованы. Milknews разобрал соглашение о ГЧП и узнал у представителей новых отраслей из списка о том, как маркировка повлияет на их работу.

 

Что происходит с маркировкой

 

На данный момент ЦРПТ в полной мере реализует пилотный проект по маркировке табачной продукции, а с начала лета ФНС передаст Центру контроль за маркировкой меховых изделий, действующий в России с 2016 года. С 1 июля 2019 года также начинается регистрация аптек и медицинских организаций в системе для работы с лекарственными препаратами, а в сентябре закончится пилотный проект по маркировке пива. Обещанный пилотный проект по маркировке молочной продукции на данный момент не имеет определенного срока начала.

 

Изначально предполагалось, что с 2019 года маркировка ЦРПТ станет обязательной для некоторых групп легкой промышленности - отдельных видов одежды, обуви, шин и фотокамер. 8 мая новым документом премьер Дмитрий Медведев добавил к списку еще восемь новых групп товаров, которые должны начать маркироваться в 2019 году: в их числе готовые продукты из мяса и рыбы, бакалея, детское питание, растительные масла, а также парфюмерия, бытовая химия и техника.

 

Перечень с новыми группами товаров на момент подписания соглашения только направлен в Совет ЕЭК, поэтому нет никакой уверенности, что общий перечень будет расширен, считает руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин.

 

Обосновано это мнение тем, что последним принятым документом на сайте Правительства РФ о маркировке является распоряжение об утверждении перечня товаров, обязательная маркировка которых должна начаться с 2019 года: в пояснении к документу указано, что к подконтрольным группам товаров отнесены табачная продукция, духи и туалетная вода, различные предметы одежды, обувные товары, фотокамеры и другие. Упоминания пищевой продукции в перечне не было.

 

Что нового появилось в соглашении

 

Соглашение, заключаемое государством и Центром развития перспективных технологий, на 15 лет обязует оператора обеспечить использование единой системы мониторинга в отношении утвержденных групп товаров.

Ранее сообщалось, что возможная стоимость одного кода маркировки может составлять 50 копеек, но до этого момента вопрос оставался открытым. В своем постановлении Правительство РФ утвердило эту сумму, плата за оказание услуг по предоставлению кодов маркировки будет составлять 50 копеек без НДС для всех товаров, за исключением жизненно необходимых лекарственных средств и лекарств с отпускной ценой менее 20 рублей.


В документе прописаны технические требования к пропускной способности системы и объему выпускаемых кодов. Так, для маркировки молочных продуктов предусмотрена генерация не менее 23 млрд кодов в год.

 

Это самая большая цифра среди всех отраслей: для сравнения, на табачную продукцию предусмотрено не менее 16 млрд кодов, лекарственным препаратам - 8 млрд, легкой промышленности - 3 млн, а на все другие группы товаров в совокупности - не менее 1 млрд data-matrix кодов.

 

Способность обработки документов, связанных с оборотом маркированных товаров, соответствует количеству выпускаемых кодов и для молочной продукции также составит не менее 23 млрд. Расчетная производительность программно-аппаратного комплекса для обеспечения работоспособности системы должна составить не менее 2,7 тысяч запросов в секунду. Всего для реализации проекта предусмотрена тысяча устройств регистрации эмиссии кодов маркировки, а система будет генерировать не менее 5 тысяч кодов в секунду.

 

Всего в единой системе маркировки смогут работать не менее 2 млн человек, одновременно - более шести тысяч. Общее время реакции API на взаимодействие не должно превышать 2,5 секунд, а время обработки запроса - не более 5 секунд.

 

Что рынок думает о расширении списка

 

Генеральный директор международной ассоциации “Антиконтрафакт” Светлана Квасова рассказала ТАСС, что ряд отраслей, внесенных в список подконтрольных товаров для маркировки, имеет высокий уровень контрафактной продукции. По ее словам, доля контрафакта на рынке минеральной воды достигает 60%. В АКОРТ считают, что определить реальные объемы нелегальной продукции невозможно - для примера, после введения маркировки меховых изделий выяснилось, что масштабы рынка контрафакта в разы больше оценок.

 

В отрасли безалкогольных напитков производитель "Холдинг Аква" в прошлом году инициировал разговор о внедрении маркировки. Тогда участников рынка поддержал ЦРПТ, и компании начали совместную работу: по мнению компании, маркировка актуальна для Северо-Кавказского рынка минеральных вод. По статистике аналитической компании Nielsen, нелегальный оборот минеральной воды “Ессентуки” доходит до 80%. “Холдинг Аква” работает с ЦРПТ уже год, и в данный момент компания занимается переоборудованием производственных мощностей и расчетом стоимости затрат на маркировку.

 

Президент Союза производителей безалкогольных напитков Максим Новиков рассказал Milknews, что в ассоциации не видят объективных оснований для обязательной цифровой маркировки категорий рынка безалкогольных напитков.

 

“Внедрение такой системы слишком затратно, эти расходы могут привести к банкротству большинства компаний МСБ, которые занимают порядка 50% рынка безалкогольных напитков.

Роспотребнадзор следит за качеством безалкогольной продукции на российском рынке,  отраслевые союзы, в том числе и мы, не видят со стороны своих членов обращений и жалоб на те 80% контрафакта, заявления о которых появляются в СМИ. Такой объем фальсификата на рынке означал бы, что его доля превышает половину производимых рынком безалкогольных напитков. Данные о том, что 4 из 5 произведенных бутылок - контрафакт, не имеют под собой никакой аргументированной базы.

 

Проблемы есть в узких категориях, которые составляют не более 1-2% всего рынка безалкогольных напитков (включая сегменты питьевой и минеральной воды). Эти проблемы решаются силами самих производителей и контролирующих органов. Кроме того, у нас на законодательном уровне в технических регламентах прописаны обязательные требования к обеспечению прослеживаемости продукции. Любой производитель обязан знать, где находится выпущенная им продукция, чтобы в случае выявления несоответствий оперативно ее отозвать” - заявил Новиков.

 

Руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин рассказал Milknews, что в целях обеспечения прослеживаемости и безопасности мясной продукции в данный момент применяется электронная ветсертификация, и, по мнению отрасли, дополнительная обязательная маркировка не станет эффективным средством борьбы с незаконным оборотом. Кроме того, беспокойство вызывают возможные негативные последствия, в том числе для микро- и малых предприятий.

 

“Неизвестно, как будет проводиться маркировка готовой продукции из мяса, подвергающейся дальнейшей обработке, например, разделке или фасовке, кулинарной обработке и другим. Кроме того, для нас пока является неопределенным термин “готовая продукция из мяса”. Мы уверены, что окончательное решение об обязательной маркировке не будет приниматься без глубокого и всестороннего анализа как положительных, так отрицательных последствий для отрасли и потребителей”, - рассказал Юшин.

 

Председатель совета директоров компании “Инфаприм” Алексей Лысяков заявил Milknews, что общий подход к регуляции в отрасли следующий: если она касается всех участников рынка, то в этом нет ничего страшного. В вопросе детских смесей подавляющее большинство проблем касается только российских участников рынка, именно для них усложняются регуляции, в то время как импорт, например, имеет многочисленные льготы.

 

“Если речь идет о маркировке - для нас это не проблема, эта инициатива просто приведет к увеличению себестоимости. За это будет платить потребитель, либо производитель со своей прибыли, если захочет. В нашем сегменте цена не является проблемой, потому что объем продаж не может упасть чисто физически. Даже если цена на конечный продукт удвоится, объем останется таким же - в районе 36 тысяч тонн. Это относится ко всему сегменту детского питания, в особенности к ЗГМ. Другой вопрос, что это не будет хорошо для потребителя, но радикальных изменений на рынке это не повлечет. Однако, если изменения коснутся только российского производителя - опыт показывает, что подобные изменения для нас чаще всего становятся катастрофичны”, - заявил Лысяков.

1557984600

Автор: Артем Фальчев
Теги: Ритейл торговля продовольствие Минпромторг бизнес

3159 просмотров

MN НА ЮТЮБ
Телеграм MN
Комментарии
Александр
8 мая новым документом премьер Дмитрий Медведев добавил к списку еще восемь новых групп товаров, которые должны начать маркироваться в 2019 году: в их числе готовые продукты из мяса и рыбы, бакалея, детское питание, растительные масла, а также парфюмерия, бытовая химия и техника.
- ВЫ ЭТО ОТКУДА ВЗЯЛИ? покажите распоряжение/постановление, пожалуйста
Обосновано это мнение тем, что несколько дней до этого на сайте Правительства РФ появилось распоряжение об утверждении перечня товаров, обязательная маркировка которых должна начаться в течение 2019 года: в пояснении к документу указано, что к подконтрольным группам товаров отнесены табачная продукция, духи и туалетная вода, различные предметы одежды, обувные товары, фотокамеры и другие. Упоминания пищевой продукции в перечне не было.
- ЭТО РАСПОРЯЖЕНИЕ 792-р от 2018 года!!!!!!!!

Удалите материал с сайта или поправьте, не позорьтесь
Александр,
1) Документа от 8 мая нет в открытом доступе, и мы не можем его предоставить до официальной публикации на официальном портале. Тем не менее, крупные федеральные СМИ ссылались на документ, подлинность копии им подтверждали в аппарате правительства (https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2019/05/13/801174-spisok-tovarov-markirovke)
2) Мы процитировали слова спикера, предполагаю, что он ошибся с датой. Тем не менее, распоряжение 792-р является последним на данный момент документом, регламентирующим то, что подпадает под маркировку, и пищевой продукции в нем действительно нет.
Мороженое
кизельман-март-24
ошейники

Чистота
током элит
ЧИЗ ЭКСПО
Подпишитесь на нашу рассылку
Мороженое


Аналитический центр Milknews
ютуб
Дзен
ютуб
Дзен