Почему сырные продукты популярны во всем мире
В последние месяцы вокруг сырных продуктов разгорелись нешуточные споры. Одни заявляют о том, что такие продукты вообще не имеют права на существование, другие выступают против того, чтобы их называли "сырными". Потребители часто не видят разницы между ними и категорией сыров, а журналисты упорно называют их фальсификатом. Что происходит с сырными продуктами в мире, и так ли правы те, кто рассказывает о ненависти европейцев к таким товарам, рассказывает Milknews.
Сырный бунт
После введения ограничений на поставку молочной продукции из крупнейших стран-экспортеров, объемы производства внутри страны стремительно росли. Группа сырных продуктов сохраняла позитивную динамику даже тогда, когда казалось, что ресурс "санкций" уже исчерпан. В 2013 году их доля была всего 17%, по итогам 2015 года - выросла до 26%, отмечает Союзмолоко.
Если говорить об объемах производства сырных продуктов, то рост существенный. В 2013 году их было произведено 90 тыс. т, а в 2015 - уже 136 тыс. т. В 2016 и 2017 году объемы производства практически не изменились.
Как считают в Союзмолоко, увеличение доли сырных продуктов в ресурсах рынка обуславливается изменением структуры потребительского спроса и сокращением доходов населения. "Потребители переориентировались на более дешевые молочные продукты с низкой добавочной стоимостью, снижая потребление сыров и увеличивая – сырных продуктов", - пояснили Milknews в союзе.
В России покупатель сырного продукта – это среднестатистический житель нашей страны, цель которого не переплатить за привычный товар, считает руководитель проектов практики АПК АО НЭО Центр Екатерина Михалева. "Популярность сырных продуктов складывается из двух факторов – доступная цена при высоких ценах на натуральные сыры и в целом похожий с ними вкус и цвет. Еще играет роль грамотная маркетинговая стратегия производителей таких продуктов", - поясняет она.
Экономика
Производство сырных продуктов выгодно не только с точки зрения цены, но и с точки зрения себестоимости. "Натуральный молочный жир из качественного молочного сырья (из другого сыр сделать сложно) в таких продуктах заменяется растительными жирами. В среднем, для того чтобы сделать 1 кг сыра, требуется от 10 литров молока, в то время как на производство сырного продукта сырья нужно в разы меньше. Поэтому сырные продукты могут продаваться по цене на 20-30 а то и на 50% ниже чем стоит "молочный" сыр", - объясняет Екатерина Михалева.
Именно поэтому в России сырные продукты стали синонимом дешевизны. Из-за падения доходов населения постоянно растет спрос на пальмовое масло, которым можно заменять молочные жиры. По данным ФТС только за январь-февраль 2018 года РФ нарастила импорт этого сырья по отношению к такому же периоду годом ранее на 36,7% до 170 тыс. т.
"Это говорит о повышенном спросе со стороны производителей молокосодержащей продукции и их стремлении использовать более дешевые методы для наращивания производства. В законодательных актах есть оговорка что ими можно заменять до 50% натуральных молочных жиров, чем активно пользуются производители", - говорит Екатерина Михалева.
Замена молочных жиров часто подразумевает изменение рецепта, особенно если идет речь о производстве вегетарианских или веганских сыров. Например, пармезан делается с использованием сычужного фермента. В его веганских альтернативах, помимо самого молока, не может присутствовать и фермент, потому что он добывается из четвертого отдела желудка коров. Вместо этого используют дрожжи.
Сырный продукт - не значит плохой
В мире же сырные продукты совсем не признак бедности, и популярны они далеко не из-за цены.
Весь мировой рынок сырных продуктов оценивается более чем в 3 млрд долларов, по данным Market Research Group. Больше трети мирового рынка сырных продуктов приходится на Северную Америку, еще 40% - на азиатские страны, говорится в исследовании Market Research Future. Это связано с тем, что большая часть того, что в России называют сырными продуктами, в западной терминологии называется либо альтернативной молочным продуктом, либо веганскими/вегетарианскими сырами. Большую часть продаж делают вегетарианцы, подтверждает основатель компании TagRank Ноэль Дельгадо.
Это в Европе сыр - молочный продукт, а в Азии и Северной Америке нет вековых традиций сыроварения и знаменитых брендов, поэтому там сыр выбирают не по наличию в нем молока.
В Азии это объясняется просто: там на выбор влияет либо непереносимость молока, либо отсутствие сырной культуры. Однако в Европе и Северной Америке популярность объясняется как раз вегетарианством. Большая часть продаж в этой нише обеспечивается в США, Швеции, Великобритании, Германии и Израиле вегетарианцами.
"При этом сырный продукт в категории замены молочных товаров (Dairy Substitutes) не является самым очевидным выбором. Большая часть таких потребителей выбирают соевое или миндальное молоко. Сырные продукты только на третьем месте, но и там это не совсем сыры, самый популярный продукт - тофу", - обобщает Ноэль Дельгадо.
Не для бедных и для бедных
Сыры без молока в США не могут считаться дешевой заменой сыра. Это, скоре, продукт для людей с деньгами. "Большинство брендов таких сыров в США не предназначены для бедных и продаются по более высоким ценам, чем сыры из молока", - говорит директор Vegetarian Resource Group (пропагандирует веганство и вегетарианство) Чарльз Стахлер.
Покупатели тратят деньги не только из-за убеждений. "Веганов всего 1% от населения США. Большинство покупают такие сыры, не являясь веганами, а скорее считая, что это более здоровая альтернатива", - полагает Чарльз Стахлер.
Еще одной важной причиной популярности сырных продуктов в западных странах можно считать рост количества людей с пищевыми аллергиями. Менеджмент производителя сырных продуктов Galaxy Nutritional Foods (бренд Go Veggie!)
В ближайшем будущем, по оценкам Market Research Group, производство сырных продуктов в мире будет расти на 5% в год, но это не значит, что их доля постоянно увеличивается. Хотя сыры за последние годы выросли в цене из-за удорожания сырья, и рост их производства сильно замедлился, спрос на них есть, и рынок растет. В 2016 году производство сыра увеличилось на 3,4% по сравнению с 2015-м (до 463,5 тыс. т), а в прошлом году выросло еще меньше - на 3%.
Основные игроки
Многие крупные производители не гнушаются выпускать сырные продукты. В США особенно активен на этом рынке Kraft Foods. Но большинство брендов принадлежат специализированным компаниям, таким как Galaxy Nutritional Foods (Go Veggie), Follow Your Heart и Daiya.
Galaxy Nutritional Foods - самая старая компания из этого списка. За полвека существования она несколько раз сменила название и бренды. Все началось еще в 1968 году с рецепта сыра из сои, который основатель компании Анджело Морини (Angelo S. Morini) назвал Formagg. Производство запустили в 1972 году, и компания тогда называлась Fiesta Foods & Galaxy Foods. Ее продажи к концу 70-х достигли 10 млн долларов, но вскоре она закрылась, потому что банки не давали кредит на развитие.
Затем США захлестнула мода на здоровое питание, и в немилость попали холестерин, насыщенные жиры и многие продукты, а соя наоборот стала популярной. На этой волне Анджело Морини решил снова открыть свою компанию, назвав ее на этот раз Galaxy Cheese Company.
Во второй раз Анджело Морини повезло гораздо больше, потому что в 80-е США стала мировым лидером по росту потребления сыра. И все это на фоне популярности веганских сыров. К концу десятилетия продажи достигли уже 15 млн долларов в год, а к концу 90-х - уже 45 млн долларов. Сейчас это одна из крупнейших компаний в своей нише. Основной бренд Go Veggie!, имя компании на сырах уже не появляется.
Follow Your Heart начинался как вегетарианский магазин в Лос Анджелесе в 1970 году, который постепенно рос и занимал новые ниши. Его основали Майко Бесанкон (Michael Besancon), Спенсер Вайнбил (Spencer Windbiel), Боб Голдберг (Bob Goldberg) и Пол Левин (Paul Lewin). Все они сами были вегетарианцами и хотели продвигать свой образ жизни в городе. Изначально к магазину прибавилось небольшое кафе. Затем для кафе решили производить веганские майонезы и другую продукцию. С 22 мест в 1976 году это кафе выросло до 76 мест.
В 1988 году бизнесмены основали компанию Earth Island, которая производит веганскую продукцию. В отличие от Daiya и Galaxy Nutritional Foods, Follow Your Heart больше следует философии устойчивого развития, чем моде на него, поэтому его завод полностью работает на солнечных батареях.
Продажи Follow Your Heart сейчас составляют в среднем 40-50 млн долларов в год.
Daiya - это, можно сказать, стартап. Компания была основана в 2008 году в Канаде и с тех пор росла очень быстрыми темпами. Как раз во время ее основания мода на альтернативы молочным продуктам смешалась с модой на вегетарианство и веганство, а другие компании стали продвигать это как здоровый образ жизни. Поэтому почва для такой специализации была хорошо подготовлена.
Как результат, продажи компании росли на десятки процентов в год. В 2016 году продажи составили 80 млн канадских долларов (62 млн долларов США), в 2017 они выросли уже до 100 млн (78 млн долларов США). В прошлом году компания была продана японской Otsuka Pharmaceutical за 325 млн долларов США.