компоненты

Обзор Что нового ждет молочную отрасль в 2021 году


В наступившем 2021 году российский АПК и бизнес ждет ряд важных изменений, которые коснутся и молочную отрасль. Речь идет о внедрении маркировки готовой молочной продукции, новых критериях отнесения предприятий к разным классам опасности с точки зрения экологии, изменении грантовой поддержки фермеров, введении пошлин на экспорт отдельных видов сельхозпродукции, моратории на проверки бизнеса и т.д. Milknews собрал основные нововведения, которые ждут молочный сектор в новом году.
 
Маркировка
 
С 20 января в России начнет осуществляться маркировка готовой молочной продукции в добровольном режиме. Это первый из этапов масштабного внедрения в отрасли обязательной маркировки. Так, согласно распоряжению Правительства РФ, с 1 июня вступят в силу требования по обязательной маркировке в отношении сыров и мороженого, с 1 сентября - молочной продукции со сроком годности более 40 суток и с 1 декабря - продукции со сроком годности 40 суток и менее.
 
Следующие этапы внедрения маркировки относятся уже к 2022-му и 2023-му годам. Для оптового и розничного звена с 1 сентября 2022 года вводится объемно-артикульный учет. А с 1 декабря 2023 года вводится поэкземплярный учет для продукции со сроками хранения более 40 дней.
 
Согласно прежней версии документа, маркировка отдельных видов молочной продукции должна была начаться 20 января, а для остальных - не позднее 1 октября 2021 года.
 
Согласно документу, маркировка молочной продукции не будет распространяться на продукты, нетто-масса которых составляет 30 граммов и менее; на продукты, упакованные непромышленным способом в магазинах; а также на детское питание для детей до 3 лет и специализированное диетическое лечебное и профилактическое питание.
 
По сообщению Минпромторга, по состоянию на середину декабря 2020 года в системе маркировки зарегистрировались более 7 тысяч участников российского рынка молочной продукции.
 
В ходе обсуждения правил внедрения маркировки бизнесу удалось добиться решения ряда вопросов, связанных с минимизацией инвестиционных затрат молочных предприятий, которые они могут понести в связи с нововведением. 
 
«Во-первых, это минимизация инвестиций на нанесение DataMatrix кода, - отмечает генеральный директор Союзмолоко Артем Белов. – Молочная отрасль вынуждена заниматься в каком-то смысле несвойственным ей типографским бизнесом. Между тем, непосредственный акцент в части нанесения кода должен быть перенесен именно на типографии. Принципиально мы договорились о том, что в ближайшее время будет подписан меморандум между Минпромторгом и основными типографиями, которые печатают упаковку для молочной продукции, о том, минимум за два-три месяца типографии должны быть готовы к нанесению DataMatrix кода. Чтобы стимулировать типографии, Минпромторг рассмотрел дополнительные меры поддержки, в том числе в части установки оборудования для нанесения кода.
 
Второй вопрос связан с агрегацией/разагрегацией и поштучным учетом. Инвестиции в эти процессы составляют до 80% инвестиций, связанных с системой маркировки. Чего удалось добиться? Самое главное – из поштучного учета выведена вся скоропортящаяся молочная продукция, то есть продукты, имеющие срок годности 40 и менее дней. Эти продукты будут прослеживаться за счет объемно-артикульного учета. При этом для продукции с длительными сроками хранения предусмотрен очень серьезный переходный период с точки зрения внедрения поштучного учета. Предполагается, что он будет введен не ранее 1 декабря 2023 года.
 
Третья важнейшая задача связана с компенсацией издержек бизнеса. Очевидно, что свести объем инвестиций к нулю невозможно, и должны быть разработаны соответствующие меры государственной поддержки. Уже сейчас вносятся изменения в нормативно-правовую базу, которые позволят производителям получать льготные кредиты на приобретение оборудования. В настоящий момент также разрабатываются предложения по возмещению прямых понесенных затрат бизнесу, а также предлагается ряд мер со стороны Минпромторга, в том числе об обнулении НДС на типографское оборудование. Таким образом, предложенный комплекс мер позволил минимизировать основной объем инвестиционных затрат, которые понес бизнес в связи с внедрением маркировки».
 
Экология
 
В самом конце 2020 года председатель Правительства РФ Михаил Мишустин подписал Постановление №2398 от 31 декабря 2020 года «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий».
 
Согласно документу, вступившему в силу с 1 января 2021 года и действующему до 1 января 2027 года, к объектам I категории опасности относятся в частности предприятия по производству молочной продукции (за исключением объектов, осуществляющих сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения или в водные объекты с использованием локальных очистных сооружений, на которых обеспечивается очистка сточных вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды).
 
К объектам II категории в частности относятся предприятия по производству молочной продукции (в случае осуществления сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод  в централизованные системы водоотведения или в водные объекты с использованием локальных очистных сооружений, на которых обеспечивается очистка сточных вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды).
 
«На протяжении нескольких лет Союзмолоко работал над вопросом изменения категоризации предприятий молочной переработки. В соответствии с постановлением Правительства №1029, молочные предприятия относились к I категории опасности, - поясняет генеральный директор Союзмолоко Артем Белов. - Это требовало от предприятий определенных дополнительных инвестиций в получение комплексных экологических разрешений (около 1 млн рублей), прохождения государственной экологической экспертизы (около 1,5 млн рублей), а также внедрения наичучших доступных технологий при превышении нормативов (до 300 млн рублей на предприятие). По нашим расчетам, в зависимости от типа площадки, объем дополнительных инвестиций составлял от 20 до 300 млн рублей. Это очень существенные затраты. Новые изменения позволят большинству предприятий молочной переработки перейти из I категории во II категорию, которая не будет требовать вышеперечисленных действий. При этом ко II категории будут относиться предприятия, которые осуществляют сбросы в централизованные системы водоканалов либо имеют собственные локальные очистные сооружения».

Господдержка
 
Постановлением Правительства № 1932 от 26 ноября 2020 года в России с 2021 года для представителей малого бизнеса, включенных в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, работающих в сельской местности более двух лет, вводится новый грант «Агропрогресс».

Предельная стоимость субсидируемого проекта составит 120 млн руб., максимальная сумма гранта – 30 млн рублей. За счёт этих средств можно будет покрыть до 25% стоимости проекта. При этом проекты, реализуемые за счет средств гранта «Агропрогресс», будут исполнятся только на принципах проектного финансирования с участием инвестиционных кредитных средств: не менее 70% стоимости проекта должно быть обеспечено за счет инвестиционных кредитных ресурсов, не менее 5% – за счет собственных средств сельскохозяйственного товаропроизводителя. Средства гранта могут быть направлены на реализацию проекта (приобретение или строительство новых объектов для производства, хранения и переработки сельхозпродукции, на комплектацию этих объектов оборудованием, сельскохозяйственной техникой и спецтранспортом, на закупку животных, птицы и рыбопосадочного материала, а также на уплату процентов по привлеченному на реализацию проекта кредиту в течение не более 18 месяцев с даты получения гранта) при условии, если соответствующие затраты не возмещались в рамках иных направлений государственной поддержки. Также планируемое маточное товарное поголовье крупного рогатого скота, предусмотренное проектом, направленным на разведение крупного рогатого скота, не должно превышать 400 голов.
 
В госпрограмму развития сельского хозяйства постановлением Правительства внесены и другие изменения.  В частности, для аграриев из регионов Дальнего Востока увеличивается размер грантов, которые предоставляются государством на развитие семейных ферм, материально-технической базы сельхозкооперативов. Теперь объём такой поддержки будет доходить до 70% стоимости проекта (ранее – до 60%). При этом до 20% стоимости проекта по-прежнему может быть компенсировано за счёт средств регионального бюджета.
 
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия была утверждена Правительством в 2012 году. Её цели – обеспечить продовольственную независимость России, ускорить импортозамещение, повысить конкурентоспособность отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках.
 
Экспортные пошлины
 
С 1 февраля по 30 июня 2021 года Россия вводит пошлину на экспорт сои из страны за пределы ЕАЭС, ставка пошлины составит 30% таможенной стоимости, но не менее 165 евро за тонну​​​.
 
Изменения вносятся в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, экспортируемые из России за пределы стран-участниц соглашений о Таможенном союзе - изначально этот перечень ставок был утвержден постановлением правительства в августе 2013 года. В предыдущей версии документа данная позиция, "соевые бобы, дробленые или недробленые прочие", отсутствовала.
 
Предложение о введении пошлины на экспорт сои было одобрено на подкомиссии по таможенно-тарифному регулированию правкомиссии по экономическому развитию и интеграции в декабре. Минэкономразвития РФ указывало, что введение пошлины обусловлено ростом мировых цен на данную продукцию и направлено на обеспечение сырьем перерабатывающих производств внутри страны.
 
Решение, как отмечало министерство, призвано предотвратить рост цен на продукцию переработки сои - соевое масло и соевый шрот, которые используются в пищевой промышленности.
 
Экспортная пошлина на семена подсолнечника и рапса с 9 января повышается до 30% от таможенной стоимости, при этом ее нижняя планка устанавливается на уровне 165 евро за 1000 кг. Соответствующее постановление правительства было подписано 10 декабря 2020 года.
 
Мера вводится на период с 9 января по 30 июня 2021 года и распространяется на продукцию, вывозимую из России за пределы Таможенного союза. Ранее экспортные пошлины на эти виды товаров составляли 6,5% от таможенной стоимости.
 
Как сообщал ранее премьер-министр России Михаил Мишустин, решение о введении таможенной пошлины принято для того, чтобы снизить объем экспорта этой продукции и сдержать рост цен на нее. Кроме того, как полагают в правительстве России, такое решение также позволит переориентировать участников рынка с вывоза сельскохозяйственного сырья на экспорт сельхозтоваров с высокой добавленной стоимостью.
 
Отмена ЕНВД
 
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) перестал действовать в России с 1 января 2021 года, использовавшие его предприниматели будут использовать альтернативные налоговые режимы.
 
"С 1 января 2021 года на территории РФ отменяется специальный налоговый режим - система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности", - говорится на сайте Федеральной налоговой службы (ФНС) России.
 
Режим ЕНВД был введен в 1998 году. Он не зависел от полученной выручки и рассчитывался исходя из предполагаемого - вмененного дохода по ставке от 7% до 15% в зависимости от региона России. При этом те предприниматели, которые пользовались ЕНВД, освобождались от уплаты налога на прибыль, НДС (за исключением импортного) и налога на имущество, кроме рассчитываемого по кадастровой стоимости. Данный режим в России применяли около 280 тыс. организаций и 1,8 млн индивидуальных предпринимателей.
 
Среди отрицательных сторон режима ЕНВД называлась несоразмерность налоговой нагрузки и рентабельности бизнеса, непрозрачность формирования финансового результата, а также использование этого режима при дроблении бизнеса. Отказ от ЕНВД, по задумке, будет способствовать развитию конкуренции и создаст равные условия ведения бизнеса для всех предпринимателей.
 
Альтернативными режимами без серьезного повышения налоговой нагрузки являются упрощенная система налогообложения (УСН), единый cельскохозяйственный налог, патентная система налогообложения, налог на профессиональный доход. Предприниматели, не определившиеся с выбором до конца 2020 года, автоматически переводятся на общую систему налогообложения.
 
Отмена ЕНВД не была для бизнеса неожиданной, об этом оповестили заранее и дали время перестроиться, сказал ТАСС глава Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин. "Безусловно, предпринимателям нелегко, тем более учитывая текущую ситуацию с коронавирусом, но думаю этот переходный этап пройдет и бизнес постепенно оправится и продолжит работать", - отметил он.
 
Катырин затруднился оценить, приведет ли переход бизнеса на новые режимы к увеличению налоговых отчислений. "Если региональные власти пойдут предпринимателям навстречу и дадут дополнительные льготы по УСН для перешедших с ЕНВД, то и доходы останутся на прежнем уровне. Если не дадут льготу, то, вероятнее всего, большая часть перейдет на патент, где уровень налогообложения "плюс - минус" тот же, что и на ЕНВД", - пояснил он.
 
По мнению главы палаты, на УСН с большой вероятностью "перейдут только те, кто торгует маркированной продукцией и алкоголем, либо если на фирму уже оформлены долгосрочные контракты". Глава бизнес-объединения "Опора России" Александр Калинин 24 декабря 2020 года говорил журналистам, что правительство РФ и ФНС сделали достаточно для "бесшовного" перехода с ЕНВД на другие режимы. В частности, расширили для индивидуальных предпринимателей возможность применения патентной системы, распространили возможность вводить режим самозанятых на все регионы. По мнению главы организации, облегчить отмену ЕНВД должны минимум пять пунктов: расширение критериев для патента, возможность уменьшать размер налогов по нему на сумму страховых платежей, увеличение верхнего порога применения УСН до 200 млн рублей и снижение ставки налога на имущество во многих регионах.
 
Изменение МРОТ
 
С 1 января 2021 года в РФ вступил в силу закон о новой методике расчета МРОТ и прожиточного минимума, предполагающей их определение исходя не из потребительской корзины, а из медианного дохода (половина работающих получает больше этой величины, половина - меньше).
 
Закон также устанавливает МРОТ в размере "не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ на очередной год и не ниже МРОТ, установленного в текущем году".
 
В результате размер МРОТ составит 42% от медианной заработной платы - 12 792 рубля (ранее - 12 130 рублей, рост на 5,5%), а прожиточного минимума в целом по РФ - 11 653 рубля (рост на 3,7%). По оценкам Минтруда, повышение МРОТ затронет 3,9 млн человек.
 
Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) и прожиточный минимум в России будут рассчитываться исходя не из потребительской корзины, а из медианного дохода (половина работающих получает больше этой величины, половина - меньше).
 
Также с 2021 года нуждающиеся семьи получили возможность использовать средства социального контракта на развитие личного подсобного хозяйства — соответствующее постановление подписал председатель Правительства России Михаил Мишустин.
 
Соцконтракт заключается органами соцзащиты с гражданами и семьями, доход которых ниже прожиточного минимума. Благодаря такому контракту можно, например, пройти переобучение или открыть ИП.
 
В конце декабря 2020 года Михаил Мишустин сообщил, что с 2021 года всем субъектам РФ для оказания помощи гражданам в форме соцконтракта будет предоставлена поддержка из федерального бюджета. На эти цели уже предусмотрено свыше 26 миллиардов рублей.
 
Как заявила 23 декабря вице-премьер Татьяна Голикова, социальный контракт даст возможность 700 тысячам семей за три года увеличить доходы и открыть своё дело. 
 
Проверки бизнеса
 
Постановление правительства РФ, продлевающее мораторий на плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2021 году, вступило в силу 1 января.
 
"При формировании ежегодных планов в них не включаются плановые проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных <...> к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства", - следует из документа.
 
Постановление также предусматривает возможность проведения проверок малых предприятий в 2021 году с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи. Кроме того, допускается возможность замены плановой выездной проверки, которая включена в ежегодный план проверок на 2021 год, инспекционным визитом и ограничение продолжительности плановой проверки 10 рабочими днями.
 
Как сообщалось ранее, предусмотренные постановлением меры позволят в 2021 году избежать существенного роста проверок по сравнению с 2020 годом и предыдущими годами. Благодаря этому снизится административная нагрузка на большое число предприятий малого бизнеса.
 
В начале 2020 года действовал "мягкий мораторий", ограничивающий проведение проверок в отношении субъектов малого предпринимательства по видам контроля, по которым риск-ориентированный подход не был введен. По данным Минэкономразвития, в план проверок на 2020 год включили 376,2 тыс. проверок. 
 
«Регуляторная гильотина»
 
Новая система контрольно-надзорного законодательства, которая получила неофициальное название "регуляторная гильотина", заработала в России с 1 января 2021 года. Она предполагает инвентаризацию массива норм, устанавливающих обязательные требования для бизнеса.
 
"Это позволит существенно сократить административную нагрузку на бизнес - с одной стороны, а с другой - повысить уровень безопасности потребителей", - отмечается на сайте "Регуляторная гильотина", который ведет аналитический центр при правительстве.
 
"Регуляторная гильотина" означает инвентаризацию всех действующих и обязательных для бизнеса требований, чтобы понять соответствуют ли они современным реалиям. Если соответствуют, то нормы остаются, если нет, то они отменяются или изменяются. Среди норм встречались те, что были приняты еще при СССР и РСФСР. Например, для предприятий общепита в советские годы было введено требование мыть грязные тарелки и посуду ветошью, протирать полы из расчета 0,856 минуты на квадратный метр. Еще одна известная норма касается правил приготовления омлета - выдерживать высоту яичного слоя на уровне 2,5-3 см.
 
Работа в рамках "регуляторной гильотины" ведется в двух направления. Первое - построение новой системы обязательных требований, соответствующих современному уровню технологического развития и риск-ориентированному подходу. Второе - установление детальных правил, относящихся к организации контрольно-надзорной деятельности.
 
Для реализации механизма в 2020 году были приняты федеральные законы "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ" и "Об обязательных требованиях". Оба федеральных закона 31 июля 2020 года подписаны президентом РФ. В декабре 2020 года правительство РФ утвердило перечень из 132 видов государственного контроля, которые попадают под "регуляторную гильотину".

Труд женщин в АПК

С 1 января 2021 года вступил в силу приказ Минтруда России № 512н от 18 июля 2019 года «Об утверждении перечня производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин», принятый взамен действующего постановления Правительства РФ от 25 февраля 2000 года № 162, которым определен Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин.

Данная работа проводилась в рамках Плана мероприятий по реализации в 2016-2020 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2016 г. № 669-р, и Плана мероприятий по реализации в 2018 году I этапа Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017-2022 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2018 г. № 420-р.

По итогам проведенной актуализации перечень сокращен более чем в четыре раза: вместо 456 позиций новым приказом Минтруда России утверждено сто. Критериями при пересмотре и актуализации перечня явились факторы, опасные для репродуктивного здоровья женщин, влияющие на здоровье будущего поколения и имеющие отдаленные последствия.

Перечнем исключается произвольное ограничение использования труда женщин на работах, что является гарантией их права на справедливые условия труда.

Так, например, снимаются ограничения для женщин на работу водителем большегрузных автомобилей и сельскохозяйственной спецтехники, таких как фура, трактор, самосвал, КамАЗ и пр., за исключением машинистов строительной техники (бульдозер, экскаватор, автогрейдер).

Действие перечня также не распространяется на женский труд в фармацевтической промышленности, медицинских организациях, научно-исследовательских лабораториях, организациях по оказанию бытовых услуг населению.

Важно отметить, что при создании безопасных условий труда работодатель вправе применять труд женщин без ограничений.

По информации, полученной Минтрудом России при подготовке приказа от отраслевых объединений работодателей и профсоюзов, наибольший интерес у женщин вызывают профессии в морском и речном судоходстве, автомобильном и железнодорожном транспорте, в гражданской авиации, сельском хозяйстве.

Субсидии на транспортировку продукции АПК
 
Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин постановление Правительства РФ №2430 от 31.12.2020 «О внесении изменений в Правила предоставления субсидийиз федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на транспортировку  по компенсации части затрат на транспортировку сельскохозяйственной и продовольственной продукции».
 
Согласно документу, номенклатура субсидируемых грузов дополнена новыми позициями. Среди них:

  • животные и растительные жиры и их фракции; непригодные для употребления в пищу смеси или готовые продукты из животных или растительных жиров или масел или фракций различных жиров или масел данной группы;
  • уксусная кислота;
  • ветеринарные вакцины;
  • эфирные масла;
  • пептоны и их производные;
  • декстрины и прочие модифицированные крахмалы;
  • шерсть, волос животных, отходы шерсти или тонкого или грубого волоса животных и т.д.
 
В то же время документом введены ограничения по сахару, картофелю, гречневой крупе и бутилированному подсолнечному маслу (компенсация части затрат на транспортировку данной продукции предоставляется по поставкам, осуществленным с 1 августа 2021 года).
 
 
1610355172

Автор: Роман Рожков
Теги: АПК

14626 просмотров

Также рекомендуем:


2 форум
Молочные заводы
Комментарии
2 ФОРУМ
кизельман-март-24
Нов 5 мин еженедельно

Как помогать
Молочные заводы
ТЕЛЕГА
Подпишитесь на нашу рассылку
Нов 5 мин еженедельно

эконива КРС

Аналитический центр Milknews
Дзен
Молочные заводы
Дзен
Молочные заводы