Простыми словами Как изменилась расширенная ответственность производителей (РОП) в 2024 году
С 1 января 2024 года в нашей стране вступил в силу закон, направленный на совершенствование механизма расширенной ответственности производителей (РОП) товаров и упаковки. О том, какие изменения он даст молочной отрасли, в чем суть новых правил и как с ними работать, принесут ли они дополнительные расходы для бизнеса, Milknews рассказывает простыми словами.
Что случилось?
В августе 2023 года был принят Федеральный закон № 451-ФЗ от 04.08.2023 о расширенной ответственности производителей (РОП), который установил, в том числе, требования по утилизации упаковки пищевой продукции. К концу 2023 года многие нововведения документа были детализированы в виде подзаконных актов.
Что теперь будет?
Согласно закону, ответственность за утилизацию упаковки товара переносится с производителя этого товара (например, молочной продукции) на производителя упаковки (например, рулона комбинированного картона или преформы ПЭТ).
В 2025 году производители упаковки должны будут отвечать за утилизацию 55% выпущенной упаковки, в 2026 году - 75%, с 2027 года - за весь объем. Компании должны будут учитывать повышающие коэффициенты, на которые влияет экологичность товара и упаковки. К таким коэффициентам относятся уровень извлекаемости и перерабатываемости продукции, потребность во вторичном сырье из нее и количество циклов переработки компонентов упаковки. Если производители не захотят заниматься утилизацией упаковки, они должны будут платить экосбор.
При этом импортеры упаковки, а также товара в упаковке, несли и продолжают нести ответственность за ее утилизацию.
Уточняется, что проверка исполнения производителями и импортёрами данной обязанности будет проводиться Росприроднадзором.
Зачем это нужно?
По замыслу властей, новые правила призваны снизить объемы неперерабатываемого пластика, сократить захоронение отходов и привлечь дополнительные средства на строительство предприятий по переработке.
Кого это коснется?
В конце 2023 года был утвержден перечень товаров, в отношении которых возникает обязанность уплачивать экосбор или обеспечивать самостоятельную утилизацию. Перечень включает как коды ОКПД 2, так и ТН ВЭД ЕАЭС для производителей товаров и импортеров соответственно.
При этом в 451-ФЗ есть ряд оговорок: например, запчасти и полуфабрикаты не подпадают под действие РОП, если из них в дальнейшем создадут предмет, который уже есть в перечне товаров и упаковки. Кроме того, если для производства товара необходимо нагревать, вытягивать, делить на части или проводить иные манипуляции с упаковкой, ответственность у такого производителя товара за эту упаковку не возникает. Это позволяет решить проблему с тем, что, к примеру, бутылка молока формально «производится» прямо на линии розлива из преформы.
А что насчет импортеров?
Ранее импортеры несли ответственность по общему правилу - один раз в год подавали отчетность об утилизации и/или уплате экосбора. С 2026 года порядок для всех импортеров изменится - нужно будет уплачивать экосбор сразу же на границе, а при желании заниматься самостоятельной утилизацией - предоставлять банковскую гарантию либо поручительство от утилизатора на ту сумму экосбора, которая причитается за ввозимый объем товара.
Новый формат работы сложнее для импортера, поэтому его решили вводить не сразу. При этом уже с 1 июня 2024 года, как предполагается, отдельные виды товаров попадут в эксперимент - то есть по ним новые правила будут работать гораздо раньше 2026 года. Сегодня дискуссия идет о том, какие именно товары должны попасть в этот перечень. По имеющейся информации, предложено включить в эксперимент актуальную для молочной отрасли комбинированную упаковку с содержанием бумаги и картона.
Что со ставками экосбора?
451-ФЗ задал рамку для обсуждения новых, более высоких ставок экологического сбора. Ранее ставки, принятые в первоначальной версии механизма РОП, не предполагали наличия публичных, закрепленных в нормативном акте обоснований. В рамках закона на сегодня предусмотрен отдельный документ – уже утвержденная методика расчета ставок экосбора, которая предусматривает, что базовая ставка учитывает затраты на раздельный сбор, накопление, транспортирование, обработку и утилизацию данного вида упаковки, а затем умножается на специальный коэффициент.
Этот коэффициент рассчитывается как сумма: единица плюс четыре критерия, каждый из которых может быть нулевым или принимать иное значение.
Критерии отражают сложности, которые могут возникнуть с извлечением данного вида отходов из общего потока, с наличием технологий по утилизации, с возможностью вовлекать отход повторно в производство многократно, а также с продажей вторсырья.
Все упомянутые критерии могут принимать значения 0 или 0,25 в течение 2024 года, 0 или 0,5 в 2025 году, 0 или 1 в 2026 году. При суммировании в формулу добавляют “1” для исключения появления нулевых коэффициентов. Следовательно, коэффициент для базовой ставки в 2024 году не превысит 2, в 2025 - 3, в 2026 и далее - 5. Для каждой группы товаров и упаковки устанавливают свое значение коэффициента.
Уже утверждены ставки экологического сбора на 2024 год. Они будут состоять из базовых ставок, значения которых приравнены к действовавшем в 2023 году, и коэффициентов в размере от 1 до 2. Так, например, для картонной комбинированной упаковки (группы №№ 32 и 52) ставка составит 2378*1,5=3567 руб./т, для прозрачной ПЭТ-бутылки - 3844*1,25=4805 руб./т, для белой - уже 5766 руб./т. Эти значения существенно ниже, чем первоначально предложенные в ноябре 2023 года, что свидетельствует о поиске компромиссов между регулятором и производителями товаров.
Какие требования предъявляют к утилизаторам упаковки?
После принятия закона требования к утилизаторам упаковки ужесточились. Так, нельзя продемонстрировать любой производственный процесс как «утилизацию» - необходимо, чтобы принятый к утилизации отход и полученный из него продукт соотносились по специальному документу («конвертеру»).
«Конвертер» представляет собой перечень, на основании которого можно определить, из какого товара или упаковки по общероссийскому классификатору ОКПД (продукции по видам экономической деятельности) какой отход получается согласно федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО). А также из какого отхода получается новая продукция по ОКПД. Это позволит определить, как правильно утилизировать отходы в рамках системы РОП и составить акт утилизации, необходимый для сдачи отчетности.
Кроме того, утилизаторы должны быть проверены Росприроднадзором на предмет реального обладания заявленными мощностями по утилизации и включены в специальный реестр.
Порядок такой выездной оценки мощностей утилизаторов уже утвержден, также как и порядок ведения реестра утилизаторов. Только утилизаторы, присутствующие в реестре, вправе оказывать услуги по выдаче актов об утилизации для компаний, не желающих уплачивать экосбор.
Какие документы нужны для утилизации?
В процессе выполнения нормативов утилизации отходов практически ничего не изменилось, за исключением того, что декларации о выпуске товара в оборот теперь не будет. Производители и импортеры должны будут выбирать утилизаторов, вошедших в реестр, заключать с ними договора и составлять отчетность. К отчетности должны прикладываться акты утилизации. Весь пакет документов нужно направить в Росприроднадзор до 15 апреля.
Выбрать утилизаторов можно будет как в публичном реестре утилизаторов, так и на созданной РЭО электронной торговой площадке (ЭТП). На ЭТП производитель выставляет лот на исполнение норматива утилизации и собирает предложения от утилизаторов: каждый утилизатор может предложить свою цену и объем переработки. С выбранным утилизатором сразу заключается договор, который может быть как типовым, так и по форме одной из сторон. А затем заказчик оплачивает услуги.
Направлять отчетность регулятору необходимо через единую федеральную государственную информационную систему учета отходов от использования товаров (ЕФГИС УОИТ), доступ к которой будет открыт на сайтах Минприроды России и РЭО, при этом бумажный документооборот исключается. Доступ будет у всех участников системы РОП: заинтересованных органов власти, производителей, импортеров, утилизаторов.
Что грозит нарушителям закона?
Ответственность за нарушения по предоставлению отчетности не меняется, она установлена статьей 8.5.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Штрафы могут доходить до размера экологического сбора в двукратном размере.
экология