Обзор Что думают в отрасли о рекомендации Минпромторга работать с ритейлерами через прямые договоры
Минпромторг рекомендует торговым сетям переходить на прямые договоры с поставщиками социально значимых продуктов, сообщил статс-секретарь, заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов. Замглавы Минпромторга отметил, что министерство развивает прямые каналы продаж, поскольку путь от производителя до потребителя должен быть максимально коротким. О том, как работают с ритейлерами производители молочной продукции и что думает ритейл об этой рекомендации - в новом материале Milknews.
Рекомендация запоздала
"Мы рекомендовали торговым сетям переходить на прямые договоры с поставщиками социально значимых продуктов. Речь о сельскохозяйственной продукции, цены на которую подвержены сезонным колебаниям: мясе, молоке, яйцах, товарах "борщевого набора", - сказал заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов. Он отметил, что при покупке на оптовом рынке флуктуация цен на эти продукты высока. "И государству, и бизнесу необходим более-менее точный прогноз колебания цены. Прямые договоры содержат формулу условной справедливой цены на товары, что, в конечном итоге, позволяет снизить конечную стоимость продукции "в полке", - считает он.
Гендиректор Московского завода плавленых сыров “Карат” Евгений Гребнев отметил, что 90% торговых сетей уже работают по прямым договорам с поставщиками молочной продукции. “Рекомендации Минпромторга несколько запоздали. Большая часть товарооборота идет на базе прямых контрактов с поставщиками. Чем более чувствительные продукты в плане ценообразования, тем большая доля прямых поставок. Практически все молочные компании, а также те, кто занимается мясом и другими продуктами с низкой маржинальность уже давно работают напрямую с производителями”, - сказал он.
С этим мнением согласен и председатель совета директоров Тульского молочного комбината Александр Ширинкин. “Мы изначально по поставкам молока работаем с сетями напрямую. Всю молочную продукцию с небольшими сроками хранения мы поставляем или непосредственно в торговые точки или в РЦ сетей. И, насколько я знаю, большинство производителей сегодня поставляет массовую цельномолочную продукцию в сети напрямую”, - отметил глава предприятия.
Напрямую работают и в ГК “Кабош”. “Мы сами заводим продукцию в сети по прямым договорам, контролируя цепочку поставки вплоть до конечного потребителя. Помимо вопросов контроля качества продукции, это, безусловно, позволяет сдерживать цены за счет сокращения издержек на услуги дистрибьюторов”, - сказал президент группы Дмитрий Матвеев.
Не всем это выгодно
По словам президента ГК “Кабош”, не всем выгодно работать напрямую с сетями. “Это организация транспортно-логистической и сервисной служб, ведение объемного документооборота, расширение пула задач отдела продаж. Все это инфраструктура, которая не создается одномоментно, и серьезные инвестиции, в том числе, в персонал. Для целого ряда компаний с небольшими объемами производства и поставок это, безусловно, станет серьезным вызовом”, - говорит Дмитрий Матвеев.
Через дистрибьюторов производители обычно работают только с несетевой розницей. Кроме того, исторически некоторые категории молочной продукции производители продают через оптовиков. “Сыры мы в основном реализовываем через дистрибуторов – это стандартный подход к продажам данной товарной категории. Чаще всего из всей молочной продукции через оптовиков переработчики реализовывают именно сыры, немного реже – сливочное масло”, - говорит Александр Ширинкин.
По его мнению, отдельным производителям так легче сбыть не совсем качественную продукцию. “Полагаю, что некоторые производители через посредников продают отдельные молочные продукты с определенной целью. Можно предполагать, что часть продуктов поставляются не в соответствии с тем, что на упаковке, то есть идет фальсификат. При наличии посредников сложнее отследить путь продукта от сырья до прилавка. Такой вывод можно сделать по выявленным на прилавках фальсифицированным продуктам нашими регуляторами”, - отметил Ширинкин.
Сети исключают посредников
В большинстве торговых сетей, куда Milknews обращался за комментариями, не стали комментировать ситуацию с прямыми договорами. В торговой сети “Магнит” Milknews рассказали, что регулярно работают над исключением посредников из цепочки товарооборота. “С 2015 года «Магнит» развивает сотрудничество с сельхозпроизводителями по схеме долгосрочных фьючерсных контрактов (или агроконтрактов). В 2019 году “Магнит” расширил пул форм долгосрочных контрактов с агропроизводителями. Цель проекта – наладить прямые поставки овощей и фруктов, исключить посредников, контролировать всю цепочку от севооборота до отгрузки. В рамках проекта фермеры получают агрономическое сопровождение, сервис по оценке качества на своей производственной площадке, финансовую поддержку, гибкий механизм ценообразования”, - сообщили в пресс-службе.
Прямая работа с производителями стала часть современного подхода компании к бизнесу. “Мы регулярно работаем над упрощением взаимодействия между агропроизводителями и сетью, разрабатывая новые бизнес-процессы, документы. В них отражаются современные подходы, учитывающие особенности потребностей производителей и компании”, - отметили представители “Магнита”.
Автор: Наталья Антонова
Теги: Россия бизнес