Подробности Как растет рынок растительных продуктов и чем это грозит молочной отрасли
Традиционную молочную отрасль в мире ждет серьезная конкуренция с растительными альтернативами. Как бы российским производителям эта перспектива ни казалось далекой и туманной, уже сегодня значительная доля молодых и платежеспособных потребителей отказывается от молочных продуктов под различными предлогами в пользу растительных аналогов.
Рынок отвечает на растущий спрос покупателей: аналитическое агентство GIRA подсчитало, что в 2018 году в США и Европе существовало только несколько десятков брендов, под которыми компании производили продукты на растительной основе, в июне 2019 году счет пошел уже на сотни. Milknews разобрался, чего стоит ожидать молочным производителям, в том числе и в России, в ближайшее время.
Альтернативы завоевывают рынок
То, что растительные аналоги постепенно приходят на рынок и забирают долю производителей традиционных молочных продуктов, стало понятно уже давно, но скорость, с которой эти процессы происходят, удивляет даже самых пессимистичных экспертов.
Специалисты GIRA подсчитали, что в январе 2018 года в магазинах США и Европы было представлено несколько десятков брендов растительных категорий, в том числе аналогов молока, йогурта, сыра, мороженого и сметаны. К июню 2019 года количество торговых марок стало превышать 100. Вместе с ростом числа брендов увеличился и ассортимент продуктов. Потребителям, помимо уже существующих альтернатив, стали доступны аналоги сливочного масла, сливок, кофейных напитков, а также сыров в нарезке.
В одной только категории “соевое молоко” количество брендов с января 2018 до июня 2019 выросло с 12 до 23. Увеличилось и количество продуктов, на основе которых изготавливают альтернативы. В январе 2018 основ было 16, больше всего брендов производилось из сои, миндаля и кокоса, меньше всего - из более экзотических продуктов, таких как орех макадамия, пекан и кунжут. К июню 2019 года количество основ только для растительного молока выросло почти до 30. Появились альтернативы на основе банана, конопли, полбы, морских водорослей, гречихи, цветка лотоса и подсолнечника.
Количество торговых марок, работающих на ранее нераспространенных основах, таких как горох, киноа, лен, фундук, значительно выросло. Так, в январе 2018 года на рынке США и Европы было представлено только одно “льняное молоко” от Good Karma, к июню 2019 года число торговых марок в категории выросло до 5. Аналогичный рост наблюдался и в категории “гороховое молоко” - 3 в 2018 против 10 в 2019 году.
Растительные бренды в январе 2018 года, США и Европа
По прогнозам специалистов GIRA, количество участников растительного рынка будет только расти. Это связано с низким порогом входа в бизнес - себестоимость производства сырья для растительных альтернатив значительно ниже, чем для традиционной молочной линейки.
На руку новому сегменту бизнеса оказались и особенности поведения современных потребителей, которые уже не выбирают продукт, опираясь только на многолетнюю репутацию бренда.
Растительные бренды в июне 2019 года
Так, в 2019 году исследовательская компания Mintel провела опрос жителей Великобритании, который показал, что больше всего растительными продуктами интересуются покупатели от 16 до 24 лет. Молодые люди охотно пробуют новые продукты и выбирают торговые марки, которые совсем недавно появились на рынке. Такое поведение приводит к тому, что предложение на рынке альтернатив только растет.
Растительные продукты - не угроза молочным
Больше всего растительный сегмент рынка развит в США, Канаде и Европе, однако с каждым годом аналогов традиционного молока становится больше и на российском рынке. “Мир не стоит на месте: появляются новые технологии и продукты, меняются вкусы и предпочтения потребителей. Компании, которые хотят оставаться успешными, обязаны следить за мировыми трендами в вопросах питания и оперативно реагировать на происходящие в обществе изменения”, - объясняет пресс-секретарь и менеджер по внешним связям компании Danone Марина Шалак. В структуре Danone в России, известного на российском рынке линейками традиционных молочных продуктов, производство на растительной основе представлено брендом Alpro. Компания выпускает напитки, йогурты, сливки и десерты на основе сои, миндаля, кокоса, риса, кешью и лесного ореха.
По словам Марины Шалак, активное развитие индустрии связано с тенденцией на флекситарианство - систему питания, при которой предпочтение отдается растительным продуктам и снижается количество продуктов животного происхождения в рационе. “Мы уверены, флекситарианство станет популярным и среди российских потребителей, причем речь идет не только про Москву и область, но и города-миллионники”, - сказала представитель компании.
В перспективе Danone рассчитывает утроить объем продаж продуктов на растительной основе. “Для этого компания делает серьезные инвестиции в нескольких странах, в России в том числе. В России мы хотим производить как альтернативу молоку растительные напитки и ферментированные продукты в дополнение к йогуртам и десертам”, - рассказала Марина Шалак.
По словам эксперта, растительные продукты должны стать полноценной частью сбалансированного питания современных людей, наравне с продуктами животного происхождения. “Противопоставлять пользу продуктов растительного и животного происхождения, на наш взгляд, некорректно”, - отметила Марина Шалак.
С представителем Danone согласны и эксперты Valio, компания также активно развивает сегмент растительных аналогов в России. По словам экспертов финского концерна, большая часть покупателей, интересующаяся растительной категорией, продолжает покупать и продукты на основе коровьего молока. “Растительные продукты сложно назвать угрозой молочным, однако восприятие категории новыми поколениями во многом зависит от того, насколько игроки рынка будут поддерживать знание потребителей о необходимости потребления белка из разных источников - как животного происхождения, так и растительного”, - указали в пресс-службе “Валио”.
По словам представителя “Валио”, в компании не первый год отмечают, что спросом потребителей пользуются продукты без глютена, без лактозы, с пониженным содержанием соли и сахара. В растительной категории компания развивает линейку овсяных напитков Valio Oddlygood. В 2019 году компания вывела на рынок специальный растительный напиток для латте-арта Valio Oddlygood Barista. Продукт подходит для создания пены и смягчения вкуса кофе.
“Valio уже на протяжении многих лет развивает немолочные категории продуктов питания, выступая за сбалансированное и разнообразное питание. Если говорить и о глобальной перспективе, следует учитывать и рост населения планеты. Источников белка только из растительной пищи просто не хватит для того, чтобы прокормить все население Земли”, - отметили в пресс-службе “Валио”.
Новый конкурент - молоко из пробирки
Помимо широкого набора продуктов на основе растительного сырья, традиционный молочный сегмент ожидает еще один серьезный конкурент - это молоко из пробирки. В 2014 году на рынке США появился стартап Perfect Day, который собрал 24,7 млн долларов инвестиций.
Авторы проекта обещают потребителям продукты, произведенные в лаборатории, с характерным вкусом, а также полностью идентичным молоку составом. Такие продукты отвечают всем требованиям современного поколения: подходят для питания вегетарианцев, не содержат лактозу и не оказывают негативного воздействия на окружающую среду, в чем часто обвиняют как отрасль производства, так и переработки коровьего молока.
“В день когда мы попрощаемся с промышленным фермерством, мы устроим большой праздник с вегетарианским сыром, йогуртом и мороженым”, - пишут авторы проекта Perfect Day на сайте.
К 2019 году на рынке появилось еще две компании, специализирующиеся на биоинжереном молоке - New Culture из Новой Зеландии и Legendary Foods из Германии. Пока эти компании только начинают свое развитие: ищут специалистов и привлекают инвестиции, но эксперты агентства GIRA уверены, что в перспективе категория молока из пробирки будет только расти.
Автор: Наталья Антонова
Теги: Молоко мир