компоненты

Обзор Что сегодня происходит на молочном рынке России


Снижение доходов не заставило россиян отказаться от натуральных молочных продуктов, тогда как потребление продукции с заменителями молочного жира по-прежнему падает. Однако эксперты не исключают, что ситуация на рынке может измениться. Milknews выяснил, как сказалась пандемия на молочной отрасли и разных ее сегментах, а также чего ожидают и опасаются непосредственно игроки рынка.
 
Спрос на традиционную молочную остался стабильным 
 
В первом полугодии 2020 года доходы россиян снизились на 3,7% в сравнении с тем же периодом 2019-го, чему способствовали девальвация рубля и распространение коронавирусной инфекции, следует из отчета аналитического центра Milknews. При этом с января по май потребление традиционной молочной продукции восстановилось после прошлогоднего снижения. Спрос на питьевое молоко вырос на 2%, на сметану – на 7%, а потребление сливок и вовсе увеличилось на 20%, в том числе, за счет сегмента b2b. А вот йогуртов россияне стали покупать на 3% меньше.
 
На деятельность СППК «Неверкинский» в первом полугодии 2020 года серьезного влияния пандемия не оказала: продукция пользовалась стабильным спросом – он не рос, но и не падал, рассказывает председатель компании Иона Кардава.
 
Управляющий ЗАО «Сумино» (Ленинградская область) Леонид Цой отмечает, что весной, когда у людей не было возможности выезжать за пределы своего региона, в фирменных розничных магазинах предприятия, через которые оно реализует свою продукцию, наблюдался всплеск продаж молока, кефира и творога. 
 
Однако, по наблюдениям производителей, потребители все же отдавали предпочтение товарам недорогих торговых марок. 
 
«В первом полугодии спрос и объемы реализации нашей молочной продукции снизились, так как федеральные сети перешли на продажу продукции под собственной торговой маркой с низкой ценой на полке», - отмечает коммерческий директор племзавода «Семеновский» (Марий-Эл) Рудольф Васильев.
 
Заменители молочного жира все еще не в тренде
 
Изменения в маркировке продукции и растущий тренд на здоровое питание продолжают способствовать падению спроса на продукцию с немолочными жирами. В частности, потребление сырных продуктов по итогам первых пяти месяцев этого года сократился на 23%, однако аналитический центр Milknews отмечает возобновление роста их производства – если по итогам прошлого года выпуск сырных продуктов демонстрировал снижение на 12%, то с января по май 2020-го их производство увеличилось на 9%. Это, по мнению экспертов аналитического центра Milknews, в условиях снижения доходов вновь может стимулировать их потребление.
 

 
Из-за резкого сужения рынка HoReCa темпы роста потребления сыров снизились – в первом полугодии оно увеличилось лишь на 10%, тогда как по итогам прошлого года показатель составил 14%.
 
Заместитель генерального директора маслосырзавода «Новопокровский» (Тамбовская область) Дмитрий Филиппов отмечает, что продажи предприятием сыра в первом полугодии текущего года снизились на 10-15%, причем не только в результате закрытия большинства предприятий общественного питания, но и из-за спада количества посещений магазинов конечным потребителем.    
 
На маргарины и спреды спрос тоже снизился – на 10%, в то время как потребление сливочного масла выросло на 5%. 
 
Тренд на уменьшение потребления продукции с ЗМЖ, по словам производителей, наблюдается и в сегменте традиционной молочной продукции – сметаны и творога. В ассортименте СППК «Неверкинский» из Пензенской области есть как продукция, изготовленная полностью из натурального молока по ГОСТу, так и с содержанием немолочных жиров. И несмотря ни на что, в первом полугодии потребители все же отдавали предпочтения ГОСТовским молочным продуктам. 
 
«Продукция с заменителями молочного жира в основном закупалась на переработку – производителями кондитерских изделий, тогда как конечные потребители покупают натуральную молочную продукцию», - делится наблюдением председатель «Неверкинского» Иона Кардава. 
 
Планы по развитию пришлось корректировать
 
Производство большинства ключевых видов молочной продукции в первом полугодии оставалось выше уровня 2019-го. Это обусловлено, в том числе, увеличением производства в сырьевом секторе. Выпуск питьевого молока выросло на 1%, питьевых сливок – на 10%, сметаны – на 6%, сливочного масла – на 12%, мороженого – на 21%, следует из мониторинга аналитического центра Milknews. Вместе с тем, на 2% упал выпуск йогуртов и кефира, на 1% снизилось производство маргаринов и спредов.
 

 
При этом некоторые производители в нестабильный с экономической точки зрения период не спешили воплощать в жизнь намерения, связанные с развитием производства. 
 
«У нас на этот год были планы по расширению производства, которые мы не стали реализовывать, а пока отложили до лучших времен», – подчеркивает Иона Кардава. 
 
Производство сырья растет
 
В первом полугодии на 3,6%, до 15,8 млн т, увеличилось производство сырого молока. Рост произошел за счет сельхозорганизаций, КФХ и ИП, в то время как в хозяйствах населения наблюдалось снижение на 2%. 
 

 
Увеличение производства в последние годы обусловлено вводом новых комплексов, повышением продуктивности коров и уровня товарности сырья. В 2020 году многолетний тренд роста объемов производства товарного молока сохранится на фоне ввода новых комплексов и интенсификации производства, сообщает аналитический центр MilkNews, по прогнозам которого годовой прирост может составить около 3%. Поголовье коров к концу июня текущего года составило 8,09 млн голов – на 0,4% выше уровня 2019-го. 
 

 
Надои молока на корову в крупных и средних сельхозорганизациях в первом полугодии оказались выше уровня того же периода прошлого года на 8% - 3,49 т против 3,25 т соответственно.
 

 
Племзавод «Семеновский» нарастил производство сырого молока по предприятию как за счет увеличения поголовья, так и вследствие наращивания продуктивности.
 
«В республике Марий-Эл молочному животноводству оказывается хорошая господдержка. Мы получаем субсидии на приобретение техники и кормов», - отмечает Рудольф Васильев.
 
В этом году предприятие планирует увеличить поголовье на 280 коров – для них строится роботизированная ферма, запуск которой планируется на октябрь. Также племзавод ведет строительство трех новых телятников и дополнительных мощностей для кормов. По словам Васильева, ежегодно «Семеновский» наращивает поголовье на 10%, а продуктивность увеличивает на 15%. 
 
Что дальше?
 
Сложная экономическая и эпидемиологическая ситуация в России и мире, дополненные девальвацией рубля, будут способствовать снижению покупательской способности в среднесрочной перспективе, что повлечет падение потребления, считают эксперты аналитического центра Milknews. 
 
В первую очередь, спрос будет снижаться на молокоемкие продукты, к которым, в том числе, относятся сыры. 
 
«Уменьшение платежеспособности населения продолжится еще какое-то время, соответственно, люди будут покупать более дешевые продукты питания, в которые сыры не входят», - полагает Дмитрий Филиппов.
 
А вот на более дешевые молочные продукты – питьевое молоко, творог, кефир и сметану, по мнению Леонида Цоя, спрос останется стабильным. Иона Кардава считает, что потребление сметаны и творога, изготовленных по ГОСТу, у конечного потребителя будет расти, тогда как спрос на сметанные и творожные продукты с немолочными жирами продолжит снижаться. 
 
Рудольф Васильев полагает, что в перспективе будет наблюдаться рост продаж традиционных видов молочной продукции – питьевого молока, кефира, творога, - и падение спроса на высокомаржинальные продуктов из-за снижения доходов населения.

Автор: Елена Максимова
 

1597649976

Молоко

5870 просмотров

Также рекомендуем:


MN В ВК
Телеграм MN
Комментарии
Чечин
кизельман-март-24
Нов 5 мин еженедельно

Сессии 18
до майских 24
Подпишитесь на нашу рассылку
Сессии 18


Аналитический центр Milknews
Масложир
Дзен
Масложир
Дзен