Обзор Какие тренды наблюдаются на рынке молокосодержащих продуктов
Продукты с заменителями молочных жиров продолжают пользоваться стабильным спросом на рынке на фоне неблагоприятной ситуации с динамикой доходов населения, отмечают эксперты. Однако с ростом цен на растительные масла увеличилась и себестоимость их производства. О том, как устроен этот рынок, и об основных трендах категории товаров с ЗМЖ в России и в мире Milknews рассказали эксперты и участники отрасли.
Позиции на рынке
Молокосодержащим сегодня считается пищевой продукт, произведенный из молока, молочных продуктов или побочных продуктов переработки молока с содержанием немолочных компонентов. При этом массовая доля молочного жира в таких продуктах может варьироваться, а эффективных методов определения этой доли все еще нет. По этой причине и в связи с закрытостью самих производителей объективно оценить соотношение на рынке молочных и молокосодержащих продуктов достаточно сложно.
По оценкам Союзмолоко, в целом на производство продуктов с ЗМЖ направляется 16% всего товарного молока. При этом объемы их выпуска в последние четыре года ниже, чем натуральных сыров, и что важно, с 2019 года, после разделения полок магазинов на продукты из натурального молочного сырья и товары с содержанием ЗМЖ, доля сырных продуктов относительно натуральных сыров на нашем рынке снижается, хотя объемы производства сырных продуктов в прошлом году относительно позапрошлого выросли.
В 2017 году в категории сыров и сырных продуктов на первые пришлось 464 тыс. т, на вторые – 188 тыс. т, в 2018-м 467 тыс. т и 206 тыс. т, в 2019-м – 540 тыс. т и 181 тыс. т и 540 тыс. т, в 2020-м 572 тыс. т и 196 тыс. С января по июль текущего года относительно аналогичного периода прошлого объем производства сыров и сырных продуктов составил 345 тыс. т и 112 тыс. т соответственно. В сегменте мороженого несколько иная ситуация. В 2017 году объем производства мороженого из натурального молочного сырья составил 308,6 тыс. т, мороженого с ЗМЖ – 84,5 тыс. т, в 2018-м – 350,35 тыс. т и 96,6 тыс. т, в 2019-м – 325 тыс. т и 92,3 тыс. т, в 2020-м – 365,8 тыс. т и 83,5 тыс. т соответственно.
В компании «Экомилк», которая производит линейки молокосодержащих продуктов под брендами «Альпийская Коровка» (сметанный продукт, спреды) и «Деревенское Подворье» (творожный и сметанный продукты), подтверждают, что после вступления в 2019 году в силу постановления о разделении продуктов на молочной полке, потребительский спрос на линейку ЗМЖ стал снижаться.
Однако, по наблюдениям специалистов «Экомилк», в 2021 году спрос на продукцию с заменителем молочного жира несколько вырос после провала в 2020-ом благодаря отмене карантина и реанимации деятельности заведений общественного питания.
Сферы потребления
Структура спроса на молокосодержащие продукты существенно зависит от товарной категории – объясняет Алексей Груздев. Например, сметанные и творожные продукты с ЗМЖ пользуются спросом как в рознице у конечных потребителей, так и в HoReCa, и даже в промышленном производстве кондитерской продукции.
Что касается сырной категории, то здесь ситуация тоже неоднозначная. В категории мягких и молодых сыров в сегменте общественного питания сегодня доминируют продукты с ЗМЖ, которые позволяют оптимизировать себестоимость (творожные сыры для чизкейков и суши, пицца-чиз в блюдах итальянской кухни, фета в салатах и т.д.), а в рознице потребитель отдает предпочтение натуральному продукту, хотя позиции с ЗМЖ присутствуют в ассортименте во всех видах сыров.
В полутвердых сырах потребление сосредоточено в ритейле, поэтому структура спроса полностью определяется уровнем доходов потребителя. На фоне низкого уровня доходов населения спрос на сырные продукты остается высоким, даже несмотря на давление в СМИ и реакцию сетей на введение всех ограничений для сырных продуктов, когда большинство ритейлеров, за исключением хард-дискаунтеров, формально сильно сократили количество SKU представленных на полке сырных продуктов.
«Экомилк» имеет равные объемы продаж молокосодержащей продукции конечному потребителю и в сегменте B2B. Однако в компании прогнозируют, что доля конечного потребителя в перспективе, скорее всего, продолжит снижаться под воздействием расширяющегося ассортимента на молочной полке, наращивания рекламных усилий производителей молочной продукции, а также появления растительных альтернатив молочной продукции.
Производство продуктов с ЗМЖ стало менее выгодным
За последний год цены на пальмовое масло и другие растительные масла существенно выросли – по данным investing.com, увеличение на 23 сентября относительно аналогичного периода прошлого года составило 41%, что не могло не сказаться на себестоимости продуктов с заменителями молочных жиров.
ГК «Фудлэнд» производит, помимо натуральных молочных продуктов, также продукцию с заменителями молочного жира. В основном это сырные продукты и немного спредов. Доля продукции с ЗМЖ в ассортименте предприятия небольшая.
Продукты с ЗМЖ в Европе
Молокосодержащие продукты на мировом рынке в основном представлены в сегменте B2B и практически не производятся для прямых продаж потребителю. В основном это продукты типа моцарелла с содержанием растительных масел в составе готовых блюд, таких как пицца, лазанья или паста. Мировой рынок таких продуктов оценивается в $ 2 197 млн в 2019 году и к 2027 году составит $3 618 млн с приростом CAGR 6,7%, прогнозирует Fortune Business Insights.
Исследователи отмечают, что, добавляя в сыр растительные жиры, производители таким образом снижают калорийность, количество жиров, трансжиров и холестерина в готовом продукте, что отвечает сегодняшним трендам рынка. Кроме того, сырные продукты часто применяются при производстве выпечки и часто лучше себя показывают при нагревании на высоких температурах в сравнении с натуральными сырами, замечают аналитики.
Старший аналитик GIRA Вероника Агуэра замечает, что во Франции процент потребления сырных продуктов в общем объеме рынка сыра совсем небольшой - всего 0,3%.
По словам генерального секретаря Ассоциации молочных торговцев Eucolait Юкки Ликитало, спреды с содержанием растительных масел исторически популярны в Финляндии и других странах Северной Европы. Спред на основе сливочного масла с добавлением рапсового выпускает, например, финский концерн Valio. Однако интерес потребителей к такому продукту вызван, в первую очередь, заботой о здоровье и уровне содержания холестерина, а не вопросом цены, замечает эксперт.
Перспективы
Оценивая дальнейшую судьбу молокосодержащих продуктов, Груздев выделяет несколько трендов.
Во-первых, активно развивающийся сегмент суперфудов и функционального питания, где грамотное сочетание молочной основы и растительных ингредиентов позволяет создавать интересные для различных групп потребителей продукты с высокой добавленной стоимостью. Во-вторых, индустриальный и профессиональный сегмент потребления, которые в ближайшие 3-5 лет скорее всего будет стабильно расти, поскольку во многих сферах применения молочные ингредиенты с применением ЗМЖ более технологичны, чем натуральные молочные продукты. В-третьих, будет активно расти экспорт, особенно в страны с низкими доходами населения, например в Африке с ее почти 1,5 млрд населения, для которых доступность и оптимизация стоимости продукта пока важнее его потребительских характеристик. Ну, и, наконец, наиболее массовый сегмент – продукты для внутреннего рынка, где развитие ситуации будет зависеть от доходов населения: если они будут низкими, то спрос на молокосодержащие продукты будут продолжать расти, а восстановление роста доходов быстро приведет к смещению спроса в сторону натуральных молочных продуктов.
Дахнович считает, что дальнейшее развитие рынка молокосодержащих продуктов будет зависеть от динамики доходов населения: если они будут расти, то и спрос на натуральные молочные продукты будет увеличиваться. Со снижением же покупательской способности будет расти потребление продукции с заменителями молочных жиров. Сейчас, по его наблюдениям, сырные продукты пользуются стабильным спросом – доля их производства в компании по отношению ко всей сырной группе составляет 20%.
В «Экомилк» считают, что продукты с заменителями молочного жира будут востребованы еще некоторое время, так как доля конечного потребителя, который голосует рублем за продукты с ЗМЖ, является прямой производной от благосостояния населения и особенно его социально-уязвимых групп.
Теги: Россия Молоко сыр