Разбор Нужно ли в России запрещать рекламу детских молочных смесей


В России активно развивается рынок заменителей грудного молока. На днях стало известно, что под Можайском появится новый завод по производству детских смесей, 10 млрд рублей на его строительство, которое начнётся уже осенью этого года, направит компания «Мульти Нутришн Рус». При этом не один год в стране обсуждают введение запрета на рекламу и продвижение сухих детских смесей. По мнению аналитиков рынка, именно агрессивный маркетинг, а также различные скидочные акции заставляют мам отказываться от естественного вскармливания и делать выбор в пользу заменителей грудного молока. При этом в Своде правил ВОЗ сказано, что в том случае, если матери частично или полностью не прибегают к грудному кормлению, им необходимо обеспечить доступ к заменителям за счет использования коммерческих или некоммерческих средств. Milknews разбирался, откуда возникла необходимость в изменении законов и к чему это может привести. 
 

Во власти импорта


В России ежегодно потребляется 40 тысяч тонн заменителей грудного молока. По данным Streda Consulting, большую часть рынка — 81% - занимает тройка ведущих мировых производителей: Danone, Nestle и Abbott. 10% рынка делят между собой российские и белорусские компании, среди которых «Беллакт» и «Инфаприм» (Nutrilak). По сути в нашей стране нет ни одного предприятия, которое полностью бы производило готовую продукцию из отечественного сырья. 7% российского рынка принадлежит компании «Инфаприм», которая имеет производство полного цикла и делает готовую продукцию, используя импортные ингредиенты и сыворотку DWP-90. Подробнее о молочных ингредиентах Milknews писал в отдельном обзоре
 

Недобросовестная реклама


Запрет рекламы детских сухих смесей не первый год обсуждается в российском общественном поле. Так в январе 2020 года Комитет по всемирной продовольственной безопасности ФАО доработал Добровольные руководящие принципы по продовольственным системам и питанию, в которых, в частности, рекомендовал государству контролировать продажу и сбыт заменителей грудного вскармливания. Документ есть в распоряжении редакции. Следуя международным нормам, российские законодатели могут принять ограничивающие меры на рекламу и маркетинговые акции по продвижению сухих молочных смесей для детского питания. 

До этого, в апреле 2019, Госудма внесла на рассмотрение законопроект о запрете рекламы детских смесей. С инициативой выступила группа сенаторов во главе с вице-спикером верхней палаты парламента Галиной Кареловой. По мнению авторов, необходимо запретить рекламу молочных смесей для детей от 0 до 12 месяцев. «Реклама продуктов детского питания не должна представлять их в качестве полноценных заменителей женского молока и содержать утверждение о преимуществах искусственного вскармливания детей», — сказано в тексте документа. 

Помимо этого, законопроект предполагает и запрет на различные маркетинговые акции в отношении заменителей грудного молока. Это означает, что их нельзя будет продавать как товары по акции, со скидкой, по купону или же раздавать в качестве бонусного продукта.

Авторы законопроекта ссылаются на «современные научные исследования», говорящие о том, что естественное вскармливание ребенка материнским молоком «остается идеальным видом питания, способным обеспечить оптимальное развитие и адекватное состояние его здоровья». А реклама детских смесей, по мнению сенаторов, - только «недобросовестные маркетинговые практики».
 

В таком виде запрет существовать не должен


Генеральный директор единственной отечественной компании по производству заменителей грудного молока «Инфаприм» Алекей Лысяков в интервью Milknews заявил, что в таком виде, как сейчас, запрет на рекламу заменителей грудного молока существовать не должен. По его мнению, запрет на рекламу питания для детей от 0 до 12 месяцев приведет к тому, что невозможно будет продвигать отечественный продукт. Однако реклама крупнейших зарубежных производителей останется на экранах, так как никто не запрещает рекламировать иные продукты для детей после 12 месяцев. Поэтому знакомые иностранные названия — всё так же будут на слуху, и цены на их продукцию не снизятся. Спрос на продукты отечественного производства, соответственно, уменьшится, так как у российских производителей не останется никаких маркетинговых возможностей. Что же касается агрессивной рекламы, якобы заставляющей молодых мам искусственным образом прибегать к заменителям молока, Алексей Лысяков заявляет, что ни один производитель детских смесей никогда не скажет, что они лучше естественного кормления грудью, «есть грудное молоко — и точка!»

По мнению ряда экспертов, после принятия запрета на рекламу смесей не снизится и потребление заменителей грудного молока. «Всё дело в потребителе. На выбор продукта и покупку больше влияет мнение родных, близких людей и рекомендации врачей. По мировому опыту, после введения закона о запрете рекламы заменителей грудного молока в странах, принявших этот закон, потребление его не снизилось. Я считаю, у нас случится то же самое. Думаю, ситуация будет развиваться примерно так же, как развивалась в других отраслях, например, в пивной, когда приняли закон о запрете рекламы алкогольных напитков. Бренды стали рекламировать и продвигать безалкогольные напитки. Точно так же производители ЗГМ будут продвигать другие товары», - считает генеральный директор брендингового агентства A.Studio Анна Собянина. 
 

ВОЗ всех рассудит


В Своде правил ВОЗ говорится, что, «когда матери не прибегают к грудному вскармливанию или ограничиваются частичным грудным вскармливанием, существует возможность для законного сбыта детских питательных смесей и соответствующих ингредиентов, из которых они приготовляются; и что существует необходимость в том, чтобы все эти продукты были доступны для тех, кто нуждается в них, за счет использования коммерческих или некоммерческих систем распределения». Однако, по словам авторов Свода, сбыт или распределение заменителей «следует осуществлять таким образом, чтобы не помешать поощрению и охране грудного вскармливания».

Некоторые производители детского питания поддерживают новую практику запрета на рекламу сухих смесей, полагая, что он отражает мировую практику, внедряемую в большинстве стран по рекомендации ВОЗ. «Она исходит из задач продвижения грудного вскармливания как наилучшего питания для детей раннего возраста. В Россию эти идеи пришли несколько позже, чем в большинство развитых стран. Например, наш сосед — Казахстан — принял похожие изменения в законодательстве гораздо раньше», - сообщила представитель компании Danone в России Анна Шаврова, отвечая на вопросы Milknews.

Запрет на рекламу заменителей грудного молока уже давно обсуждают по всему миру. Ранее ВОЗ фиксировал, что только одна из пяти стран осуществляет Кодекс о смесях для грудного вскармливания в полном объеме, а 69 стран ввели полный запрет на рекламу заменителей грудного молока. В прошлом году эксперты ВОЗ отмечали, что в Европе не популяризуется грудное вскармливание, при этом широко рекламируются заменители грудного молока. «Европейский регион ВОЗ, в который входит 53 страны, по показателям грудного вскармливания отстает от других регионов. Немаловажной причиной такого положения является агрессивная реклама заменителей молока матери — смесей», - заявляют в ВОЗ.

Мамам, нуждающимся в заменителях грудного молока, необходимо представление о том, какие продукты существуют на рынке, это касается как импортных, так и отечественных товаров. Но, как утверждают эксперты ВОЗ, необходимо и понимание того, что именно грудное вскармливание является наилучшим источником питания и одним из наиболее эффективных путей обеспечить здоровье детей раннего возраста.
Молоко

1753 просмотра

Также рекомендуем:


Молочные сессии седьмое заседание

Комментарии
extenso
Сессии 9
Кизель вебинар сыры

Господдержка
Подпишитесь на нашу рассылку
Новелла вебинар


Аналитический центр Milknews
dairy-africa
Неделя РР
dairy-africa
Неделя РР