Потребление питьевого молока в РФ в I полугодии 2017 года снизилось на 0,9%, кисломолочной продукции – на 0,2%
В I полугодии 2017 года потребление молочной продукции имело разнонаправленную динамику, по большинству видов молочной продукции увеличилась доля импорта в структуре потребления. Потребление традиционных видов молочной продукции в целом оставалось немного ниже уровня 2016 г., что может свидетельствовать о насыщении спроса: потребление питьевого молока снизилось на 0,9%, кисломолочной продукции (в целом) – на 0,2%, в т. ч. кефира – на 1,2%, сметаны – на 0,4%. Такие данные приводятся в отчете Аналитического центра MilkNews.
Вместе с тем потребление йогуртов выросло на 5,6% (результат популяризации здорового питания и умеренного роста цен), творога и творожных продуктов – на 2,2% (в т. ч. за счет увеличения импорта). Выше уровня прошлого года оставалось потребление сухого молока – СОМ (+5,1%) и СЦМ (+0,5%), слив. масла (+5,0%).
В структуре потребления сыров спрос смещается в сторону наиболее дешевых сырных продуктов (+24,3%), в то время как потребление сыров снизилось на 1,7%. Вместе с тем снизился спрос на мороженое (-30,4%), маргарины и спреды (-4,3%).
Снижение потребления кисломолочной продукции (в т. ч. из-за роста цен) повлекло снижение объемов ее производства, сохранение сравнительно низких среднесуточных температур в весенне-летний период привело к снижению потребления мороженого.
Замедление темпов роста розничных цен и темпов падения реальных располагаемых доходов населения (результат повышения реальной начисленной заработной платы) будут способствовать активизации спроса на молочную продукцию в осенне-зимний период.
В 2016 году потребление молочной продукции продолжило снижаться (-2,5%, до 233 кг/чел./год). Сокращению спроса способствовало снижение покупательной способности доходов населения, повышение цен на молочном рынке во II полугодии из-за недостатка товарного молока и увеличения стоимости импорта в результате роста мировых цен.
В результате после небольшого повышения покупательской активности в I полугодии (из-за расширения дешевого импорта в начале года) потребители вновь переориентировались на более дешевую традиционную цельномолочную продукцию взамен дорогостоящих молокоемких продуктов.