Rabobank: ТОП-20 крупнейших мировых производителей молочной продукции
Rabobank обновил ежегодный рейтинг крупнейших мировых молочных компаний по объему денежного оборота Global Dairy Top-20. Минувший год был очень динамичным для отрасли, следствием чего стало множество перестановок в списке: лишь восемь компаний, включенных в рейтинг, сохранили позиции по сравнению с 2023 годом. Первое место все так же занимает французская компания Lactalis, тогда как на второй строчке оказался швейцарский концерн Nestlé, сместивший крупнейший молочный кооператив США Dairy Farmers of America (DFA) на третью позицию. О том, какие изменения произошли в ТОП-20 в этом году, читайте в материале Milknews.
Главные тенденции
В этом году совокупный оборот 20 крупнейших мировых производителей молочной продукции увеличился лишь на 0,3% в долларовом выражении после роста на 8,1% в предыдущем. Снижение цен на молоко в 2023 году по сравнению с высокими ценами в 2022 году стало ключевым фактором такого замедления. В пересчете на евро совокупный оборот снизился на 2,3% по сравнению с предыдущим годом, что обусловлено укреплением евро по отношению к доллару США, а также снижением доходов некоторых ключевых европейских кооперативов в этом году. Семь компаний рейтинга сообщили о снижении доходов в 2023 году в местных валютах по сравнению с 2022 годом.
На протяжении всей истории ТОП-20 изменения валютных курсов были значимым фактором перестановок в рейтинге. Так как средний курс мексиканского песо в 2023 году укрепился на 11,8% по отношению к доллару США, мексиканская Grupo Lala увеличила выручку на 6% в мексиканском песо, что впервые вывело компанию в ТОП-20. При этом Grupo Lala вытеснила ирландскую Glanbia, которая дебютировала в рейтинге всего год назад.
Что касается сделок слияния и поглощения (M&A), 2023-й стал еще одним годом с ограниченной активностью компаний ТОП-20. Крупные сделки, такие как приобретение Lactalis сырного бизнеса Kraft Heinz за $1,8 млрд в 2021 году, в 2022 и 2023 годах наблюдались редко. Исключением стала продажа Danone своего российского бизнеса ООО «Вамин Р» за 17,7 млрд руб. или $191 млн. Danone получила еще меньше, поскольку часть этой суммы была направлена на обслуживание долга. Компания сообщила, что общий убыток составил 1,2 млрд евро, при этом на долю бизнеса в России приходится примерно 5% от общего объема мировых продаж Danone. Сделка была завершена в мае 2024 года.
Несмотря на такую тенденцию, аналитики Rabobank прогнозируют несколько сделок, которые могут стать крупнейшими в отрасли за последнее время. Компании пересматривают приоритеты и в некоторых случаях возвращаются к основному бизнесу, отказываясь от тех его частей, которые менее прибыльны или не соответствуют ключевым стратегическим приоритетам. Для некоторых компаний важную роль в принятии решений по сделкам могут сыграть цели устойчивого развития. “Возможно некоторые компании решат сохранить второстепенные контрольные пакеты акций как способ более легкого достижения целей, связанных с устойчивым развитием, за счет того, что части бизнеса будут находиться дальше от ядра”, - считают эксперты.
Так, недавно Unilever объявила о продаже своего бизнеса по производству мороженого. Компания считает, что она сможет добиться более сильного роста, сосредоточившись на своих основных брендах.
Новозеландский кооператив Fonterra объявил об “изменении своего стратегического направления”, которое будет достигнуто путем возврата к основному бизнесу по производству ингредиентов B2B и сфере общественного питания. Это может означать продажу некоторых подразделений, включая Fonterra Oceania и Fonterra Sri Lanka. Fonterra заявила, что все ее подразделения работают хорошо, но изменение ядра компании является лучшей стратегией на будущее.
Что изменилось в рейтинге?
Только 8 компаний в рейтинге сохранили те же позиции, что и в прошлом году. Так, Группа Lactalis продолжает удерживать лидерство. Причем она стала первой компанией, годовая выручка которой от продаж молочной продукции превысила $30 млрд. Выручка Lactalis уверенно росла в последние годы, увеличившись на 10 млрд евро с 2019-го.
За последний год компания закрыла несколько сделок, большинство из которых однако не оказали существенного влияния на доходы. Исключением стало завершение в ноябре 2023 года покупки Dairy Partners Americas (DPA) Brazil у Fonterra и Nestlé, которые продали свое бывшее совместное предприятие за $132 млн. За последнее десятилетие Lactalis неуклонно расширяла свое присутствие в Бразилии.
Dairy Farmers of America (DFA), крупнейший молочный кооператив США, в 2023 году снизил доходы до $21,7 млрд вследствие падения цен на молоко, что лишило его шансов удержать второе место второй год подряд.
Рост выручки Nestlé продолжился и составил $24,1 млрд, превзойдя как предыдущий год, так и пик, достигнутый в 2019 году. Это позволило компании занять второе место в рейтинге, которое она удерживала два года назад, но потеряла в прошлом году из-за резкого роста доходов DFA.
Продажа Danone своего российского бизнеса и продажа брендов Horizon Organic и Wallaby привели к ожидаемому снижению доходов французского конгломерата до $19,7 млрд. Тем не менее, компания осталась на четвертом месте рейтинга.
Китайская Yili сохранила пятое место в списке. Ее доходы снова выросли в юанях, однако в долларовом выражении выручка несколько снизилась по сравнению с предыдущим годом, составив $17,5 млрд.
Другой китайский молочный гигант Mengniu переместился с 8-го на 9-ое место с результатом $13,9 млрд. Как и у Yili, доходы Mengniu выросли в юанях, но были немного ниже в пересчете на доллары США.
Новозеландский молочный кооператив Fonterra занял 6-ю строчку рейтинга в этом году, поднявшись по сравнению с предыдущим годом сразу на три позиции. Однако эксперты отмечают, что конец финансового года у компании пришелся на 31 июля 2023 года, что может исказить сравнение с ключевыми мировыми конкурентами с другими датами окончания финансового года.
И все же по сравнению с предыдущим годом выручка кооператива в пересчете на новозеландские доллары выросла на 7,1%. Аналитики прогнозируют, что Fonterra, скорее всего, не сохранит свою высокую позицию в ближайшие годы, поскольку стратегический сдвиг кооператива в сторону основного бизнеса может привести к снижению доходов в будущем.
Уже четвертый год подряд европейские молочные гиганты Arla Foods и FrieslandCampina стоят рядом друг с другом в рейтинге Rabobank. Однако разрыв между компаниями в выручке увеличился с менее чем $100 млн в прошлом году до нынешнего преимущества Arla в $700 млн над ее голландским конкурентом.
FrieslandCampina столкнулась с серьезными вызовами, включающими крупномасштабную реорганизацию во втором полугодии 2023 года и не смогла достичь финансовых результатов предыдущего года.
Аналитики Rabobank ожидают, что разрыв между Arla Foods и FrieslandCampina, вероятно, будет еще больше увеличиваться, учитывая предстоящее приобретение Arla бизнеса по производству сыворотки Volac. Между тем, и FrieslandCampina не стоит на месте - совсем недавно она открыла новый молочный завод в Индонезии, исторически важном международном рынке для голландского кооператива.
В то время, как максимальный разброс доходов у компаний первой половины списка ТОП-20 составил $17 млрд, доходы участников второй половины рейтинга имеют максимальный разброс в $3 млрд, то есть игроки второй десятки идут вплотную друг к другу.
Благодаря укреплению евро по отношению к доллару США в 2023 году, европейские молочные компании немного выросли в доходах по сравнению с игроками из других частей света в долларовом выражении. Для большинства это изменение не было достаточно существенным, чтобы вызвать значительный сдвиг в рейтинге, за исключением французской Sodiaal, которая в этом году поднялась на одно место (с 17-го на 16-ое), и немецкой Muller, опустившейся на одну строчку (с 14-го на 15-е место).
Слабость канадского доллара негативно сказалась на компании Agropur, которая опустилась на две позиции в рейтинге на 17-ое место.
А вот американская Schreiber Foods продолжает рост - за последние два года выручка компании от молочной продукции выросла более чем на $1 млрд за счет увеличения продаж по всему миру при минимальной активности слияний и поглощений. Продажа болгарского бизнеса компании не имела существенных последствий для финансовых результатов.
На последней строчке рейтинга впервые оказалась мексиканская Grupo Lala. Увеличение доходов и укрепление мексиканского песо способствовали значительному росту выручки компании на $1 млрд по сравнению с предыдущим годом. А вот ирландская Glanbia в этом году не вошла в двадцатку крупнейших компаний. Ее доходы, связанные с молочными продуктами, снизились в 2023 году, на что негативно повлиял роспуск совместного предприятия по производству сыра в Великобритании и ЕС с Leprino Foods.
Что будет дальше?
Первая половина текущего десятилетия ознаменовалась серьезными вызовами для молочных и других пищевых компаний, включая резкие изменения в структуре потребления, усиление экономической неопределенности и геополитические потрясения. Пандемия Covid-19 перевернула жизнь в 2020 году, и ее последствия ощущаются по сей день. Рекордно высокие тарифы на перевозки и логистические проблемы нарушили глобальную торговлю молочной продукцией в 2021 году. Самая высокая инфляция за последнее поколение ударила по большинству экономик в 2022 году, после чего последовало повышение процентных ставок до уровней, не наблюдавшихся десятилетиями.
В ближайшее время эксперты Rabobank ожидают нормализацию ситуации на мировом молочном рынке, но отсутствие рисков в столь нестабильном мире не гарантировано.
Ключевыми трендами, за которыми крупнейшие мировые молочные компании будут следить в этом году, помимо вышеперечисленного, станут:
- Экономический рост (или его отсутствие) в различных странах и регионах будет влиять на потребительский спрос на молочные продукты и тенденции мировой торговли.
- Решения центральных банков по процентным ставкам, включая возможные будущие снижения, могут повлиять на темпы предстоящих сделок слияний и поглощений.
- Геополитические разногласия, особенно на Ближнем Востоке, потенциально могут повлиять на торговлю молочными продуктами в ключевом регионе-импортере Ближнем Востоке и Северной Африке, поскольку глобальная логистика снова испытывает сложности, не наблюдавшиеся со времен пандемии.
- Изменения на валютном рынке, которые повлияли на расстановку некоторых молочных игроков в рейтинге, будут продолжать влиять на доходы компаний в долларовом выражении в будущем.
бизнес