Госдума приняла в первом чтении закон о развитии региональных брендов
Госдума приняла в первом чтении законопроект о развитии региональных брендов, которым вводится новый объект интеллектуальных прав - географические указания товара.
Предлагается ввести в Гражданский кодекс РФ новый объект интеллектуальных прав - "географическое указание", в качестве средства индивидуализации товара.
"В обиходе это также называется брендами регионов. Такой вид средств индивидуализации товара будет действовать наравне с существующим в настоящее время - наименованием места происхождения товара (НМПТ), однако иметь более простую регистрацию", - пояснил председатель комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников, слова которого приводятся в сообщении пресс-службы парламентария в пятницу.
Устанавливается, что географическим указанием является обозначение, которое позволяет идентифицировать товар как происходящий с территории конкретного географического объекта, при этом географическим происхождением должны в значительной степени определяться особое качество товара, его репутация или другие характеристики, говорится в сообщении. Определяется, что хотя бы одна из стадий производства, влияющая на формирование особых характеристик товара, должна осуществляться на определенной территории, в отличие от НМПТ, для которого должны осуществляться все стадии производства товара на определенной территории.
"Таким образом, в качестве географического указания можно было бы зарегистрировать, например, калужское тесто, байкальский омуль, камчатский краб, крымские вина, якутские алмазы, золото Костромы", - сказал П.Крашенинников.
Законопроектом указывается, что географическое указание признается и охраняется в силу государственной регистрации, которая будет осуществляться Роспатентом. Лицам, зарегистрировавшим географическое указание (гражданам, организациям или объединениям лиц) предоставляется исключительное право его использования. Под использованием понимается, в частности, размещение географического указания на товарах, этикетках, упаковках; на бланках, счетах и другой документации, в объявлениях о продаже товаров, на вывесках, в рекламе, в печатных изданиях, в сети "Интернет" и прочее, говорится в сообщении.
Другими лицами использование зарегистрированного географического указания допускаться не будет, даже если ими указывается подлинное место происхождения товара, такой товар будет считаться контрафактом. Исключительное право, в соответствии с законопроектом, на географическое указание действует в течение 10 лет со дня подачи заявки в Роспатент, с возможностью последующего продления по заявлению правообладателя.
"Законопроект позволит расширить перспективы развития регионов России посредством института географических указаний. Многие из известных нам товаров уникальны именно своим географическим происхождением, в каждом субъекте РФ присутствует своя историческая, культурная или природная исключительность, особые традиции, в том числе в сфере прикладного творчества, национальной кухни и т.д", - сказал П.Крашенинников.
"Законопроект позволит предоставить новые упрощенные возможности для регистрации и продвижения региональных брендов, работая тем самым в русле антисанкционных мероприятий на повышение конкурентоспособности экономики регионов, привлечение российских и иностранных инвестиций, развитие туризма", - заявил он.
Он пояснил, что применяющееся сейчас в законодательстве НМПТ дает представление об изготовителе, высоком качестве товара, а также о наличии особых свойств товара, определяемых местом изготовления, однако зачастую особые свойства не проявляются в самих товарах и, соответственно, не могут быть объективно проверены: "Например, сложно документально определить специфический вкус и цвет масла или молока, полученных от коров, которые пасутся на определенных пастбищах, где растут особые травы, характерные для данного региона".
С момента введения государственной регистрации НМПТ в 1992 году в России зарегистрировано и охраняется менее 200 наименований места происхождения товара. В качестве примера можно привести: "Оренбургский пуховый платок", "Вологодское кружево", "Хохлома", "Гжель", "Дулевский фарфор", "Вологодское масло", "Адыгейский сыр", "Башкирский мед", "Астраханские помидоры", "Луховицкий огурец", "Нарзан", отметил парламентарий.
"При этом в Европейском союзе охраняется более 3000 географических указаний и наименований мест происхождения товаров. В связи со вступлением в ВТО у России возникли обязательства по охране "географических указаний", - сказал он.
Законопроект предлагает определить в Гражданском кодексе РФ оба понятия - и "географическое указание", и "наименование места происхождения товара". После принятия законопроекта производитель товара сможет сам определить, на охрану какого объекта интеллектуальных прав он может претендовать, отметил парламентарий.
Источник: "Интерфакс"