Каргил 9 февраля

Бизнес увидел риск изъятия с полок биокефира из-за закона об органике


Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) обратился в аграрный комитет Госдумы с просьбой вывести молочные продукты из-под действия законопроекта, которым предлагается обязать производителей товаров с маркировками «эко» и «био» подтверждать, что продукты произведены в соответствии с законом «Об органической продукции». Письмо союза, направленное 22 декабря, есть в распоряжении РБК, представитель РСПП подтвердил его отправку. В комитете Госдумы по аграрным вопросам РБК сообщили, что получили письмо.

Закон «Об органической продукции» вступил в силу в России с 1 января 2020 года. Согласно его требованиям, производители могут размещать на своих продуктах надписи «органический», а также их сокращения, только если у них есть специальный сертификат, подтверждающий, что при производстве продукта соблюдались национальные и международные стандарты для органической продукции. Сертификат выдается после проверки специальными органами по сертификации, аккредитованными Росаккредитацией (среди таких организаций в том числе «Роскачество»). Для маркировки производители органики должны использовать знак органической продукции единого образца, утвержденный Минсельхозом. Компания, у которой нет такого сертификата и которая не входит в Единый государственный реестр органической продукции Минсельхоза, не может продавать свою продукцию как органическую (то есть произведенную без применения агрохимикатов, пестицидов, стимуляторов роста).

В конце июня 2022 года группа сенаторов, в том числе заместители председателя комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексей Майров и Сергей Митин, внесли в Госдуму поправки к закону в целях гармонизации требований к производству органических продуктов. По мнению сенаторов, наличие на рынке товаров с маркировкой «эко» и «био» зачастую затрудняет идентификацию органической продукции для потребителей. Сенаторы предложили признать товары с такой маркировкой эквивалентными органическим и обязать производителей подтверждать соответствие их характеристик требованиям закона (для приведения производства в соответствие требованиям производителям пообещали дать переходный период). По их мнению, это снизит долю продукции, вводящую потребителей в заблуждение. Согласно тексту законопроекта, продукты, в маркировке которых есть слова «экологический», «биодинамический», а также «эко», «био», выпущенные в обращение до вступления в силу изменений в закон, допускаются в оборот до истечения срока годности. Законопроект принят в первом чтении и рассматривается во втором, указано на сайте Госдумы.

Проблемой «псевдоорганических продуктов», которые «мимикрируют» под экологически чистые, также озаботился Минпромторг: в конце октября министерство предупредило торговые сети и онлайн-ретейлеров о недопустимости продажи органических продуктов, которые не имеют сертификата, подтверждающего, что они произведены по требованиям закона. По оценкам, которые тогда давал Национальный органический союз, около 60–70% продуктов, которые называются органическими на русском или английском языке или имеют приставку «био» или «эко», на самом деле мимикрируют под органику.

В предложениях, направленных в комитет Госдумы по аграрным вопросам, РСПП предупреждает, что принятие законопроекта может привести к исчезновению с полок магазинов биокефира и другой молочной продукции, не имеющих необходимого сертификата. Законопроект подразумевает изъятие из оборота продукции, имеющей в маркировке слова «экологический», «биодинамический», их сокращения или обозначения «эко» и «био» отдельно либо в сочетании с наименованием продукции, если при производстве этой продукции не соблюдались установленные законодательством требования к органической продукции, указано в письме.

На рынке сейчас множество видов молочной продукции имеет обозначение «био» — например, это биокефир, биолакт, биойогурт, указывает РСПП. Использование этой маркировки обусловлено технологией производства: кисломолочные продукты были обогащены пробиотическими микроорганизмами или пребиотиками. Это полностью соответствует нормам профильного техрегламента Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции», а само производство кисломолочных продуктов, обогащенных бифидобактериями бифидум, регулируется межгосударственным стандартом (ГОСТ 33491-2015).

Приравнивание таких продуктов к органической продукции с точки зрения требований к условиям производства противоречит законодательству Евразийского экономического союза (ЕАЭС, куда входят Армения, Белоруссия, Киргизия, Казахстан и Россия), указывает РСПП.

В союзе также предупреждают, что потенциальный запрет на использования приставки «био» в наименованиях молочной продукции ограничит возможность потребителя получать информацию о наличии в продукции важных для здоровья пробиотических микроорганизмов и пребиотиков. Кроме этого, запрет на использование приставки «эко» и «био» может повлечь за собой траты производителей, которые инвестировали в развитие этой продукции, и негативно сказаться на ее доступности.

Гендиректор Национального союза производителей молока (Союзмолоко) Артем Белов поддержал инициативу РСПП: молочная отрасль просит сохранить возможность использовать обозначения «био» для маркировки молочной продукции, обогащенной пробиотиками и пребиотиками. Но рисков принудительного снятия с полок молочных продуктов с приставками «био» и «эко» из-за требований закона «Об органической продукции» Союзмолоко пока не видит.

По словам председателя правления Союза органического земледелия Сергея Коршунова, Роспотребнадзор не уполномочен снимать органическую продукцию с полок, если у нее нет российского сертификата соответствия. В законопроекте сенаторов собеседник РБК не видит риска исчезновения продуктов из магазинов, если они не соответствуют действующему закону об органической продукции. Вопрос о маркировке продуктов, на упаковке которых есть надпись «био» из-за содержания в них бифидокультур, необходимо проработать, но с предложением вывести всю молочную продукцию из-под органического законодательства Коршунов не согласен. По его оценкам, молочная продукция занимает в денежном выражении «чуть больше половины» от отечественного производства органических продуктов (весь российский рынок органики с учетом импортной и отечественной органической продукции Коршунов оценивает в $120 млн). Ранее «Роскачество» оценивало российский рынок органических продуктов в 27,6 млрд руб.: из них 16 млрд руб. — сертифицированная продукция, а 11 млрд руб. — продукция без сертификата.

РБК направил запрос в Роспотребнадзор. В Минпромторге РБК сообщили, что на вопросы, связанные с пищевой и перерабатывающей промышленностью, отвечает Минсельхоз.

В Минсельхозе в целом поддержали инициативу сенаторов, но подчеркнули, что в законопроект должно быть внесено изменение относительно использования для маркировки органических продуктов слова «биодинамический» и его сокращение «био» (отдельно либо в сочетании с наименованием органической продукции). По мнению министерства, это слово «не может использоваться для маркировки отдельных видов органической продукции». По данным министерства, в единый государственный реестр производителей органической продукции сейчас входят 18 производителей молочной продукции, прошедших сертификацию в установленном порядке (всего по состоянию на 6 декабря 2022 года в реестр входило 152 производителя органических продуктов).
 

1672206476
Источник: РБК

Молоко

900 просмотров

Также рекомендуем:


14 съезд Союзмолоко моб

Комментарии
14 съезд Союзмолоко
ЮТЮБ
МО 2021
Упак 27 января
ДЗЕН кв
5 апреля 23
Агрос 2023 январь
Подпишитесь на нашу рассылку
Кизельман стенд

Вологодские машины до 13.02

Аналитический центр Milknews
дейри теч до 27 января
АГРОС 27 января
дейри теч до 27 января
АГРОС 27 января