Reuters: Китай страдает от переизбытка сырого молока
Китайские фермеры не могут реализовать произведенное молоко: спрос на него резко снизился в связи с падением уровня рождаемости в стране и изменением потребительского поведения, которое вызвано стремлением потребителей сэкономить, сообщает Reuters.
В то же время в последние годы китайские молочные фермы расширяли масштабы своего производства, тем самым вынуждая закрываться мелких производителей и сокращая объемы ввозимого на территорию страны молока. Как известно, Китай является крупнейшим мировым импортером молочной продукции.
Образовавшийся в Китае избыток молока является результатом непредвиденных последствий, которые имели предпринятые Пекином усилия по обеспечению национальной продовольственной безопасности, в том числе путем стимулирования развития молочной отрасли посредством пропаганды потребления молочной продукции и поощрения фермеров увеличивать объемы производства. Стоит также отметить, что экспортный потенциал Китая существенно ограничен вследствие действия таких факторов, как высокие производственные издержки и негативный след, оставшийся после громкого скандала, который разразился в 2008 году после выявления фальсифицированной продукции, когда погибли как минимум шесть детей и еще несколько тысяч попали в больницы.
Замедление темпов развития национальной экономики привело к снижению спроса на более дорогостоящие категории товаров, такие как сыры, сливки и сливочное масло, что негативно отразилось на общем объеме потребления молока в Китае. Свою роль сыграл и процесс старения населения страны. В результате потребление молока в Китае снизилось с показателя 14,4 кг на душу населения в 2021 году до отметки 12,4 кг в 2022 году (последний год, за который доступны данные статического управления Китая).
Вместе с тем производство молока в Китае за последние семь лет увеличилось более чем на треть и составило по итогам 2023 года почти 42 млн тонн (для сравнения: в 2017 году — 30,39 млн тонн). Тем самым китайские производители превысили даже целевой показатель по объемам производства молока, установленный на 2025 год (его величина составляет 41 млн тонн), а Китай укрепился на третьей строчке в рейтинге крупнейших мировых производителей молока.
Цены на молоко в Китае упали с 2022 года до отметки ниже средней себестоимости производства, которая составляет примерно 3,8 юаня ($0,5352) за кг, следствием чего стало закрытие многих нерентабельных ферм и сокращение поголовья скота в хозяйствах путем продажи его на мясо, при том что китайский рынок говядины также перенасыщен.
Компания China Modern Dairy Holdings Ltd, один из основных китайских производителей молока, сообщила о двукратном сокращении своего поголовья скота в первой половине текущего года и отчиталась о чистом убытке в размере 207 млн юаней ($29,07 млн).
По словам Ли Ифаня, руководителя направления молочной продукции по Азиатскому региону в компании StoneX, предоставляющей финансовые услуги, «фермерские хозяйства, которые производят молоко, теряют деньги на продаже молока и мяса».
Китай импортирует молочные продукты главным образом из Новой Зеландии, Нидерландов и Германии, однако по итогам восьми месяцев текущего года объем импорта снизился на 13% в годовом исчислении и составил 1,75 млн тонн. Согласно данным китайской таможни, объем импорта сухого молока — это основная статья в структуре импорта молочной продукции — снизился на 21% и составил порядка 620 тысяч тонн.
Rabobank прогнозирует снижение чистого объема импорта молочной продукции по итогам 2024 года (примерно на 12% по сравнению с предыдущим годом) и отмечает, что негативное влияние продолжительного спада в молочном секторе может сохраниться и в следующем году, что, безусловно, отразится на объемах импорта.
Взрывной рост молочной промышленности Китая произошел после того, как в 2018 году власти страны выступили с призывом создавать больше ферм и производить больше молока. Этот шаг стал частью масштабной стратегии по достижению продовольственной самообеспеченности страны. В результате в Китае кратно выросло число ферм, кроме того, в страну было завезено несколько сотен тысяч голов крупного рогатого скота — коров голштинской породы.
Помимо замедления темпов национальной экономики, свой негативный вклад в снижение объемов потребления молока внес, как уже было отмечено ранее, демографический кризис. В стране снизился уровень рождаемости, а следовательно, меньшее число младенцев нуждается теперь в молочных смесях. Согласно данным, которые озвучили власти КНР, в 2023 году количество рожденных детей на 1000 человек в стране было рекордно низким — 6,39 на 1000 человек (для сравнения: в 2017 году этот показатель составлял 12,43). Это привело к сокращению рынка детских молочных смесей: по оценкам новозеландской A2 Milk Company, которая продает в Китае детское питание, в 2024 финансовом году объем рынка детских молочных смесей сократился на 8,6% в натуральном и на 10,7% в стоимостном выражении. Более того, аналитики A2 Milk Company прогнозируют дальнейшее падение объемов этого рынка в 2025 году.
Еще одним серьезным вызовом для молочной индустрии Китая стал провозглашенный в 2018 году призыв официальных властей Пекина информировать потребителей о необходимости перехода от привычки пить молоко к тому, чтобы «есть молоко», иными словами, убеждать население расширять потребление молочных продуктов.
Питьевое молоко составляет львиную долю потребляемой в КНР молочной продукции (около 80%), а все попытки производителей развивать рынок сыров, сливок и сливочного масла — иными словами, молочных продуктов с более высокой добавленной стоимостью и более длительным сроком хранения, — потерпели неудачу из-за стремления потребителей сократить свои расходы на продукты питания.
Одним из способов справиться с перепроизводством молока является переработка сырого молока на сухое. Несмотря на все усилия производителей, по состоянию на конец июня текущего года объем излишне произведенной молочной продукции оценивался в 300 тысяч тонн, сообщила Китайская ассоциация молочной промышленности, что приблизительно в два раза превышает показатели прошлого года.
Ли Ифань из компании StoneX рассказал, что Китай предпринимает попытки экспортировать цельное сухое молоко, однако экспортный потенциал в этом отношении серьезно ограничен, поскольку в обществе еще живы воспоминания о скандале, связанном с фальсифицированной продукцией. Более того, многие китайские потребители отдают предпочтение иностранным брендам, и все усилия правительства по улучшению контроля за качеством производимой продукции и повышению уровня доверия оказываются напрасными.
Даже с учетом того, что в первом полугодии 2024 года экспорт молочной продукции из Китая вырос на 8,9% в годовом исчислении и составил 55,1 тысячи тонн, по сравнению с общим объемом излишне произведенной продукции это, по сути, капля в море.
Китайские производители молока используют дорогостоящие корма для скота, что также увеличивает размер их производственных издержек: по оценкам StoneX, затраты на производство у китайских фермеров почти вдвое выше, чем у их коллег из Новой Зеландии, где коровы пасутся на пастбищах.
С другой стороны, избыток предложения молока на внутреннем рынке несколько упростил Пекину задачу по ограничению импорта сыров, молока и сливок из Евросоюза, что приобрело особую актуальность на фоне разгоревшегося между Китаем и ЕС торгового спора, хотя перечисленные категории продуктов относятся к так называемым нишевым продуктам и данная мера едва ли поможет существенно снизить объем накопленных излишков.
«Ограничение импорта молочной продукции из ЕС может принести китайским фермерам кратковременное облегчение, однако оно не способно решить более серьезные проблемы, такие как перепроизводство и стагнация спроса», — уверена аналитик по потребительским товарам из Economist Intelligence Unit Таня Бхатия.
В долгосрочной перспективе европейские поставщики по-прежнему считают рынок Китая весьма привлекательным.
Чарли Макэлхон, генеральный менеджер по устойчивому развитию молочной промышленности в австралийской национальной отраслевой организации Dairy Australia, отметил, что Dairy Australia видит значительный потенциал роста китайского рынка молочной продукции, в частности, рынка сыров. Китай остается для Dairy Australia крупнейшим рынком сбыта молочной продукции, подчеркнул Макэлхон.
Теги: Молоко Китай