«Ъ»: «Мегаполис» начал продавать продукты питания


Миллиардер Игорь Кесаев решил поднять обороты своих компаний — торговой сети "Дикси" и крупнейшего в России дистрибутора сигарет "Мегаполис", объединив их закупки. Теперь часть товаров, получаемая ритейлером напрямую от производителей, поступает на склады оптовика для последующей перепродажи в несетевую розницу. Это позволяет "Дикси" увеличить выручку и требовать больших скидок от поставщиков. Последние такой схемой работы недовольны.

"Мегаполис" значительно расширил ассортимент продаваемой продукции, рассказали “Ъ” два поставщика сети магазинов "Дикси", которая, так же как и табачный дистрибутор, контролируется Игорем Кесаевым (в 2017 году Forbes оценил его состояние в $2,4 млрд). По словам одного из них, ритейлер перепродает дистрибутору часть закупаемой продукции, которая затем распространяется через небольшие оптовые компании и традиционную розницу. "Пока это происходит только в Москве, Санкт-Петербурге и Челябинске",— уточнил собеседник “Ъ”.

Основная выручка "Мегаполиса" приходится на продажу сигарет: в 2016 году она составляла 93,4% (595,99 млрд руб.) от всего оборота компании, сказано в отчетности Megapolis Distribution B.V. (головная структура "Мегаполиса"). На табачную продукцию у группы, указывается на ее сайте, в июле приходилось 1,76 тыс. SKU (товарная позиция). "Мегаполис" — эксклюзивный оптовый продавец продукции табачных компаний JTI, Philip Morris International и Imperial Tobacco. Их общая доля в России в прошлом году составляла 65,6% в натуральном и 67,9% в денежном выражении (данные Nielsen). Еще 6,6% выручки "Мегаполиса" пришлись на пиво "Балтика", чай Dilmah, энергетики Red Bull, зажигалки (Cricket, Clipper), батарейки (Energizer, Kodak) и презервативы. "Мегаполис" управляет более чем 300 офисами в разных регионах России и доставляет товары в более чем 160 тыс. торговых точек по всей стране.

Теперь, как видно из июльского прайс-листа "Мегаполиса" (есть у “Ъ”), в портфель дистрибутора добавились 672 SKU, в том числе по товарным группам, с которыми он прежде не работал. Это, в частности, консервы (кукуруза и горошек "Бондюэль", шпроты в масле), безалкогольные напитки (Coca-Cola, Pepsi, соки "Добрый" и "Любимый сад", вода Bonaqua, Aqua Minerale, "Боржоми"), кондитерские изделия (круассаны 7 Days, шоколад Kit-Kat, Twix), снеки (чипсы Lay’s, сухарики "Хрус Team"), корма для животных (Whiskas, Pedigree), бакалея (макароны Barilla, "Макфа", лапша "Доширак").

В "Дикси" и "Мегаполисе" подтвердили запуск в трех городах пилотного проекта по объединению закупок, логистики и дистрибуции. По итогам тестового периода будет решаться вопрос о расширении проекта на другие регионы. "Развитая логистическая сеть “Мегаполиса” позволит обеспечить высокое качество поставок расширенного ассортимента в магазины традиционной торговли, многие из которых уже являются нашими клиентами",— говорит гендиректор "Мегаполиса" Алексей Колдунов. Гендиректор "Дикси" Сергей Беляков считает, что сотрудничество с "Мегаполисом" может дать дополнительный импульс развитию локальных производителей, малого и среднего бизнеса, малоформатной розничной торговли в регионах.

Гендиректор агентства "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров знает, что активную работу по интеграции розничных и оптовых закупок "Мегаполис" и "Дикси" начали еще в 2016 году. Источник “Ъ”, близкий к "Дикси", утверждает, что задача увеличить закупки ритейлера за счет их объединения с "Мегаполисом" была в стратегии, подготовленной McKinsey, где от комментариев отказались. "Такой подход поможет загрузить производителей продукции под собственной торговой маркой “Дикси” и снизить закупочную цену непосредственно для самой сети",— говорит собеседник “Ъ”.

Увеличение закупок нужно "Дикси" для удержания цен, как у конкурентов, говорит другой собеседник “Ъ”. В январе—марте 2017 года "Дикси" закрыла 89 магазинов, открыв лишь 16. На конец первого квартала ритейлер управлял 2,73 тыс. магазинов против 9,82 тыс. у X5 Retail Group (сети "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель") и 14,31 тыс. у "Магнита". Выручка "Дикси" в январе—марте снизилась на 6%, до 70 млрд руб.

Проектом "Мегаполиса" и "Дикси" недовольны поставщики ритейлера. "Закупая больше товара с учетом потребностей “Мегаполиса”, “Дикси” требует увеличить скидку, но мы могли бы продать этот объем другим оптовым компаниям с большей выгодой. То есть таким образом ритейлер перетягивает себе нашу маржу",— объясняет представитель производителя продуктов питания. По его словам, перепродажей товара третьим организациям с 2016 года занимаются многие ритейлеры, например "Магнит", так как это позволяет им нарастить выручку (см. “Ъ” от 7 июля). Другой производитель пожаловался, что небольшие оптовики отказывались закупать у него продукцию, ссылаясь на то, что "Мегаполис" предлагает его же товар на более выгодных условиях.

Источник: "Коммерсантъ"

771 просмотр
Молочные сессии 4
Комментарии
ATL
v300
Магазин Аналитики

Подпишитесь на нашу рассылку


ATL

Аналитический центр Milknews
Молочная Бизнес Академия
Моя земля
Молочная Бизнес Академия
Моя земля