Текстовая трансляция: Пленарное заседание «Состояние и перспективы развития молочной отрасли в 2017 г.»


16.00 Мы завершаем трансляцию. Эксперты делают прогнозы на 2017 год. Марина Балабанова ждет, что в новом году потребительский спрос будет восстанавливаться, но с точки зрения административных барьеров, ситуация сложная. Урош Кепиц ждет продолжения модернизации предприятий. Павел Грудинин не ждет глобальных изменений на рынке, молока больше не станет. 
15.55 Вопрос из зала - не заинтересован ли Совхоз имени Ленина в прямой продаже продукции? 
Грудинин говорит, что у него есть молокоматы, он продает через них какую-то часть своей продукции. 
15.46 Урош Кепиц еще вспоминает программы по поддержке потребления молока в школе. Именно в этом возрасте у людей складываются привычки потребления. Нужно поддерживать потребление именно такими программами. 
15.42 Вопрос из зала - почему система кооперации в России не развивается? 
Отвечает Павел Грудинин, он говорит, что никто не мешает развиваться кооперации, но никто и не помогает. А США в свое время фермеров загнали в кооперации практически насильно. 
15.40 Вопрос из зала - сколько из 100 копеек цены на молочный продукт получает производитель молока? Он уверен, что 50% получает ритейл, остальное - переработка. Марина Балабанова отмечает, что нельзя забывать о расходах на логистику, маркетинг. Молоко и кефир для переработка - это абсолютно невыгодный товар. Переработка не зарабатывает на этом ничего. Сколько зарабатывают сети, знает только ритейл. 
15.30 Дальше - Урош Кепиц. Он рассказывает о том, что в молочной отрасли не происходит таких кризисов, как в секторе соков. Все-таки молоко по-прежнему остаётся социальным продуктом, а соки перешли в сегмент премиум.
 
Уровень модернизации российских молочных предприятий еще не такой, чтобы они могли работать эффективно и показывать достаточную прибыль. Но в прошлом году для нас был хорошим сигналом увеличение заказов оборудования. 

Важный вопрос, который мы еще не обсуждали, это ритейл. По сути, ритейл помогает отрасли поставить продукт на полку, но надо понимать, что они постоянно ищут поставщиков качественной и дешевой продукции. В других странах ритейл очень оберегает своих постоянных поставщиков. Ритейл будет задавать темп молочной отрасли. 
Нас очень интересует тема ультра-пастеризованного молока. У нас темпы роста такого молока растут, это для нас хороший сигнал. 

Молочная отрасль постоянно сопровождается негативной информацией в СМИ. Негатив - это зрелище, а это дает СМИ рекламу, то есть доходы. Мы должны научиться грамотно информировать покупателя о всем процессе производства молока от поля до прилавка. 
15.20 Марина Балабанова поддерживает Мальцева. Говорит, что мы уже начали пережимать эту тему. Мы должны всерьез заниматься тем, что рассказывать потребителю о пользе молочных продуктов, при этом, указывать, что ничего страшного в молокосодержащих продуктах нет. 
15.15 Идем дальше. Михаил Мальцев. Он говорит, что сегмент молокосодержащих продуктов в последние годы не растет. Мы находимся на стыке двух отраслей, фальсификат оказывает на нашу отрасль непосредственное негативное влияние.

Кроме того, мы напрямую подвержены нападкам со стороны общественности, ни одно мероприятие не обходится без критики в адрес масло-жировой отрасли. Необходимо менять потребительский образ масло-жировой продукции. Это отпугивает потребителей, но растительные жиры не вредные. 
15.10 Дальше переходим к Марине Балабановой (Danone). Она говорит о том, что все те факторы, которые влияют на производственный бизнес, оказывают такое же влияние на переработку. Мы всё помним трагедию с Платоном, введение электронной ветеринарной сертификации ждет бизнес уже через год.

Балабанова: "Мы не успеваем реагировать на нововведения в отрасли, которые будут оказывать прямое влияние на бизнес. Нагрузка на бизнес постоянно растет. В случае с введением электронной ветеринарной сертификации у нас в стране даже нет столько ветеринаров, которые будут обязаны гасить каждый сертификат. Для полной автоматизации наших предприятий нам потребуется порядка 1,5 млрд рублей, а среднем заводу придется потратить до 300 тыс рублей на введение ЭВС. Это вызывает сильную нервозность в бизнесе. 

Покупательская активность падает везде. Мы измеряем рынок не только по Росстату, но и по Nielsen. Их отчеты показывают, что люди перестают покупать даже обычное питьевое молоко, такого вообще никогда не было. Ведь молоко нужно для готовки, его пьют, раньше его покупали всегда. В сентябре-октябре 2016 года показатели снизились на 6%. Мы скоро можем прийти к тому, что молоко станет деликатесом". 

Марина рассказывает, что вчера она вводила а курс дела на молочном рынке нового директора Danone, он приехал в Россию из Голландии. Он был в шоке от того, как изменяется цена на рынке в течение года. Он спрашивал, а кто это регулирует? А никто! Это просто рыночная цена. От такого новый топ-менеджер был в изумлении. В этом плане сектору помогли бы интервенции
15.00 Павел Грудинин вставляет свое слово. Говорит, что в Европе и в России очень разные системы работы на фермы. Нельзя не брать во внимание человеческой фактор. Многие люди не умеют работать с современной техникой. Он привел в пример, как в Татарстане сотрудник фермы решил покататься на кормоуборочном роботе, и он сгорел. 

Кроме того, в России дополнительные расходы фермер вынужден тратить на содержание целого штата бухгалтерии, охраны и тд. 
Производство молока а России, говорит Грудинин, это не бизнес, это стиль жизни. 
14.58 Артем Белов предлагает Редину назвать три ключевые меры для отрасли. Редин предлагает зафиксировать "правила игры" для отрасли на ближайшие пять-семь лет. Больше ничего не предложил. 
14.49 Дальше переходим к Василию Редину. Его кооператив производит около 1% всего товарного молока а стране. Он рассказывает про хозяйство в липецкой области, которое находится на краю кризиса. Им сейчас предстоит либо вложить 1 млн руб. инвестиций, либо отдать на убой всех животных. Собственнику предприятия 47 лет, то есть для него его бизнес - это ярмо на всю жизнь.

Редин: "Я думаю, что будущее России не только за большими фермами. Мы должны обеспечить на производстве такую же зарплату и условия, как т в городской черте. Никто не захочет работать за небольшие деньги. 

И вот этот собственник, которого я привел в пример, сейчас стоит перед выбором. В какой-то момент он или его дети могут прости отказаться от этого бизнеса. 

Надо переставить думать и делать мозаично, нужно заниматься системными масштабными изменениями. Если мы продолжим где-то латать дыры, то в другом месте будут появляться новые". 
14.41 Дальше слово берет Павел Грудинин. Он сейчас добавит немного негатива в положительное настроение. Например, он рассказывает, что еще пару лет назад не было никаких разговоров про ветеринарную сертификацию, "Платон" и тд. Это серьезно подрывает работу инвесторов в отрасли. 

Грудинин: "Андрей Львович говорит, что мы конкурентоспособные. Но, если посмотреть в Европу, то там молоко стоит 20 рублей за литр на наши деньги, а у нас 24, разве это конкурентоспособность? А зарплаты? Разве 19 тысяч рублей - это конкурентоспособная зарплата?

А капексы? Мы же знаем, что из 120 проектов, которые представили Минсельхозу в этом году,  не получили деньги 50 инвесторов. Разве это нормально? 

Никогда экспорт не был драйвером роста, единственное, что позволяет развиваться отрасли, это внутреннее производство. У нас пока всё какие-то отрывки. 
Я уже десять лет слушаю Даниленко, он все время говорит, что мы на краю великой победы, но что-то ее все нет и нет".
14.33 Идем дальше. Андрей Даниленко берет в руки микрофон. Он говорит о том, что в 2017 году интерес инвесторов к молочной отрасли будет расти. Это, в первую очередь, коснется сектора производства сырого молока и сыров. Кроме того, увеличивается интерес бизнеса к такому интересному сектору, как производство козьего молока. Хотя, конечно, в общем объеме рынка это небольшие цифры. 

В последнее время государство очень жестко начало контролировать ввоз продукции из Беларуси. Это новый тренд этого года.

Кроме того, увеличивается производство товарного молока и растет экспорт на новые рынки. Среди таких торговых площадок - Азия и Ближний Восток. Раньше российских товаров на этих рынках никогда не было. 

Определенным позитивным сигналом для инвестора в этом году стало увеличение государственной поддержки. Единственное, что беспокоит бизнес, это своевременное доведение субсидий до сельхозпроизводителей. 

Еще одним плюсом для сектора могут стать интервенции по молоку. 

Инвестиционная привлекательность у отрасли сегодня, определенно, есть, потому что есть земли, ресурсы. Но, конечно, в перспективе этим будут пользоваться, в основном, крупные инвесторы. То есть доля серьезных производств в секторе будет постепенно расти. 
14:25
14:25
14.15 Мы начинаем нашу трансляцию. У нас сегодня достаточно представительная аудитория - представители бизнеса, отраслевых объединений и смежных рынков. Начинает наше мероприятие Артем Белов, он расскажет, что происходит на молочном рынке в 2016-2017 годах. 

Основной тенденцией рынка на данный момент является снижение потребления молока на 1-2%. Это связано, в первую очередь, с уменьшением реальных доходов населения. В 2014 году на рынке образовалась ниша, которую бизнес заполнял последние годы, она составляла порядка 20%. 

В 2016 году начал восстанавливаться объем импорта, на 3-4% выросли поставки сыра из Беларуси плюс, конечно, сюда относится реэкспорт. 
В 2016 году темп наращивания объемов производства немного снизился. По сырам прирост составил всего 3-4%, творог вообще перестал расти. Единственная категория, которая продолжила расти, это цельномолочная продукция. 

На 2% сократилась доля фальсификата на молочном рынке. 

Производство товарного молока в прошлом году увеличилось на 2%. Такие оценки дает аналитический центр Milknews.

Еще одной интересной тенденцией на рынке стало увеличение экспорта. Сегодня мы обсудим это более детально. Общий объем экспорта составил 3-4% от общего объёма производства товарного молока. 

В 2017 году рынок ждут новые условия - кардинально меняются условия государственной поддержки. Введена "единая субсидия", введены кредиты по 5%, капексы увеличены до 30% до молочки. У молочной отрасли также осталась отдельная субсидия на литр.
14:10 Добрый день, друзья! 

У нас произошли некоторые изменения в президиуме. Сегодня в мероприятии участвуют Марина Балабанова (Danone), Урош Кепиц (TetraPak), Андрей Даниленко (Союзмолоко), Василий Редин (ВЕМА), Павел Грудинин (Совхоз им. Ленина), Михаил Мальцев (Масложировой союз).
--:-- 28 февраля 2017 г., 14.00 – 16.00, конференц – зал №7,  павильон 1, МВЦ "Крокус Экспо"
 
Организаторы:  Союзмолоко, ITE EXPO
Модератор:  Белов  Артем Сергеевич – исполнительный директор Союзмолоко
 
Доклад на тему: "Сценарии развития молочного рынка -2017" 
Белов  Артем Сергеевич – исполнительный директор Союзмолоко
 
Вопросы для обсуждения:
  • Какой сценарий наиболее вероятен: оптимистичный, пессимистичный или реалистичный? 
  • Состояние и перспективы развития.  Приоритетные задачи производства и переработки молока в 2017 г.? 
  • Прогнозы развития молочного рынка в зависимости от уровня развития молочной отрасли 
  • Влияние глобальных факторов на ситуацию на российском молочном рынке Долгосрочность правил игры – основа инвестиционной привлекательности молочной отрасли 
  • Влияние административных барьеров на доходность молочной отрасли и устойчивое развитие предприятий (ветеринарная сертификация)
  • Инвестиции в сырьё, цена на молоко? 
  • Кооперационная модель развития молочной отрасли 
  • Изменение правил субсидирования агропромышленного комплекса: первые результаты 
 
Приглашены к участию:
- Волик  Владимир Олегович – директор Департамента регулирования рынков АПК Минсельхоза России
- Балабанова Марина Александровна – региональный вице – президент по корпоративным отношениям в России и СНГ компании Danone
- Грудинин Павел Николаевич – директор ЗАО " Совхоз им. Ленина"
- Даниленко Андрей Львович  - председатель Правления  Союзмолоко 
- Уваркина Евгения Юрьевна - председатель Комиссии по вопросам АПК и развитию сельских территорий Общественной палаты РФ, руководитель Агрофирмы "Трио"
- Урош Кепиц – генеральный директор компании Tetra Pak в России, Украине, Беларуси и Центральной Азии. 
- Шапочкин Василий Васильевич - генеральный директор ОАО "Агроплемсоюз"
- Яровой Андрей Владимирович -  член Правления ЗАО "Мелеузовский  молочноконсервный комбинат"
 

1971 просмотр
Комментарии
extenso
Сессии 6

ДЗЕН
IBS

Подпишитесь на нашу рассылку

Катозал


Аналитический центр Milknews
Масложир
Неделя РР
Масложир
Неделя РР