Производители рассказали, как скоро смогут наладить новые цепочки поставок товаров


Приостановка, сокращение деятельности или уход некоторых иностранных компаний - производителей товаров повседневного спроса заметно изменили положение на российском рынке: в некоторых категориях возник дефицит или значительный рост цен. Журналисты выяснили у эксперта, ритейлеров и производителей, как компании в России адаптируются к текущим вызовам и как скоро производители смогут наладить новые цепочки поставок. 

В сфере товаров повседневного спроса наиболее зависимыми от иностранных компаний в России стали корма для животных, гигиенические товары, напитки, бытовая химия, детские товары, кондитерские изделия. Это связано с тем, что такие компании, как PepsiСо, Coca-Cola, Procter&Gamble, Colgate, Henkel, Mondelez, Unilever, Mars, Nestle, заявили либо о прекращении импорта готовых изделий в Россию, а также инвестиций, либо об уходе с российского рынка (компания Henkel сообщила о продаже российских активов). Большая часть фирм имеет свои производства России и ограничивает свою деятельность до базовых товарных позиций.

Как сообщал замминистра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов, иностранные компании, которые временно приостановили деятельность, заявили, что это не связано со спецоперацией на Украине, а с логистическими проблемами. "Они планируют в обозримой перспективе возобновить деятельности. Уходить не хотят, так как российский рынок большой", - отметил Евтухов.

По словам сооснователя сервиса Skolkovo Nextgen и партнера консалтинговой компании One Story Ольги Сумишевской, на данный момент в этих товарных категориях наблюдается либо дефицит продукции, либо существенный рост цен на нее. В зависимости от категории иностранные компании занимали до 50% федерального ассортимента в ретейле, иногда до 90% (например, в кормах для животных - бренды Mars, Nestle). Вызов для сетей и производителей По словам Сумишевской, сокращение ассортимента от иностранных брендов - это возможность ретейлерам расширить и нарастить объемы собственных торговых марок. Однако проблема в том, что даже если ретейлеры найдут альтернативные российские предприятия, то столкнутся с тем, что их мощности не смогут покрыть потребности сетей.

"Даже если производство делает качественную продукцию, но оно небольшое, при масштабировании качество упадет, а некачественный продукт даже в собственной торговой марке не будет пользоваться спросом", - отметила Сумишевская.

Трудности вызывает и рассредоточенность предприятий: в России нет заводов, которые смогут комплексно произвести нужный объем, поэтому придется его распределять по разным производствам. При этом большая часть предприятий сосредоточена в центральной части России, а ближе в восточной части страны их мало. Перестройка цепочек поставок за полгода По словам Сумишевской, компании пытаются выстроить новые цепочки поставок внутри страны и через страны ближнего зарубежья, в частности Белоруссию, Казахстан, Узбекистан, где закупают либо сырье, либо товары приемлемого качества, а также ищут возможность производить там товары для сетевых торговых марок (СТМ). Одной из самых болезненных стала проблема с упаковкой, особенно детского питания и соков.

"С упаковкой большие сложности, производители стараются перенастроиться, менять ассортимент, менять литраж. Если линии позволяют, на производстве перенастраивают розлив из тетрапака в стекло", - отметила Сумишевская.

По словам эксперта, на перестройку процессов понадобится от 3 до 6 месяцев. Сумишевская добавила, что государство оказывает содействие бизнесу. "Введен целый ряд послаблений, проведено упрощение процедур, есть снижение частоты проверок, разрешение параллельного импорта - все это упрощает работу бизнеса, дает дополнительные возможности", - рассказала эксперт.

Замглавы Минпромторга Виктор Евтухов считает, что рынок не выдержит пустоты на полках. "В случае если какие-то известные или малоизвестные бренды пропадут с полок, то у нас есть страны Латинской Америки, Южной Америки, Ближнего Востока, есть Китай, Индия, которые с удовольствием заместят эти товары на полках наших магазинов", - заявил Евтухов.

Замминистра отметил, что уровень импортозамещения по продуктам в РФ составляет 90%. Производства работают, ассортимент меняется "Производственные предприятия "Юнилевер Русь" (бренды Dove, Knorr, "Черный жемчуг", Domestos, "Чистая линия" и другие), расположенные в Екатеринбурге, Омске, Санкт-Петербурге и Туле, продолжают снабжать потребителей в России средствами личной гигиены, товарами для дома и пищевой продукцией. Наши потребители в перспективе могут увидеть определенные изменения в нашем ассортименте, при этом качество продукции не изменится", - сообщили ТАСС в пресс-службе компании.

Ввиду сокращения импорта сырья и упаковки бизнесу компании предстоит столкнуться с некоторыми операционными трудностями. Кроме того, приостановлен импорт и экспорт готовых продуктов в Россию и из нее, капиталовложения, а также расходы на медийное продвижение, рекламу и промоактивности. "Компания нацелена на то, чтобы сохранить свою операционную деятельность в РФ, и на сохранение поставок наших товаров потребителям. Мы прилагаем все усилия для того, чтобы продолжать снабжать российских потребителей товарами повседневного спроса", - заверили в компании.

Похожую позицию занимает американский производитель бытовой химии и товаров для гигиены Procter&Gamble (бренды Tide, Ariel, Fairy, Pampers, Always, Pantene, Blend-a-Med, Oral-B и другие), который на днях опроверг возможность полного ухода компании с российского рынка из-за санкций и заявил, что продолжает адаптировать бизнес к переменам.

"Мы не объявляли о каких-либо изменениях нашей изначальной позиции, обозначенной в начале марта. P&G адаптировала и продолжит адаптировать свой бизнес в соответствии с постоянно меняющейся ситуацией. Мы уже перестроили нашу операционную деятельность в России, в том числе значительно сократили продуктовый портфель, чтобы сосредоточиться на повседневных товарах первой необходимости для здоровья, гигиены и персонального ухода, прекратили новые капиталовложения и приостановили всю медийную, рекламную и промоактивность", - заявили ТАСС в компании.

В то же время компания Essity, владеющая Zewa, Libresse и Libero и ранее заявившая об уходе с российского рынка, продолжает продажи продукции в России и не рассматривает параллельный импорт. В штатном режиме работают и ее производства в России, сообщили ранее ТАСС в компании. Однако ее администрация приступила к проработке действий по выходу с российского рынка, но точный способ прекращения деятельности еще не определен, и компания не исключает продажу активов.

Маркетплейс Ozon рассматривает запуск СТМ в разных товарных категориях.

"Точные категории и товарные позиции мы прорабатываем в данный момент, но заранее регистрируем разные торговые марки, чтобы ускорить выход товаров на рынок. Для нас СТМ - это, с одной стороны, возможность заместить выпадающий ассортимент, а с другой - заполнить недопредставленные ниши", - сообщили ТАСС в компании. Там добавили, что у Ozon уже есть примеры успешного СТМ - это продукты Ozon fresh (бывший Ozon express).

"Все свои СТМ мы производим в России, привлекая местных фермеров и производства, и постоянно ищем новых партнеров. Будущие товары СТМ мы рассчитываем в том числе производить силами российских компаний и предпринимателей, продавцов самого Ozon", - отметили в пресс-службе. У компании Fix Price на СТМ в среднем приходится примерно треть продаж.

"Увеличивать количество брендов СТМ или вводить их в новых категориях Fix Price не планирует, ведь СТМ, как правило, производятся из того же сырья и на тех же заводах, что бренды, а значит, на них распространяются те же общерыночные ограничения - нехватка сырья, рост себестоимости из-за сложной логистики и курса валют", - рассказали в пресс-службе компании и добавлили, что сейчас сеть активно ищет новых локальных поставщиков моющих и чистящих средств, предметов женской гигиены, которые смогут предоставить товары в необходимых объемах по более доступным по сравнению с международными брендами ценам. 

Как отмечает президент компании "Союзнапитки" Максим Новиков, сохраняется непростая ситуация с поставками сырья и компонентов для производства соковой продукции и безалкогольных напитков. "Степень зависимости от поставок из других стран высокая. Наблюдается не только рост цен на закупку сырья, ингредиентов и оборудования, происходит перестроение логистических маршрутов, и работа многих бизнес-процессов замедляется. Есть сложности с ввозом сырья отдельных компонентов и для производства упаковки", - отметил Новиков.

По его словам, сейчас "Союзнапитки" прорабатывают различные варианты решения проблемы с дефицитом комбинированной многослойной упаковки. "Уже найдено несколько альтернативных каналов поставок сырья. Отдельно изучается возможность производства ряда компонентов для многослойной упаковки из российского сырья. Кроме того, рассматривается возможность частичного перехода индустрии напитков на стеклянную упаковку и пластик", - сообщил ТАСС Никитин.

Генеральный директор завода сыров "Карат" Евгений Гребнев в свою очередь рассказал ТАСС, что большую часть упаковки и ингредиентов компания покупает внутри страны. "Но, к сожалению, цены на сырье и упаковку продолжают непрерывно расти. Серьезный рост цен мы видим не только внутри страны, но и от белорусских поставщиков, от которых серьезно зависим", - отметил Гребнев.

Он добавил, что на данный момент "Карат" работает без изменений, а планы по запуску новых продуктов в 2022 году остаются актуальными.

Как сообщила ТАСС представитель группы компаний "Эконива" Ирина Синицына, их производства продолжают работать в штатном режиме, изменения в работе не планируются, компания собирается расширять ассортимент готовой продукции. В конце февраля было запущено производство органического ультрапастеризованного молока, а в апреле начались продажи премиального твердого сыра Drr выдержки 12 месяцев. В ближайшее время компания объявит о запуске новых позиций в линейке сыров.

Кроме того, "Эконива" планирует строительство цеха по выпуску сухой молочной сыворотки со степенью деминерализации 90% (используется как ингредиент в составе заменителей грудного молока - прим. ТАСС) мощностью до 15 840 т в год на заводе в Новосибирской области. "Проект позволит полностью закрыть имеющиеся потребности внутреннего рынка в данном продукте, оставшиеся объемы компания сможет экспортировать. Данный проект даст новый толчок в развитии экономики Новосибирской области и позволит закрыть важный вопрос в части обеспечения производителей детского питания высококачественными ингредиентами отечественного производства", - отметила Синицына.

Сейчас до 90% объемов данного продукта импортируется в Россию, уточнила она. На всех производственных площадках группы сформирован запас упаковки, но компания продолжает искать альтернативы, чтобы не было перебоев, заключила Синицына. Штатная работы химсферы Как сообщили ТАСС в пресс-службе Минпромторга РФ, на рынке товаров бытовой химии действуют девять крупных производителей - как отечественных, так и локализованных иностранных (ООО "Проктер энд Гэмбл - Новомосковск", ООО "Хенкель рус", АО "Нэфис косметикс", ООО "ТД Грасс", ЗАО "Ступинский химический завод", АО "Невская косметика", ЗАО "Аист", ООО "Юнилевер Русь", ООО "Рекитт Бенкизер").

"Все компании продолжают работать в нормальном режиме. На текущий момент компании обеспечены необходимым сырьем и материалами, снижать объемы производства не планируется. Компании однозначно заявляют, что готовы полностью обеспечить потребности внутреннего рынка необходимыми видами синтетическими моющими средствами и бытовой химии", - сообщил ТАСС представитель пресс-службы Минпромторга и добавил, что доля импорта в бытовой химии составляет 7,5%.

Он добавил, что в сфере производства средств личной гигиены в России работает более 15 предприятий, и 90% внутреннего рынка занимают отечественные производители, 10% составляет импорт. Что касается декоративной и уходовой косметики, то директор управления по аналитической работе торговой сети "Рив Гош" Алена Квон заявила, что в мае компания представит 40 российских марок косметики в среднем и нижнем ценовом сегментах. При этом 80% товаров из ассортимента сети продолжают поставляться в Россию. 

1650860931
Источник: ТАСС

торговля

903 просмотра

Также рекомендуем:


Quick мобильный

Комментарии
Для добавления комментариев вам необходимо авторизоваться
Кизельман новое будущее
МО 2021
АгроИнвестор 24 мая
ТЕЛЕГА
Видео 5 минут
Константа 28 апреля
Сыр 118 до 1.06
Подпишитесь на нашу рассылку
Кизальман с 10.03.22


Аналитический центр Milknews
foodtech-krasnodar 28 апреля
Полка 24 июня
foodtech-krasnodar 28 апреля
Полка 24 июня