«Ведомости»: рынок доставки готовых рационов питания упал впервые за шесть лет
Общий оборот рынка доставки готовых рационов и наборов для приготовления блюд по итогам 2022 г. составил 15,7 млрд руб. Об этом говорится в исследовании консалтингового агентства Infoline, которое есть в распоряжении «Ведомостей». Там сказано, что данный сегмент впервые за все время наблюдения (т. е. за последние шесть лет) показал снижение. По сравнению с позапрошлым годом он сократился на 4,3%. Тогда как в период пандемии коронавируса (в 2020–2021 гг.) общий оборот рынка ежегодно увеличивался в 1,5 раза.
Потребители стали все чаще отказываться от оформления подписки на доставку продуктовых наборов и готовых рационов питания из-за снижения реальных доходов и возросшей на этом фоне неопределенности, объясняется в исследовании причины падения рынка. Кроме того, на продажи игроков данного сегмента серьезно повлияли объявленная в конце сентября прошлого года частичная мобилизация и последовавшая за ней эмиграция части населения – представителей среднего класса, наиболее обеспеченных россиян.
В частности, по оценкам Infoline, в IV квартале 2022 г. оборот второго по величине сервиса доставки готового питания Grow Food упал на 27,2% по сравнению с аналогичным периодом позапрошлого года, составив 700 млн руб. Продажи «Шефмаркета», доставляющего продукты с рецептами приготовления блюд, за это же время сократились на 6% до 358 млн руб. Отрицательную динамику продемонстрировали также сервисы Elementaree и Justfood: оборот у них сократился на 10 и 13% до 670 млн и 480 млн руб. соответственно. А вот оборот лидера рынка Performance Group (доставляет готовые рационы под брендами Perfomance Food, My food, Chef at home, Level Kitchen) незначительно вырос – на 1,7% до 1,15 млрд руб., сказано в исследовании. Запросы в Grow Food, Elementaree и Justfood остались без ответа. Остальные компании данные Infoline подтвердили.
Помимо оттока клиентов компании столкнулись еще и с ростом себестоимости товаров. Например, закупочные цены на упаковку и этикетки в 2022 г. увеличились в 3 раза, а продукты питания в среднем подорожали более чем на 15%, говорит генеральный директор «Шефмаркета» Сергей Ашин. Но на фоне усиления ценовой конкуренции в рознице и общепите компании вынуждены сдерживать рост стоимости готовой продукции. «Шефмаркет», к примеру, в прошлом году не поднимал цены на свои наборы, а в 2023 г. увеличил их всего на 4%, чтобы частично покрыть инфляцию, утверждает Ашин. У Performance Group, по словам ее основателя Артура Зеленого, стоимость наборов остается на уровне 2022 г., по крайней мере в ближайшее время. Сложности с привлечением новых клиентов в этой компании объясняют еще и блокировкой в России некоторых социальных сетей.
торговля