Разбор: «Зелёный бренд» против органической продукции


Производители органической продукции бьют тревогу: с 2020 года их работа может оказаться в «серой зоне». За три месяца до вступления в силу закона об «органике» внимание публики переводят на «Зелёный бренд» – такое название дали экологически чистой продукции. Milknews восстанавливает историю обсуждений с форума «Золотая осень».

«Зелёные» удобрения для «зелёных» грядок

Законопроект об экологически чистой продукции был выставлен на обсуждение летом этого года. Основным отличием такой продукции от уже узаконенной «органики» являлось то, что при её производстве можно использовать удобрения – но только соответствующие особым критериям. В августе Олег Мироненко, исполнительный директор Национального союза производителей и потребителей органической продукции, выразил свои опасения по поводу проекта. В разговоре с Milknews он отметил, что сходство понятий «эко-» и «органик-» запутает потребителя.

В последующей редакции законопроекта формулировки изменились: продукцию стали называть не «экологически чистой», а «с улучшенными экологическими характеристиками». Впрочем, публично на такие продукты планируется наносить «зелёный бренд» – именно такую формулировку министр сельского хозяйства России Дмитрий Патрушев представил на выставке «Золотая осень».

Презентация «зелёного бренда» прошла на пленарном заседании 9 октября, а уже на следующий день на «Золотой осени» проходила тематическая секция. Продукция «зелёного бренда» была представлена как середина условной пирамиды, на вершине которой располагается органика, а в основании – интенсивно производимая сельхозпродукция. По задумке разработчиков, большую, чем у массово производимой продукции экологичность должны дать удобрения с пониженным воздействием на почву и урожай. Одна из лекций на секции, которую проводил Борис Левин из «ФосАгро», была полностью посвящена ассортименту компании.



По европейскому образцу

Дмитрий Янин, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей, признал, что уровень доверия к «зелёным» продуктам в России меньше, чем к «фермерским» – при этом, по его словам, многие россияне не до конца понимают, что именно представляют собой фермерские товары.

В подрыве репутации Янин обвинил производителей, которые, по его словам, «заиграли» тему экопродукции», выпуская на рынок «эко-водку» и другие товары сомнительной экологичности. При этом он отметил, что «вряд ли мы будем спорить с тем, что существует потребность покупать менее вредные для окружающей среды продукты».

Заместитель министра сельского хозяйства России Максим Увайдов заявил, что авторы требований к «зелёной» продукции должны разработать не сугубо национальные правила, а указания, совместимые с международным стандартом ИСО 14024. При этом, по его мнению, контроль за соблюдением стандартов должен разделяться между государственными структурами и участниками рынка.

– Кто должен контролировать, что через пять лет после сертификации «зелёная» продукция не станет «обычной»? Мы полагаем, что здесь нужен самоконтроль со стороны союзов и ассоциаций. Я сторонник того, чтобы общество и сами компании были нашими соучастниками, – сказал Увайдов.

«Мы даже не просим – мы требуем»

По сравнению с конференцией по «зелёному бренду», прошедшая через несколько часов дискуссия по органической продукции была намного более живой. С вопросами к Елене Саратцевой, руководителю Роскачества (она присутствовала и на первой секции, и на второй) вопросы возникали не только из зала, но и с соседних кресел на сцене. Дело в том, что закон об органической продукции вступает в силу 1 января 2020 года, а в России нет ни одного соответствующего органа по сертификации. Представитель Роскачества заявил о том, что организация подала соответствующие документы, но сделали это «поздно».

Илья Калеткин, руководитель международного направления Национального органического союза, со сцены обозначил серьёзность проблемы: «Если те государственные органы, которые взялись решать это ситуацию, не сделают так, чтобы мы не оказались вне закона, это будет очень печально». В качестве временного решения руководитель предложил автоматически принять в России сертификат органической продукции, действующий на территории ЕС. Это, по его мнению, позволит импортёрам завозить европейскую органик-продукцию и продолжить маркировать её соответствующим образом.

Отдельную претензию Калеткин высказал по поводу стоимости работ специалиста Роскачества. Согласно оценочной стоимости, один день работы эксперта, который будет проверять критерии органической продукции, будет стоить производителю 70 000 рублей. «Цена неприемлема, это грабёж. Такую цену может осилить только большой производитель. Елена, мы даже не просим – мы требуем, чтобы цена была снижена». В ответ на это Саратцева заявила, что ставка 70 тысяч рассчитана исходя из себестоимости, а цена каждого комплекса работ рассчитывается индивидуально.
 
 
Автор: Юрий Литвиненко
Теги: Россия АПК продовольствие

745 просмотров

Также рекомендуем:


Молочные сессии седьмое заседание

Комментарии
extenso
МАРКИРОВКА
Какие темы статей вам интересны?
Проголосовало: 96


сила молока
Петерфуд
Подпишитесь на нашу рассылку
Кизель вебинар


Аналитический центр Milknews
Агрос экспо
Золотой клевер
Агрос экспо
Золотой клевер