Ритейлеры хотят отменить мораторий на штрафы для поставщиков
Менее чем через две недели после объявления торговых сетей о введении моратория на штрафы для поставщиков, крупнейший игрок Х5 Retail Group сообщил контрагентам о выходе из сделки. В сети утверждают, что ситуация со спросом на большинство продуктов нормализовалась. Поставщики возмущены: с логистикой сохраняются сложности, а основные кризисные явления могут быть только впереди.
X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») с 6 апреля отменяет мораторий на штрафы за недопоставку и ненадлежащее качество продукции. Об этом говорится в обращении компании к контрагентам, с текстом которого ознакомился “Ъ”. Исключение — поставщики социально значимой продукции (тушеная говядина, макароны, чай, картофель, масло подсолнечное, молоко, хлеб, зерновые хлопья, крупы, мука, сахар, соль, сода и др.). Об отмене моратория для них будет сообщено дополнительно, сказано в обращении X5.
О введении моратория на штрафы за недопоставку Ассоциация компаний розничной торговли (объединяет X5, «Магнит», Auchan, Metro и др.) сообщила 19 марта. Предложение было сделано «учитывая возросший спрос на отдельные виды товаров и объективные сложности, возникающие у добросовестных производителей и поставщиков продукции при выполнении заказов». Мораторий должен был действовать до «нормализации ситуации на потребительском рынке» РФ.
Ажиотажный спрос на некоторые товары в российских магазинах наблюдается в последние недели. По данным Nielsen, на неделе с 16 по 22 марта продажи продуктов подскочили на 35,8% при средних значениях 8,9% до начала ажиотажного спроса. А объем закупок в натуральном выражении на 17,4% превысил значения предновогодней недели, которая традиционно считается самым активным периодом у покупателей.
Так, продажи мясных консервов подскочили на 253%, гречки — на 209%, риса — на 224%, макаронных изделий — на 192%.В самой X5 подсчитывали, что с 9 по 22 марта мясные консервы показали рост продаж в 38 раз, замороженная продукция — в 30 раз, крупы — в 29 раз, сахар — в 24,6 раз, соль — в 19,7 раза. При этом в компании отмечали, что пиковый уровень спроса был пройден 17 марта, а уже на следующий день динамика продаж наиболее востребованных категорий — круп и консервов — начала замедляться.
В X5 отмену моратория объяснили тем, что по большинству категорий товаров ситуация нормализовалась. Для поставщиков социально значимой продукции мораторий решили сохранить, чтобы поддерживать бесперебойность поставок и достаточный товарный запас.
"Временный мораторий на все штрафы был введен по нашей инициативе 19 марта в момент пикового спроса и резкого роста заказов от нас к поставщикам. Поскольку поставщики также работали с перегрузками и не могли давать 100% гарантий поставок, эта мера давала им большую гибкость, упрощала оформление и исполнение заказа поставщиками.
Сейчас по большинству категорий товаров ситуация нормализовалась, но для поставщиков социально-значимой продукции, это 37 категорий, мораторий сохранён, чтобы поддерживать бесперебойность поставок и достаточный товарный запас. Среди них тушёная говядина, макароны, чай, картофель, подсолнечное масло, горох, гречка, рис и другие крупы, сахар, мука, соль и другие товары.
Штраф за недопоставку остается исключительно механизмом, обеспечивающим в первую очередь контроль качества товаров, а также дисциплину поставок для своевременного пополнения полки, это приоритеты для покупателей. При наличии объективных внешних факторов, повлиявших на сроки или объемы поставки, мы не применяем штрафы за ненадлежащее качество или недопоставку", - прокомментировали ситуацию в X5.
Но исполнительный директор «Руспродсоюза» Дмитрий Востриков отмечает, что в ситуации, когда заказы сетей возросли в десятки раз, система выдачи пропусков для автомобилей на доставку продуктов не отработана, а новая логистика и система доставки сырья и тары не выстроена, отказ крупнейшего сетевого оператора от моратория на выставление штрафов, может нанести непоправимый ущерб рынку. Это ставит под удар существование производителей продуктов, работающих в круглосуточном режиме, чтобы удовлетворить ажиотажный спрос, подчеркивает он.
Основные кризисные явления только на подходе, а крупнейший игрок хочет заработать за счет поставщиков, возмущается источник “Ъ” среди производителей продуктов.При этом, говорит он, X5 до последнего выставляла штрафы поставщикам в размере 100% невыполненного заказа и последней из сетей снизила их только до 30%. В комиссии по добросовестным практикам Союза производителей алкогольной продукции отмечают, что пандемия, карантин и падения курса рубля на 25% — это чистый форс-мажор по любому контракту. Сетям в этой ситуации нужно не диктовать свои условия, пользуясь своим положением, а договариваться с поставщиками, подчеркнули там.
X5 может быть не единственной сетью, которая отменяет мораторий на штрафы для поставщиков. По данным источника “Ъ”, аналогичное обращение к своим контрагентам направил и «Магнит». В «Магните» это отрицают. Там добавили, что достаточно гибко подходят к применению штрафных санкций и не применяют их при наличии объективных причин недопоставок или срыва сроков. «Но именно по этой причине мы будем тщательно отслеживать факты необоснованного использования ситуации с коронавирусом для задержек поставок или недопоставок, поэтому что это создает дополнительные риски для наших покупателей»,— подчеркнули в «Магните». “Ъ” отправил вопросы о возможном отмене моратория на штрафы для поставщиков в «Ленту», Auchan и Metro.
Отмена моратория на штрафы — не единственная проблема, которая может осложнить отношения поставщиков и сетей в текущих условиях.
Как сообщил один из участников рынка, сейчас при согласовании цен некоторые федеральные сети, входящие в пятерку крупнейших, требуют от поставщика либо дополнительную промо-акцию, либо отгрузки партии продукции со скидкой, ссылаясь на падение трафика из-за карантина. В некоторых случаях речь идет о скидке от 5% до 50% месячного объема, утверждает он. «Многие поставщики сегодня работают ниже грани рентабельности. Цены на сырье выросли, повысить ценники в сетях невозможно, при этом розница требует скидок, которые в принципе нет возможности предоставить»,— возмущается собеседник “Ъ”.
По данным двух источников “Ъ” среди поставщиков, дополнительные скидки просит, в частности, Auchan. В самой сети заявили “Ъ”, что в текущих условиях за дополнительными скидками к поставщикам не обращались, а все промо и сезонные операции проходят согласно утвержденному в начале года коммерческому плану компании.
Ритейл