Александр Мандрусов, "Роса" Самая большая проблема молочного производства - нестабильность сырья
Смоленский комбинат “Роса” в 2020 году возобновил работу после того, как 6 лет назад бывший владелец - компания Danone - остановил проект из-за нехватки сырья и роста цен на сырое молоко. В 2017 году генеральным директором комбината, успех которого в городе помнят еще с советских времен, стал Александр Мандрусов. Milknews поговорил с новым руководством предприятия о том, почему они решили восстановить производство и какие планы строят на проект.
Milknews: Почему вы приняли решение купить убыточное производство?
Александр Мандрусов: Это интересная история. Начну с предисловия. Изначально мы, честно скажу, не смотрели в сторону пищевого производства, потому что у нас был другой бизнес. Мы всегда как-то открещивались от скоропорта, потому что в юные года мне посчастливилось поработать в большой западной компании этого профиля, я представлял, что это такое и не сильно хотел этим заниматься.
Завод покупался не для производства, а как объект недвижимости. Нам было все равно, убыточный он или нет. На определенном этапе мы обратили внимание сами для себя, что мы не можем купить нормального местного молока, молочных продуктов, сыр превратился в какой-то… скажем так, вкусного сыра практически не осталось. В то время на прилавках было еще очень много сырного продукта.
После покупки объекта к нам пришла администрация и предложила возродить производство хотя бы на части площадей. Мы долго взвешивали и не решались. В процессе общения с администрацией мы поняли, что в принципе они готовы нас поддержать, если вдруг мы решимся на этот проект. Пообщавшись с разными людьми, посчитав расходы на коленке исходя из средней температуры по больнице, мы поняли, что попробовать можно, почему нет, потому что с точки зрения доходности на один квадратный метр решение вырисовывалось не такое уж плохое. Направление для нас было новое, и видимо потому, что мы не знали всех тонкостей и того, с чем мы столкнемся, мы махнули шашкой и пошли.
Milknews: С какими проблемами вы столкнулись, начав новый бизнес?
Александр Мандрусов: Самая большая проблема молочного производства, как мы видим, это нестабильность сырья. Не потому, что оно плохое, оно просто нестабильное. Здесь нельзя запустить даже самое современное оборудование, включить программу и получить на выходе продукт, стандартизированный по качеству, органолептическим свойствам и по всему остальному. Молоко - живой продукт, и вот это основная сложность, с моей точки зрения.
Milknews: Предыдущий владелец закрыл производство, сформулировав что не хватает сырья. Сейчас эта проблема как-то решилась для вас?
Александр Мандрусов: Нехватки сырья как таковой в регионе никогда не было, по крайней мере когда закрывалось предприятие. К сожалению, так получилось, что предприятие нужно было закрыть, но, по моему глубокому убеждению, не потому, что сырья не хватало, а потому, что нужно было оптимизировать свои расходы, увеличивать рентабельность, чем французы и славятся, и каждый день на своих предприятиях занимаются.
Я могу сказать больше, что “Данон” до сих пор ездит в Смоленскую область за молоком, это я вам абсолютно ответственно заявляю, и хорошо его берет на свои предприятия, которые находятся под Москвой. Поэтому не знаю, как это оценить.
Что касается сырья, оно в области есть, внутри области перерабатывается молока больше, чем производится, при этом значительная часть идет в соседние области.На нас сырья точно хватит, потому что наш основной поставщик высококачественного сырья производит и может нам предложить больше сырья, чем мощности нашего завода. У нас несколько поставщиков сырья, но основной может при желании перекрыть всех. Конечно, он этого делать не будет, да и мы, наверное, тоже. Ферма этого поставщика находится в Смоленской области.
Milknews: А вы сами не будете развивать производство молока?
Александр Мандрусов: Вы знаете, возможно это дело будущего. На данный момент наша основная цель запустить до конца проект, выйти на плановые мощности, стабилизировать качество, причесать проект, как только возможно, и уже дальше, может быть, смотреть в этом направлении. Но это при условии, что по каким-то причинам нас не будет устраивать сложившаяся на данный момент ситуация с поставками молока. А нас она устраивает полностью
Milknews: Еще одна проблема, которую обозначил предыдущий собственник, это цены на сырье. Как сейчас обстоят дела в регионе с ценами на сырое молоко?
Александр Мандрусов: Цены на качественное сырье на сегодняшний день в Смоленской области находятся на уровне цен на такое же сырье в Московской области, может даже немножко подешевле. То сырье, которое мы берем, хорошее и недешевое, имеет цену, по которой сейчас покупает Данон в Смоленской области себе молоко. цена на него оправдана.
И все-таки наши производители до сих пор продают сырье в соседние области, так как в Смоленске нет крупных переработчиков. В этой ситуации нам пришла на помощь администрация, которая предложила программу, которая нам позволяет хеджировать риски высокой цены, скажем так. За это им отдельное спасибо.
Milknews: Что включает в себя эта программа?
Александр Мандрусов: Программа состоит в следующем: если мы покупаем сырье по определенной цене, не ниже определенной цены, то нам компенсируют несколько рублей за литр молока. Вкратце так.
Milknews: Суммарный объем инвестиций в проект превышает 300 млн рублей. Куда пошли эти средства?
Александр Мандрусов: Основные средства пошли на ремонт помещений, закупку и пуско-наладку оборудования, подвод и реконструкцию коммуникаций. Что касается областной администрации, спасибо им большое, что они помогли с проектным льготным банковским финансированием и сопровождением в реализации проекта. Многие вопросы решались достаточно быстро и просто. Наш губернатор был реально заинтересован в возрождении данного проекта, ему тоже отдельное персональное спасибо.
Milknews: Скажите, а куда пойдет основной сбыт продукции?
Александр Мандрусов: Конечно, без сетевой розницы сейчас развиваться и быть нормальным производителем не получится. Мы ведем переговоры по цельномолочной продукции с федеральными сетями на локальном уровне, чтобы зайти на наш регион. В дальнейшем планируем расширять географию поставок в федеральные сети Северо-Западного федерального округа и Центрального федерального округа. Со временем мы планируем выйти на объемы примерно в 250 тонн сыра и масла в месяц и около 100 тонн цельномолочной и кисломолочной продукции.
Milknews: Губернатор области отмечал как-то, что возобновления работы комбината особенно ждут люди старшего поколения. Вы на них в основном ориентируетесь в качестве покупателя?
Александр Мандрусов: Вы знаете, когда возобновлялся проект, действительно думали, что нас помнит и знает только поколение 45+. Тем не менее решили пойти в ногу со временем, сделали ребрендинг, выбрали перспективный форм-фактор упаковки. Все-таки целевая аудитория молочки не ограничивается только категорией покупателей 45+. Уже после выпуска первой продукции были крайне удивлены, что о заводе знает даже молодежь, которым будучи еще детьми родители покупали продукцию. Считаем, что наш продукт это все та «Роса», но в новой оболочке, назовем «Роса 2.0», которая охватывает широкую целевую аудиторию.
Пока ассортимент ограничен только сырами и традиционной молочкой. О расширении ассортимента речь не идет, пока производство и предприятие не вышло на плановую мощность. Общаясь с потребителями в том числе через соцсети, мы поняли, что значительное количество просит вернуть в производство некоторые категории старой «Росы», такие как творожные сырки, крем, еще какие-то наименования. Наверное, задумаемся об этом чуть позже.
Milknews: Какой ценовой диапазон будет у этой продукции?
Александр Мандрусов: Мы сейчас находимся в том диапазоне, который пострадал больше всего в результате коронакризиса, где-то средний.
Milknews: Вы сказали, что будете развивать производство сыров, это довольно сложный продукт, дорогой, молокоемкий. Покупательская способность населения сейчас падает в связи с кризисом. Почему решили заниматься таким сложным продуктом?
Александр Мандрусов:: Когда к нам пришла администрация и мы начали хоть как-то всерьез рассматривать историю с возобновлением работы предприятия, мы долго думали над ассортиментом и поняли, что цельномолочная и кисломолочная продукция будет основным ассортиментом. На одном предприятии нам удалось пообщаться с представителями сырзавода, которые были готовы начать производство сыра. Нам показалось, что это достаточно интересное предложение, и мы решили его проработать. В конечном итоге получилось, часть наших мощностей отданы одному из ведущих упаковщиков России.
Кроме того, мы проводили достаточно много маркетинговых исследований, выявляли вкусы потребителей, изучали ценовую политику и искали специалистов, готовых воплотить эту идею в жизнь. Вот так у получился наш продукт.
Milknews: Как вообще в регионе дела со специалистами, удалось найти нужных людей на предприятие?
Александр Мандрусов: Какая-то часть специалистов вернулась к нам с предыдущего предприятия. Но на самом деле со специалистами все было не так просто. Наша продукция довольно сложная в производстве, требовались опытные мастера. Так получилось, что нам удалось пригласить к себе немецкого технолога и российского специалиста в сыроварении с большим опытом. Специально для нашего завода ими была разработана технология, которая позволяет производить качественный продукт. Кстати, качество мы периодически проверяем слепыми дегустациями в разных регионах, в том числе среди людей, которые не просто любят сыр, но также занимаются производством и реализацией молочных продуктов.
Milknews: В 2021 году будет вводиться маркировка молочной продукции. Вы как-то к этому готовитесь и как вы оцениваете это нововведение?
Александр Мандрусов: Маркировка любых товаров призвана навести порядок с фальсификатом на рынке. Хотелось бы в это верить, и хотелось бы, чтобы на полках остались добросовестные производители качественного продукта. И крайне не хотелось бы, чтобы такое ответственное мероприятие превратилось в бесцельную продажу QR-кодов с последующим сбором штрафов за некорректное нанесение или его отсутствие.
К сожалению, ввод маркировки крайне затратная история, на одну производственную линию требуется специальный принтер для нанесения кода и считывающее устройство, это порядка 500 тысяч рублей. На нашем заводе уже пять производственных линий без учета расширений ассортимента и производственных мощностей, а это уже два с половиной миллиона. Считывающие устройства должны быть и у всех торговых предприятий, эти затраты производителям и ритейлу никто не компенсирует, и они неминуемо отразятся на конечной цене продукта. К счастью, из-за пандемии мероприятия перенесли на год, и у нас появилось дополнительное время на подготовку и отладку, потому что сейчас это было бы для нас очень тяжело с точки зрения финансовой нагрузки.
Milknews: Как оказалось, молочный бизнес легче или сложнее, чем другие ваши проекты?
Александр Мандрусов: Мы не догадывались о том количестве сложностей, с которыми мы столкнемся. Было сложно и сложно по сей день, и легче не становится. Мы часто сталкиваемся с проблемами, которые в целом отсутствуют в других отраслях и сферах бизнеса, но на наше счастье у нас подобралась неплохая команда. На все проблемы мы смотрим с положительной точки зрения и пытаемся их решать, а не отмахиваться. Все-таки надеемся на светлое будущее завода, и порой вопреки здравому смыслу решаем сложнейшие задачи и преодолеваем проблемы, которые на нас наваливаются. Это по несколько раз на день происходит, мы живем в этом авральном режиме, уже все свыклись с ним. Как говорит один мой подчиненный: “Я к обеду умираю, к вечеру возрождаюсь”.