Артем Белов, Союзмолоко Молочный сектор может сохранить инвестиционную привлекательность при должном уровне господдержки


Прошедший год стал сложным для участников молочной отрасли. С одной стороны, значительно выросла себестоимость как производства, так и переработки молока, с другой - цены на уровне фермы и на полках магазинов не показали соответствующего увеличения. О том, каким был 2021 год для молочной отрасли, а также о прогнозах на будущий год Milknews рассказал генеральный директор Национального союза производителей молока (Союзмолоко) Артем Белов.

Milknews: Расскажите, какие события 2021 года в большей степени повлияли на молочную отрасль России и почему?

Артем Белов: Главным событием 2021 года стало внедрение обязательной маркировки молочной продукции. Это одна из самых дорогостоящих для индустрии инициатив, которая серьезно повлияла на рост себестоимости, доходность молочного бизнеса, особенно в таком непростом году, каким был для нас 2021-й.

Второе важное событие – резкий рост диспаритета цен между основными составляющими себестоимости производства и переработки молока, да и не только молока, но и в целом пищевой и сельхозпродукции, и стоимостью этой продукции на полке. Рост себестоимости по всем основным направлениям (корма, ветеринарные препараты, металл, оборудование, упаковка) вырос на десятки процентов, а на такие позиции, как минеральные удобрения, и на сотни процентов. При этом рост не был компенсирован ни ценой продукции на ферме, ни ценами на полках. То есть диспаритет резко вырос, доходность резко снизилась, что создает определенные негативные предпосылки с точки зрения долгосрочной инвестиционной привлекательности не только молочной отрасли, но и всего сельского хозяйства.

Третье важное событие – серьезное ужесточение регулирования со стороны государства.  В уходящем году мы наблюдали контроль цен на сахар и растительное масло, квотирование импортных поставок целого ряда видов животноводческой продукции. Так что попытка государства контролировать цены на полке в том числе на готовую продукцию – это, конечно же, еще один важный тренд 2021 года.

Четвертое важнейшее событие носит позитивный характер. Это то, что в 2020-2021 годах в России де-факто появился прообраз программы внутренней продовольственной помощи. Речь идет о выделении денег семьям с детьми, пенсионерам, которое происходило два последних года году и запланировано в бюджете на будущий год. Такой тренд создает все предпосылки для того, чтобы в России появилась полноценная программа внутренней продовольственной помощи, которая поддерживает незащищенные слои населения в условиях не очень динамично развивающейся экономики.

И, наконец, пятое событие, о котором хотелось бы сказать, но которое пока сложно интерпретировать, это уход с российского рынка компании Campina – одного из лидеров мировой молочной индустрии. Наверное, это первый случай, когда из России уходит молочный бизнес такого масштаба.

Milknews Какие значимые результаты работы Союзмолоко для молочной отрасли вы можете отметить?

Артем Белов: Одной из главных целей, которую ставил перед собой союз в 2021 году, было сохранение объемов и инструментов государственной поддержки на уровне предыдущего периода. Это было особенно важно в период, когда себестоимость производства и переработки молока значительно увеличилась. Удалось добиться, чтобы общий объем средств, выделенных отрасли в качестве господдержки, составил около 45,5 млрд руб. 

Помимо этого, была предусмотрена поддержка на корма и сохранены выплаты на CapEx (напомню, что ранее этот инструмент планировали отменить после 2021 года). Также, были выделены новые направления поддержки, прежде всего, речь о CapEx для производителей сухих молочных продуктов и расширении перечня направления для использования средств льготного кредитования. Теперь деньги можно использовать на внедрение маркировки, закупку кормов, а также на цифровизацию и информатизацию производств. 

В 2022 году заработает ряд дополнительных мер поддержки, в том числе льготный лизинг оборудования и техники, а также субсидии перерабатывающим предприятиям на 1 кг переработанного молока. 

Milknews: Каких целей удалось добиться, помимо господдержки?

Артем Белов:  В 2021 году союз очень активно работал с ЦРПТ и Минпромторгом России по вопросам маркировки. Был решен ряд вопросов в части маркировки продукции, которые могли стать значительной преградой для работы производителей. Так, например, удалось сохранить возможность ввода в оборот немаркированных запасов и трансграничной торговли с Беларусью. Помимо этого, были перенесены сроки вывода скоропортящейся продукции из оборота, сняты требования по маркировке наборов товаров, поставляемых в рамках госконтрактов, а также решены вопросы с поштучной прослеживаемостью. 

В прошлом году нам пришлось особенно плотно поработать в части экологических инициатив. Они могут значительно повлиять на экономику производства и инвестиционный потенциал сектора. Речь идет и про углеродное регулирование, и про закон об эмиссии парниковых газов, а также про вопросы, связанные с расширенной ответственности производителей и отходами животноводства. 

Также мы продолжили заниматься вопросами совершенствования технического регулирования, в том числе в части контроля антибиотиков в готовой продукции и работой недопустимостью использования “молочных” терминов производителями растительных напитков. Напомню, что именно Союзмолоко в мае 2021 года направил обращение в “Монэкс трейдинг”, которая развивает сеть кофеен Starbucks в России, с просьбой пересмотреть меню и перестать называть в нем растительные и соевые напитки молоком. 

Ну и хочется отметить работу в части поддержки экспортеров. В последние годы индустрия активно наращивает объемы поставок за рубеж. Вместе с экспертами профильных ведомств мы занимались вопросами открытия новых рынков сбыта, составлялили экспортные гайды, которые по сути являются подробными инструкциями для экспортеров. Была введена новая мера поддержки – компенсация затрат на участие в международных выставках. 

Milknews: Над чем будет работать союз в 2022 году?

Артем Белов: Первое и самое главное - это вопросы господдержки. Себестоимость производства молока, по подсчетам Союзмолоко, за прошлый год выросла на 16%, переработки - на 14-16% в зависимости от категории. В течение всего года предприятия активно старались сдерживать рост цен на полке, но такая тактика в дальнейшем может привести только к негативным последствиям. Поэтому, нужно постараться сохранить государственную поддержку на прежнем уровне. 

Важно, чтобы закладываемые показатели при расчете объемов господдержки, были проиндексированы в пределах актуальных значений инфляции. Некоторые параметры, например, предельная стоимость скотоместа в расчете компенсации CapEx, были установлены еще в 2015 году и с тех пор не изменялись. При этом, цены на многие строительные материалы, оборудование и трудовые ресурсы выросли в разы. 

Стоит также отметить вопросы маркировки. Суммарные затраты предприятий на внедрение этого регулирования, по оценкам союза, составили 12 млрд рублей. Это привело к росту себестоимости производства продукции и повлияло на инвестиционную привлекательность отрасли. Считаем, что необходимо предусмотреть специальную субсидию на внедрение маркировки. 

Мы продолжим работу по вопросам экологического регулирования. Важно понимать, что мы не говорим, что производитель не несет ответственность за негативное влияние на окружающую среду. Однако к данному вопросу нужно подходить целесообразно. И строительство биогазовых установок, которые предусматривает закон “Об ограничении выбросов парниковых газов”, не кажется логичным решением проблемы. Во-первых, это значительные инвестиции - более 1 трлн рублей, а во-вторых, выбросы метана снизятся только на 10% и лишь в одной подотрасли. Для решения этого вопроса нужно, прежде всего, работать над уровнем продуктивности животных, развитием растениеводства, а также разработкой добавок, которые помогут снизить выбросы метана у животных. 

Ну и важно продолжить совершенствование регулирования сфере контроля продукции с ЗМЖ и растительного происхождения. Сегодня рынок растительных продуктов развивается стремительно. Недобросовестные продукции активно используют наименования “соевое молоко” и “овсяная сметана” и за счет этого получают конкурентное преимущество ны рынке. Это является грубым нарушением положений техрегламента. Союзмолоко продолжит выступать против использования позитивного имиджа молока для продвижения товаров других категорий. 

Milknews: Какие прогнозы вы делаете на 2022 год в части развития молочной отрасли? 

Артем Белов: Молочная отрасль имеет очень хорошие возможности для развития как на внутреннем рынке за счет развития потребления, так и на международных площадках. Сегодня объем экспорта российской молочки в денежном и натуральном выражении составляет 20%. Мировой рынок молочной продукции оценивается в $40 млрд. У нашей страны сохраняется высокий потенциал и возможность занять хорошее место среди мировых экспортеров товарной группы. 

Кроме того, у нас сохраняются хорошие возможности в части импортозамещения. Да, доля импорта в последние годы идет на спад, но 17% в объеме потребления по-прежнему приходится на продукцию зарубежного производства. То есть здесь также есть потенциал для роста. Если будут расти доходы населения, то и потребление будет увеличиваться. Сегодня среднедушевой показатель в России составляет 240 кг при рекомендованной медицинской норме в 330 кг в год. 

Помимо этого, в России сохраняется сбалансированная государственная поддержка отрасли. При условии сохранении всего комплекса мер поддержки и снижении регуляторных рисков сектор сможет сохранить инвестиционную привлекательность, а производители -  обеспечить себе доходность. 

Прогнозы на 2022 год, а также цели и задачи Союзмолоко участники отрасли обсудят подробнее на XIII Съезде, который пройдет 25 января. Регистрация по ссылке

1642404318

6121 просмотр

Также рекомендуем:


Quick мобильный

Комментарии
Для добавления комментариев вам необходимо авторизоваться
Кизельман новое будущее
МО 2021
АгроИнвестор 24 мая
ТЕЛЕГА
Видео 5 минут
Цифровизация 28 мая
Сыр 118 до 1.06
Подпишитесь на нашу рассылку
Кизальман с 10.03.22


Аналитический центр Milknews
foodtech-krasnodar 28 апреля
Полка 24 июня
foodtech-krasnodar 28 апреля
Полка 24 июня