Артем Белов, Союзмолоко Минимизация инвестиционных затрат бизнеса на маркировку – важнейшее достижение
Вчера на вебинаре, посвященном обсуждению правил внедрения маркировки молочной продукции, представители Минпромторга озвучили ряд важных для бизнеса изменений, связанных с этим вопросом. Были скорректированы сроки внедрения маркировки для ряда молочных продуктов, из поэкземплярного учета выведена скоропортящаяся молочная продукция, что, по словам представителя Минпромторга Екатерины Приезжевой, является «беспрецедентной уступкой просьбам бизнеса». О том, как предложенные изменения повлияют на молочную отрасль, и что еще предстоит сделать для снижения нагрузки на бизнес в плане маркировки, рассказал Milknews генеральный директор Национального союза производителей молока (Союзмолоко) Артем Белов.
Когда мы обсуждали проект правил введения маркировки в молочной индустрии на уровне Правительства, Минпромторга, Минсельхоза, с участием ЦРПТ, мы ставили перед собой ключевую цель – минимизировать инвестиционные затраты, которые бизнес может потенциально понести с внедрением системы маркировки.
Для достижения этой цели мы решали три основные задачи. Во-первых, это минимизация инвестиций на нанесение DataMatrix кода. Молочная отрасль вынуждена заниматься несвойственным ему типографским бизнесом. Между тем, на наш взгляд, непосредственный акцент в части нанесения кодов должен быть перенесен на типографии. Принципиально мы договорились о том, что в ближайшее время будет подписан меморандум между Минпромторгом и основными типографиями, которые печатают упаковку для молочной индустрии, о том, что минимум за два-три месяца типографии должны быть готовы к нанесению DataMatrix кода. Чтобы стимулировать типографии, Минпромторг рассмотрел дополнительные меры их поддержки в части установления оборудования для нанесения DataMatrix кода.
Вторая важнейшая история связана с агрегацией/разагрегацией и поштучным учетом. На самом деле, инвестиции в агрегацию/разагрегацию и поштучный учет составляют до 80% инвестиций, связанных с системой маркировки. Чего удалось добиться? Самое главное – из-под маркировки, из поштучного учета, выведена вся скоропортящаяся молочная продукция. То есть продукты сроком годности 40 и менее дней будут прослеживаться за счет объемно-артикульного учета. При этом для продукции с длительными сроками хранения, то есть более 40 дней, предусмотрены очень серьезные переходные периоды с точки зрения введения поштучного учета. Предполагается, что он будет введен не ранее 1 декабря 2023 года.
Наконец, третья важнейшая задача, которую мы решали, связана с компенсацией издержек бизнеса. Очевидно, что свести объем инвестиций бизнеса к нулю невозможно, поэтому должны быть разработаны соответствующие меры государственной поддержки. Сейчас уже вносятся изменения в нормативно-правовую базу, которые позволят производителям получать льготные кредиты на приобретение оборудования. В настоящий момент разрабатываются предложения по возмещению прямых понесенных затрат бизнеса, а также предлагается ряд мер со стороны Минпромторга, в том числе обнуление НДС на типографское оборудование.
Таким образом, предложенный комплекс мер позволяет минимизировать основной объем инвестиционных затрат, которые понесет бизнес с внедрением маркировки. И это важнейшее достижение.