Артем Белов, Союзмолоко Господдержка, маркировка и экологические вопросы были приоритетом союза в 2022 году
Наступил новый 2023 год, но перед тем, как погрузиться в него и начать решать очередные задачи, следует вспомнить, с чем мы приходим к новому этапу. О том, какие нововведения для бизнеса в части господдержки, маркировки и экологических инициатив изменили наш рынок, рассказал генерального директора Союзмолоко Артема Белова на итоговом заседании правления союза. Milknews приводит самые важные тезисы из его доклада. Напоминаем, что на сайте союза продолжается регистрация на съезд Союзмолоко 24 января.
Ключевым для Союзмолоко и всей молочной отрасли в 2022 году был вопрос, связанный с государственной поддержкой. Важно отметить, что в ушедшем году удалось добиться сохранения всех мер господдержки, а ее объем увеличился примерно на 14% по сравнению с 2021 годом - это рекордный размер поддержки в 54,1 млрд руб. Это произошло даже несмотря на то, что в 2022 году году не была выплачена субсидия на корма, так как в связи с серьезным ростом цены на сырое молоко, компенсировавшим увеличение себестоимости, финансовое положение сельхозтоваропроизводителей было признано стабильным. Хочу подчеркнуть, что этот вид поддержки остается в перечне мер, и при ухудшении финансовой ситуации вполне может быть задействован для молочных компаний в будущем.
Ещё одно направление нашей работы, особенно важное для переработчиков, было связано с маркировкой молочной продукции. Здесь тоже есть несколько очень важных историй, которые можно записать в актив Союзмолоко по итогам года. Во-первых, было принято решение о субсидировании до 70% понесённых перерабатывающими компаниями затрат на маркировку. В следующем году на эти цели будет выделено порядка 6 млрд рублей.
С целью снижения инвестиционного давления на бизнес в текущей непростой ситуации было принято решение о переносе поштучной прослеживаемости молочной продукции на 2025 год, также в 2022 году производители и переработчики молока получили доступ к информации о продажах, которая накапливается в системе маркировки. Теперь они имеют возможность получать сведения не только о вводе продукции в оборот, но и о выводе ее с касс фактически в онлайн-режиме.
Третьим важнейшим блоком, которым мы занимались в ушедшем году, была экологическая повестка. Здесь были три важные истории. Во-первых, это исключение сельского хозяйства из-под действия ФЗ «О парниковых газах». Как мы помним, планировалось достаточно жесткое регулирование сельхозтоваропроизводителей по данному вопросу, которое могло привести к серьёзным дополнительным издержкам для бизнеса. По нашим оценкам затраты на аудит и верификацию выбросов парниковых газов могли составить до 3 млн рублей на одну ферму, поэтому исключение сельского хозяйства из-под действия подзаконных актов в рамках данного законопроекта позволило избежать издержек, которые потенциально могли появиться. Бизнесу чаще всего трудно оценить то, чего удалось избежать и каких усилий это стоило, но это действительно крайне важное решение, важная победа.
Второе важнейшее направление в рамках экологии - это реализация стратегии расширенной ответственности производителей, которая в большей степени касается компаний, занимающихся переработкой, в части утилизации упаковки. Предполагалось, что с 1 января 2023 года норматив утилизации будет повышен до 100%, то есть фактически для молочников увеличится в 5 раз, что приведет к значительным затратам для бизнеса. В этом году введение 100% норматива перенесено на 1 января 2025 года, то есть производители получили еще несколько лет работы в комфортных условиях.
И, наконец, третья история, которая очень важна для производителей молока, это принятие законопроекта о побочных продуктах животноводства и перенос регулирования обращения с навозом и пометом с Росприроднадзора на Россельхознадзор. Эту проблему пытались решить более 10 лет с самых разных сторон, и, наконец, в прошлом году ФЗ был принят - теперь побочные продукты животноводства не относятся к отходам. В настоящий момент готовятся подзаконные акты, которые призваны урегулировать многочисленные нюансы, связанные с данным вопросом.
Кроме того, в прошлом году Союзмолоко занимался решением оперативных задач, среди которых, прежде всего, были антикризисные меры, различные административные барьеры, законодательные инициативы, которые не были прогнозируемы в предыдущие годы.
Подробнее рассказ Артема Белова о ситуации на рынке и работе союза слушайте в новом выпуске нашего подкаста “Молочная планерка” уже на следующей неделе!
Подписывайтесь на подкаст и слушайте нас, где и когда вам удобно - по дороге на работу, дома, на тренировке или во время прогулки. Летите на самолете или едете в район, где нет связи? Не проблема! Любой выпуск можно скачать и послушать офлайн.
Спонсор подкаста – компания «Кизельманн Рус».