Артем Белов Экономический эффект системы маркировки будет несопоставим с затратами на ее внедрение
15 июля в России должен был стартовать эксперимент по маркировке ряда видов готовой молочной продукции оператором системы ЦРПТ, который продлится до 29 февраля 2020 года. Минпромторг рассчитывает, что обязательная электронная маркировка готовой молочной продукции должна будет начаться в стране 1 июня 2020 года. Генеральный директор Национального союза производителей молока (Союзмолоко) Артем Белов рассказал в интервью Milknews об отношении отрасли к данной инициативе, а также о том, какие последствия ждут молочный рынок в случае ее внедрения.
Milknews: В отрасли проходит эксперимент по маркировке молочной продукции. Кто принимает участие в нем, и насколько репрезентативны будут его итоги?
Артем Белов: Союзмолоко изначально был готов участвовать в эксперименте, но затем было принято решение, что с 1 июля 2019 года обязательство по оформлению ветеринарных сопроводительных документов для молочной продукции в системе “Меркурий”. Введение двух систем, функционально дублирующих друг друга, на наш взгляд, является избыточной мерой, которая повлечет существенные затраты участников рынка, поэтому членами союза было принято решение отказаться от участия в эксперименте. Нам неизвестны реальные производственные площадки, которые включены в этот процесс.
В настоящий момент не утверждены методические рекомендации по проведению эксперимента и план-график проведения эксперимента. Именно они регламентируют проведение эксперимента и все взаимодействия его участников, без них полноценное проведение эксперимента лично нам не представляется возможным.
Кроме того, молочная отрасль не видит для себя возможности для участия в эксперименте по внедрению маркировки, так как все ресурсы в настоящий момент направлены на подготовку к предстоящему в ноябре расширению перечня продукции, подлежащей сертификации в “Меркурии”.
Milknews: В ЦРПТ сообщили, что нанесение цифрового кода маркировки протестировано на 65% упаковок на российском рынке молочной продукции. Как вы прокомментируете это сообщение?
Белов: Союзмолоко объединяет крупнейших производителей молока и молочной продукции, и на наших площадках не осуществлялся эксперимент и не проводилось нанесение.
Минпромторг и оператор эксперимента придерживаются позиции, что анализ целесообразности – это оценка технической возможности нанесения маркировки. На наш взгляд, такая постановка вопроса в корне неверна: таким образом можно нанести код хоть на лоб, это не значит, что это станет свидетельством необходимости вводить повсеместную и многомиллиардную маркировку людей. С таким подходом нельзя говорить о целесообразности новой системы.
К настоящему моменту ни Минпромторг, ни ЦРПТ не представили подробного анализа целесообразности введения маркировки для молочной продукции, в рамках которого осуществлялось бы сопоставление прогнозируемых позитивных последствий внедрения обязательной маркировки (уникальный вклад системы маркировки в сокращение объемов нелегального рынка) в стоимостном выражении с затратами всех сторон на внедрение и обеспечение функционирования системы.
Milknews: Почему вы считаете маркировку в молочном секторе избыточной мерой?
Белов: Система обязательной маркировки предназначена только для противодействия оборота контрафактной продукции. Доля контрафактной продукции (произведенной с нарушением прав на интеллектуальную собственность, в том числе торговую марку) на молочном рынке составляет 0,01%.
В то же время система ФГИС «ВетИС» позволяет противодействовать обороту как контрафактной, так и фальсифицированной продукции (произведенной с нарушение требований технических регламентов).
Фальсификат является основным типом нелегальной продукции на молочном рынке, его доля составляет около 4,5% от общего объема рынка. Учитывая объемы контрафакта на рынке, экономический эффект системы маркировки будет минимальным и несопоставимым с затратами на ее внедрение.
Milknews: Вы оценили единовременные и ежегодные затраты отрасли на внедрение маркировки. Каковы, по вашим оценкам, возможные потери от ее внедрения?
Белов: Внедрение дополнительной системы прослеживаемости потребует следующих новых затрат производителей молочной продукции в размере: капитальные затраты – 25 млрд. рублей на оборудование для нанесения маркировки, ежегодные затраты – 20 млрд. рублей, включающие в себя стоимость кодов маркировки для всей молочной продукции.
Таким образом, общие затраты в первый год составят 45 млрд. рублей. При этом чистая прибыль производителей в 2018 году составила 35 млрд. рублей.
Milknews: Какие последствия вы прогнозируете в случае введения обязательной маркировки молочной продукции?
Белов: Сегодня происходит процесс дополнительного нагружения бизнеса второй дублирующей системой прослеживаемости в условиях падающих доходов населения. Многие небольшие региональные предприятия балансируют на грани рентабельности, и для них введение новой затратной системы будет смертельно.
По нашим оценкам, новые дополнительные требования, которые возникнут для молочной отрасли в связи с распространением маркировки, негативно повлияют на внутренние процессы молочных производителей, сделав их менее эффективными, и создадут дополнительные барьеры, при этом не дадут никакого дополнительного эффекта для Правительства в части обеспечения прослеживаемости – поскольку эта прослеживаемость уже обеспечивается в рамках Меркурия.
Milknews: Верите ли вы, что бизнес сможет не допустить внедрения системы маркировки? Какую работу вы проводите в данном направлении?
Белов: Международная практика свидетельствует о том, что принятие решений о внесении продукции в список товаров для обязательной маркировки принимается традиционно при оценке экономических выгод от ее внедрения в сопоставлении с общими затратами и рисками для участников оборота. Тот же подход следует из положений законодательства Российской Федерации.
Также в соответствии с частью 2 статьи 3 Соглашения о маркировке в ЕАЭС, анализ целесообразности должен включать сведения о результатах, ожидаемых государством-членом от введения маркировки; иными словами - ожидаемые результаты или ожидаемый уровень достижения целей введения обязательной маркировки товаров средствами идентификации.
Ожидаемый уровень достижения целей от введения обязательной маркировки средствами идентификации в рамках анализа целесообразности должен сопоставляться с экономическими затратами на введение обязательной маркировки средствами идентификации.
Мы рассчитываем, что власти примут во внимание небольшую долю нелегального оборота на молочном рынке, низкий потенциал технологии маркировки для противодействия фальсификату и наличие действующей системы по обеспечению прослеживаемости молочной продукции, а также высокие затраты и риски введения системы маркировки. Союзмолоко считает, что от второй системы нужно отказаться.
Milknews: Подорожают ли молочные продукты в случае внедрения маркировки? Если да, то когда и насколько?
Белов: Безусловно, такие серьезные затраты не смогут не отразиться на себестоимости. Союзмолоко ожидает, что рост себестоимости производства готовой молочной продукции составит не менее 2,5–3% только на этапе перерабатывающего предприятия без учета затрат логистического и торгового этапов.