Кирилл Чечин, «Комос Групп» В этом году мы увеличили экспорт молочной продукции почти до 3 тыс. т
30 августа Федеральный центр «Агроэкспорт» совместно с Минсельхозом России при участии РЭЦ провел ежегодную открытую конференцию «Меры повышения конкурентоспособности российских экспортеров продукции АПК», в которой приняли участие представители органов власти, аграрного бизнеса и отраслевых союзов. В своем выступлении исполнительный директор ООО «Комос Групп» Кирилл Чечин рассказал о достижениях компании в экспорте молочной продукции за прошедший год и прокомментировал меры государственной поддержки сельхозпредприятий.
Если посмотреть статистику, то за 8 месяцев 2021 года мы отгрузили за пределы РФ порядка 900 тонн молочной продукции, за аналогичный период 2022 года – 1 100 тонн, в этом году за 8 месяцев отгрузили почти 3 тысячи тонн. Я говорю сейчас только про нашу компанию, и наш ориентир по экспорту – 6 тысяч тонн молочной продукции.
Стоит отметить, что примерно половина из отгруженного продукта – это биржевые товары, а все остальное – брендовая продукция с высокой добавленной стоимостью. Мы, как компания, отгружаем достаточно большой ассортимент: корма, свинину, курицу, яйцо и в том числе молоко. В нашем понимании экспорт молока – это неогранённый алмаз, и вместе с Минсельхозом и «Агроэкспортом» нам предстоит работать над увеличением объемов его поставок.
Мера по компенсации Правительством логистических затрат возымела свое действие. Она позволила нам расширить горизонты поставок продукции в любую точку мира.
Собственно, в этом состоит первый вопрос. Формально постановление звучит следующим образом: компенсация 100% затрат на молокоемкие продукты. В эти категории попадает молочная сыворотка, сухое молоко, масло и сыр. Все остальное не попадает. Однако все усилия экспортеров должны быть направлены на развитие продаж продукции, которая может вызвать пищевую зависимость у наших потребителей. Любое отгруженное сырье, любой отгруженный биржевой товар – это конъюнктурная вещь, сегодня есть - завтра нет. Эти рынки легко занимаются коллегами, которых у нас немало по миру, и я искренне считаю, что в постановление должна быть добавлена такая продукция, как мороженое - это некий аналог кондитерских изделий, молоко, кисло-молочные продукты и все то, что действительно может встать на полке и вызвать зависимость у потребителей.
Наверное, ключевой вопрос, о котором сегодня стоит говорить – дополнение данного постановления с точки зрения расширения номенклатурной линейки. Бренд имеет замечательное свойство: если ты зашел в сердце потребителя, то это навсегда.
Вторая важная, на мой взгляд, вещь – это возможность опционально выбирать меры транспортной компенсации. Все мы с вами находимся в разных частях РФ, по-разному удалены от границ, поэтому любой экспортер, как мне кажется, должен выбирать самостоятельно, хочет он получить 25% компенсации на всё плечо доставки, либо 50% только до границы РФ. Удмуртия, так уж получилось, равноудаленно расположена от всех портов: две тысячи километров до Санкт-Петербурга, до Новороссийска и до ближайшей границы с Казахстаном. Поэтому нам показалось, что было бы правильно дать экспортерам выбор.
Третий важный вопрос, на который хотелось бы обратить внимание, это пресловутая логистика и её стоимость. Как известно, возить молоко достаточно дорого.
Средняя стоимость рефконтейнера на сегодняшний момент $10 тыс. В пересчете, предположим, на мороженое получается $2,5 на килограмм. В пересчете на молоко предложу несколько другую интерпретацию: это три цены от товара, допустим, до КНР. При росте стоимости нам катастрофически не хватает рефконтейнеров. Поэтому мы считаем, что по территории РФ должна быть развернутая сеть так называемых хабов, которые могли бы обеспечивать нам прямую, быструю и дешевую логистику. Причем эти хабы должны быть равно разбросаны по всей стране, а не находиться только в Москве и Екатеринбурге. Для того, чтобы отгрузить молочную продукцию, допустим, из Удмуртии, мы должны довести ее до Москвы, то есть, по сути, пройти обратный путь, и потом уже поехать в Китай.
Мы все знаем про «Агроэкспресс» и давно о нем говорим. Собственно говоря, из молочников мы первыми воспользовались его услугами. Нам декларировали, что он будет ездить в сторону Китая раз в неделю, и буквально первая поставка закончилась тем, что 20 с лишним дней это все простояло в Москве, а «Агроэкспресс» пока ездит лишь в месяц, что приводит к срывам контрактной базы Китая.
Что касается денежного вопроса, Правительство развернуло программу грантов на модернизацию производства, у которых есть обязательства по определенному объему выручки. Мы считаем, что это положение необходимо пересмотреть и привязать его не к выручке, учитывая, что мы работаем в том числе с волатильным товаром, а к объему производимой продукции. Это было бы справедливо, потому что та же самая сыворотка за последний год упала в три раза и, соответственно, обязательства, данные нами Правительству, по многим площадкам мы исполнить не можем.
Большое количество наших коллег участвовало в саммите Россия-Африка, и нами были в том числе заключены контракты с этой стороной. И все бы хорошо, только теперь непонятно, как деньги забирать, потому что люди готовы платить, а система SWIFT не работает, сама зона не рублевая и не юаневая. Я абсолютно убежден, что было бы правильно, если бы Россия создала организацию, может быть, собственную компанию-офтейкера, которая бы на территории Африки нашу продукцию покупала и распространяла, проводя с нами расчет. Самостоятельно пройти этот пусть мы не сможем.
От лица всей отрасли и от себя лично хочу сказать, что те меры поддержки, которые есть сейчас, нами оцениваются абсолютно позитивно: мы ими регулярно пользуемся, и это отражается в цифрах нашего экспорта. С первого января мы увеличим кратно наши объемы поставок. Но я бы хотел, чтобы все вышесказанное попало как минимум в проработку профильных ведомств.