Упаси 25

Владимир Алфеев: за все заплатит вымирающий производитель молока


Как ранее писал Milknews, в этом году заканчивается переходный период до вступления в силу нового технического регламента Таможенного союза о безопасности пищевой продукции, который не разрешает принимать в переработку молоко из хозяйств, где в течение последнего года были зафиксированы случаи лейкоза. Однако в ряде регионов уже в этом году сельхозтоваропроизводители были лишены субсидий по этой причине. О том, как повлияет такое решение властей на ситуацию в отрасли и насколько велик масштаб проблемы,  Milknews рассказал председатель Агропромышленной ассоциации Ивановской области Владимир Алфеев.

Milknews: Как сегодня складывается ситуация в молочной отрасли в Ивановской области?

Алфеев: В целом весна получилась затяжная. Соответственно растянулся и весенний сев. Стоимость молока продолжает падать, уже ниже 16 рублей за 1 литр, что меньше на 4,5 рубля по сравнению с  мартом текущего года. При этом себестоимость сегодня составляет около 18 рублей. Соотнесите это с ценой на прилавке от 35 рублей за 1 литр, которая всегда только растет. Отрасль давно на грани, и  в этом никакого секрета нет.

Milknews: Вы не ожидали такого снижения? Все-таки традиционно летом наступает период “большого молока”.

Алфеев: Вообще-то мы предполагали, что цена так резко не должна падать. Все-таки по законам рынка при дефиците продукции, которым является сырое молоко, цена должна только расти. О чем это может говорить? Что рынка на самом деле нет или он искажен. Падение цены в таких условиях - нонсенс. Ирония состоит в том, что снижение цены совпадает по времени с получением производителями субсидий. Это четко прослеживается на протяжении последних лет.

В такой ситуации сильно страдают производители, причем, не только те, которые получают субсидии. Когда снижается цена, это касается всех. Тех маленьких производителей, кто не получает субсидий, а в Ивановской области их много, понижение цены просто уничтожает. Эти проблемы остаются основополагающими и не разрешенными. Создание коридора цены может хоть как-то изменить ситуацию, но пока дальше разговоров дело не идет. [Минсельхоз недавно известил СОЮЗМОЛОКО о том, что вводить ценовой коридор невозможно - Milknews].

Самое главное, что цена на молоко начинает падать именно тогда, когда хозяйствам очень нужны средства на проведение посевной, когда затраты возрастают из-за закупки горючего, семян, удобрений, запчастей. Это подкашивает слабых производителей, которые просто вымирают, а те, кто имел какой-то запас прочности, оказываются на грани. В итоге хозяйства сеют без удобрений, семенами низкого качества, снижают посевные площади, снижается поголовье и самих хозяйств становиться меньше.

Минсельхоз только в 2013 году впервые признал, что молочная отрасль убыточна. Тогда казалось, что это первый шаг к тому, чтобы вернуть отрасль в состояние прибыльности, но сегодня мы видим, что в этом направлении шагов сделано не много. Даже введенные субсидии на литр молока хотели ликвидировать, и если бы не работа СОЮЗМОЛОКО и региональных союзов, этой поддержки и не было. В голове не укладывается, как можно мотивировать это тем, что за год не произошло существенных изменений - не бывает в молочном животноводстве результата за год и даже за два.

Milknews: Каков сегодня размер субсидий в регионе?

Алфеев: 2,10 рублей за молоко высшего сорта и 1,05 рублей за молоко первого сорта, но дело в том, что ее получают далеко не все. В прошлом году к лейкозу было лояльное отношение, но в этом году 22 хозяйства были лишены субсидий из-за заболевания скота.

Milknews: Но переходный период до вступления в силу норм, вводящих подобные требования еще не закончился. Чем мотивировали власти такое решение?

Алфеев: В результате проведенной проверки одного из хозяйств, имеющем в своем стаде РИД-положительных коров, были предъявлены претензии к сортности молока, которое не должно подлежать субсидированию. Вследствие чего и другие хозяйства, имеющие подобные проблемы, были лишены субсидирования реализованного молока. В итоге количество получателей субсидий резко снизилось. В условиях падения цены лишенные субсидий хозяйства попадают в жесточайшие финансово-экономические условия, и помощи им ждать неоткуда.

Milknews: Почему раньше можно было использовать молоко от лейкозных коров, а теперь нельзя? В российском законодательстве раньше было уточнение, что такое молоко безопасно после термической обработки.

Алфеев: Никто из переработчиков не вводит сегодня ограничений на прием лейкозного молока, так как при пастеризации любые вирусы в молоке умирают. При температуре 74 градуса этот вирус разрушается за 20 секунд. Температура же пастеризации около 90 градусов, и готовый продукт абсолютно безопасен, чего никто сегодня не оспаривает. Значит, после пастеризации молоко становиться качественным. Но чиновники федерального уровня заняли жесткую позицию, выпустили свои циркуляры. За это им не приходится нести ни финансовую, ни какую другую ответственность. За все заплатит все тот же вымирающий производитель молока. Вопрос: «Чем опасен лейкоз для потребителя», мы задали в рамках программы повышения квалификации американским специалистам. Они ответили, что проблем лейкоза в США нет и не потому, что там нет лейкоза, просто нет проблем с приемкой молока и не субсидированием предприятий из-за лейкоза.  В Америке таких требований никто не предъявляет.

Milknews: Получается, что с нового года ваша проблема коснется всей страны?

Алфеев: Если не будут приняты необходимые меры, данная проблема может стать глобально разрушающей. Наиболее подвержена заболеванию лейкозм, вирус которого передается воздушно-капельным путем, черно-пестрая порода, которой заселены в основном крупные животноводческие комплексы. Эта порода наиболее продуктивная, а значит, она быстрее теряет иммунитет и подвержена риску заболевания. 

1434618398

9445 просмотров

Также рекомендуем:


2 форум
Молочные заводы
Комментарии
2 ФОРУМ
КАДРЫ
Нов 5 мин еженедельно

Как помогать
Молочные заводы
ТЕЛЕГА
Подпишитесь на нашу рассылку
Zinpro

Кизель - 25

Аналитический центр Milknews
Дзен
Молочные заводы
Дзен
Молочные заводы