Роланд Соссна, редактор International Dairy Magazine Пандемия COVID-19 означает для молочной отрасли месяцы потерь
Мир постепенно оправляется от пандемии коронавируса. Экономика оживает, открываются закрытые производства, начинают работать предприятия сферы общественного питания. Тем не менее, для того, чтобы восстановиться от потерь, понесенных из-за коронавируса, многим отраслям, в том числе и молочной, потребуется значительное время и ресурсы. И это при том, что риск второй волны COVID-19 все еще сохраняется. О том, как пандемия повлияла на мировой молочный рынок, рассказал порталу «Инфагро» редактор International Dairy Magazine Роланд Соссна.
Последнее время все разговоры вращаются вокруг того, как мир, люди и, прежде всего, экономика смогут вернуться к нормальной жизни после пандемии и избежать еще большего ущерба. Еще один карантин, который, несомненно, будет введен, если цифры заражения вновь начнут расти, по всей вероятности, станет смертельным приговором для значительной части промышленности и экономики.
В любом случае, огромные потрясения произойдут, когда мир выйдет из режима изоляции. Угроза того, что миллионы рабочих мест или будут, или уже потеряны, подтолкнет людей к сдержанности в трате денег. Людям придется экономить на всем. Кроме того, сократится мировой экспорт молока, потому что нефтедобывающим странам, в частности, не хватает денег из-за падения цен на нефть и это не благоприятствует росту спроса.
Кстати, пандемия влияет на переработчиков молока по-разному. Есть компании с хорошим разнообразным портфелем продукции, и они в текущем кризисе чувствуют себя совсем неплохо. Другие же не знают, как и где продавать свою продукцию, особенно если они были всегда сосредоточены на определенных нишах, таких как общественное питание. Таким производителям и сыроварам в этом году непременно придется испытать большие трудности.
Однако для молочной отрасли в целом кризис все же не выльется в полный крах, если ситуация в секторе общественного питания достаточно быстро вернется на круги своя. Столовые и предприятия общественного питания, скорее всего, будут здесь движущей силой, и тогда возврат к какому-то приемлемому уровню будет успешным.
Однако, учитывая особые требования, предъявляемые к общественному питанию в период эпидемии, существенного восстановления продаж у ресторанов в долгосрочной перспективе не будет, особенно с учетом того, что здесь играет свою роль угроза безработицы и ограничение потребления. Поездки в отпуск также могут полностью исчезнуть. На торговлю молочными продуктами для бизнеса влияют сбои в логистической цепочке даже сейчас, когда ограничения постепенно снимаются. Несколько месяцев торговли будут потеряны, а плохой экономический климат во всем мире после пандемии не позволит быстро наверстать упущенное.
Конечно, Covid-19 окажет влияние и на цены на молоко. Как всегда, это произойдет с некоторой задержкой, но и с продленным последующим периодом. Доходы отрасли будут поддерживаться только за счет создания в ЕС частных запасов в течение короткого периода времени, при этом цены будут стремиться к интервенционным уровням.
На данном этапе совершенно неясно, когда произойдет восстановление. Единственное утешение состоит в том, что молочная индустрия в целом все же находится в гораздо лучшем положении, чем другие отрасли, например, такие как туризм.