Александр Ширинкин, Тульский молочный комбинат Отрасли важно уже сейчас тестировать считывание маркировки в торговых сетях
Обязательная маркировка молочной продукции со сроком хранения свыше 40 суток стартовала в России в среду, с 1 сентября производители должны наносить на продукцию средства идентификации и предоставлять данные сведения в информационную систему маркировки, соответствующее постановление правительства было принято в декабре 2020 года. Председатель совета директоров Тульского молочного комбината Александр Ширинкин рассказал о том, как идет внедрение маркировки на предприятии, и с какими трудностями сталкивается отрасль.
Второй этап введения маркировки для производителей, выпускающих продукцию со сроком хранения более 40 дней, примечателен достаточно лояльной методологией. Как нам пояснили в Минпромторге, если молокопереработчик изготавливает несколько видов масла с разными сроками хранения, то при условии, что в его ассортименте присутствует масло со сроком хранения 35 дней, он не попадает под требования об обязательной маркировке, вступающей в силу с 1 сентября, даже если выпускает масло с более длительным сроком годности.
Наше предприятие не попало в список компаний, которым необходимо вводить обязательную маркировку с 1 сентября – мы выпускаем продукцию со сроком хранения не более 35 дней. Мы ведем подготовку к 3-му этапу — с 1 декабря текущего года, когда уже большая часть молочной продукции будет реализовываться с маркировкой "Честный знак".
Первый этап введения обязательной маркировки стартовал 1 июня, когда производители сыров и мороженого стали наносить на свою продукцию QR-коды и формировать отчетность на предприятии. На текущий период времени важно начать тестовую оценку в логистике: приеме в торговых учреждениях, считывания на кассах, для отработки узких мест, понимания сбоев и устранения их до массового перехода на обязательную маркировку всей продукции.
В конце июля этого года от нашего предприятия был запрос оператору «Честного знака» о том, что мы хотели бы протестировать маркировку в части считывания ее при приемке в сетях и на кассах, чтобы понимать уровень риска. На сегодня нам неизвестно, появились ли предприятия, маркировка которых считывается на кассе. Отрасли важно уже сейчас тестировать считывание маркировки в торговых сетях, чтобы к январю следующего года, когда маркировку внедрят уже все переработчики молока, понимать, какие существуют риски при работе производителей с сетями.
В целом, сегодня уже практически все участники рынка понимают необходимость маркировки и знают, как ее внедрять. При этом некоторые компании сталкиваются с нехваткой необходимого оборудования и упаковочных материалов, однако даже в такой ситуации они находят решения.
Еще одна проблема, связанная с маркировкой – это существенные затраты, причем они зачастую оказываются выше, чем те, которые молокозаводы закладывали на данное мероприятие в бюджет. Например, мы рассчитывали, что наши инвестиции для внедрения маркировки составят 44 млн руб. Однако в процессе закупки всего необходимого мы отметили, что в два раза подорожало программное обеспечение, появилась необходимость докупать дополнительную защиту для мониторов. В итоге инвестиции в маркировку у нас более 56 млн руб. Это без учета покупки QR-кодов.