Антон Дулов (Баба Валя): Рентабельность производителей некачественных продуктов сумасшедшая


Российского продовольственное эмбарго не вызвало рост производства молока, но послужило стимулом для появления новых производств и переработчиков. Одним из брендов, возникших после эмбарго, стала "Баба Валя", известная скандальной рекламной акцией у дипломатических представительств в Москве и Санкт-Петербурге. "Баба Валя" фактически появилось благодаря эмбарго и использует его в своей рекламе, поэтому мы спросили у Антона Дулова, коммерческого директора компании "4Ф" (эксклюзивный дистрибьютор бренда "Баба Валя"), как продуктовое эмбарго отразилось на торговле и молочном рынке России.

Milknews: Как изменили санкции рынок продуктовых поставок?


Дулов: Ушли многие крупные игроки. Чтобы заполнить образовавшуюся пустоту на полках, и большие сети, и мелкие магазины начали развивать отношения с независимыми производителями. На молочном рынке появилось множество заводов, которые до санкций были совершенно незаметны. Это можно было бы назвать позитивной тенденцией, но надо помнить, что они работают в основном в низком ценовом сегменте, то есть эта продукция может частично оказаться фальсификатом.

При этом сети не стали увеличивать присутствие лидеров рынка. Пустое место заполнили максимально доступные товары. С другой стороны, ритейл увеличил присутствие премиального сегмента, который развивался в последнее время. Иными словами, санкции, конечно, изменили структуру рынка, но в то же время усилили те тенденции, которые существовали и раньше.

Milknews: Какие это тенденции, например?

Дулов: 
Например, история с глазированными сырками. Несколько лет назад эта категория была убита попытками удешевить товар - вся полка состояла из сырков по 6-8 рублей. Есть это было нельзя, и люди просто перестали их покупать. И вдруг появился бренд "Б.Ю. Александров", нормальный глазированный сырок по цене в пять раз выше. Один товар фактически полностью изменил рынок: качественный дорогой продукт стал продаваться лучше, чем дешевый и плохой. Последние два-три года этот сегмент является лидером роста продаж. Представления игроков о том, как надо себя вести, принципиально изменились. За последний год дорогих сырков стало еще больше.

Я все рассчитываю, что нечто подобное произойдет в колбасе. Возможно, произойдет в сыре, где проблема фальсификата стоит наиболее остро.

Milknews: То есть ситуация должна стать еще хуже, чтобы в России массово появился нормальный сыр?

Дулов:
С глазированными сырками, конечно, проще, там разница в цене небольшая: плохой стоит 10 рублей, хороший - 30. Если говорить о сыре, там разница в цене для конечного потребителя окажется примерно 100 рублей на килограмм, в колбасе - несколько сотен. В любом случае попытка довести до ума качество товара на полке приведет к повышению цен.

Таким образом ужесточение правил регулирования, которого многие ждут от государства, приведет к дальнейшей инфляции?

Дулов:
Да, но это считаю, что это необходимо. Любая мера оздоровления рынка приведет к повышению цены. Но это надо делать, как бы ни было тяжело. Я бы на месте властей взял бы какую-нибудь категорию в цельном молоке, скажем, сметану, попробовал бы обрубить фальсификат на полке и посмотрел бы, что будет.

Milknews: Вы замечаете на себе какие-то изменения в области регулированием продуктов питания?

Дулов:
Принципиально ничего не меняется. Отдельных производителей шельмуют в прессе, ловят, штрафуют на 50 тыс. рублей и отпускают. Это все очень напоминает песню "Путин страшный, я его боюсь" Семена Слепакова.

Если бизнес не заинтересован в том, чтобы делать нормальный сыр, то о чем мы можем говорить с точки зрения развития молочной промышленности? Какой стимул строить что-то современное и качественное, если можно сварить что-то дешевое? В этом вся проблема с фальсификатом - это деньги здесь и сейчас. Рентабельность производителей некачественных продуктов сумасшедшая. Те, кто делает натуральное масло, могут им только завидовать. А с сыром еще и другая проблема - там надо строить производство, вкладываться, инвестиции очень длинные.

Milknews: Получается, что производство нормального сыра просто неинтересно с точки зрения бизнеса в России?

Дулов: 
Есть такой профессиональный термин для фальсификата: "бодяга". Так вот, наладить линию производства "бодяги" можно за 3 месяца, а чтобы построить нормальный завод по производству сыра необходимо 3 года. В условиях экономической неопределенности мало кто видит смысл в это вкладываться. Сыром можно заниматься только ради идеи. Что и происходит: есть, конечно, герои, которые варят пармезан, но их очень ограниченное количество, они не влияют на ситуацию в целом.

Milknews: Нужны меры государственной поддержки? Скажем, освобождение от налогов на три года для сыроваров?

Дулов: 
Обязательно. В сыре точно не обойтись без системной помощи государства и "дешевых" денег. Возьмите Белоруссию, в которой ситуация на порядок лучше. Там власти довольно много сделали для развития области, а у нас сыр пока продолжает умирать.

Milknews: В 2014 году вы сделали ставшую скандально известной марку «Баба Валя». Зачем, если так все плохо на рынке?

Дулов: Да, мы открыли производство молочных продуктов собственной торговой марки - "Баба Валя", которая неплохо развивается. В этом году мы планируем запуск молока, кефира, сметаны под этим брендом.

Мы хотели показать, что в России можно делать такие же качественные продукты, какими славятся европейские производители. На полке в магазине у нашего товара минимальная наценка и мы отвечаем за то, что это настоящие масло и сыр. Мы продаем только то, что сами готовы есть: в буквальном смысле - каждый день у нас в офисе уходит по несколько упаковок сыра "Баба Валя".

Milknews: Расскажите о вашей маркетинговой политике, зачем понадобилось вешать провокационные плакаты у посольств?

Дулов:
Мы хотим, чтобы наши покупатели не только питались с пользой и удовольствием, но и улыбались, глядя на то, что мы делаем. Мы и сами любим пошутить, все время подкалываем друг друга. И когда встал вопрос, как реагировать на претензии "Валио" (безосновательные, как мы по-прежнему считаем), мы решили просто сменить, что называется, регистр. Так родилась эта идея с плакатами "Бабы Вали" "можем не хуже вашего" и "если что мы вас подменим" у иностранных консульств. С одной стороны это шутка, но мы хотели подчеркнуть, что с качеством нашей продукции все в порядке. Вообще хотелось бы уйти от негатива.

Milknews: Как появился ролик с собеседованием бабушек?

Дулов:
Как-то во время обсуждения, как развивать бренд, сама собой родилась идея о том, что можно разместить  объявление о поиске бабушки на HeadHunter. Когда пошел вал откликов от реальных претенденток, решили снять собеседование на видео. Но самое удивительное, что в результате мы нашли настоящую Бабу Валю, Валентину Константиновну, с которой теперь работаем. Это совершенно замечательная женщина с удивительной судьбой, у нее куча детей и внуков. Она ведет социально активный образ жизни, водит машину, разбирается в новых технологиях. В общем, настоящее олицетворение современной русской бабушки.

Milknews: В основном вы занимаетесь дистрибуцией – продажей в сети товаров крупных производителей. Что изменилось с санкциями?

Дулов: 
Тут есть опять-таки глобальный базовый тренд, который был только усилен ограничениями импорта. По мере роста доли сетевого ритейла он все больше и больше забирает на себя маржу. У крупного ритейла довольно большой запас рентабельности, который позволяет ему активно развиваться и санкции - не помеха. А из дистрибуции постепенно уходят деньги, и компании либо исчезают, либо уходят в чистую логистику.  Начались проблемы у маленьких игроков, рано или поздно они дойдут и до крупных. Это системный процесс, связанный с тем, как вообще меняется экономика. Сейчас у нас в регионе 50 игроков, останется 5-7. Начнется специализация. Мы, например, уже занимаемся больше логистикой.

Milknews: Если вы говорите, что у маленьких игроков проблемы, зачем вы открыли минисеть магазинов "Естный"?

Дулов:
Мы не собирались конкурировать с национальными сетями, мы пытались найти нишу, где не будет такой плотной конкуренции, и так родилась идея "Естного". Наша основная идея - покупка может состояться ближе. Это, если хотите, не шаговая доступность, а полушаговая. Фактически мы сейчас создаем новую нишу, у которой, как нам кажется, очень хорошие перспективы. Да, норма прибыли тут невысока, зато более цивилизованные правила. Какой-то процент независимых ритейлеров никуда не денется. Нам хватит места на рынке, чтобы существовать в этом сегменте.
 

2380 просмотров
Комментарии
Магазин Аналитики
v300

Ведомости
woorld food 19.09
SmartFarm 2018

Подпишитесь на нашу рассылку

Тетрапак

ATL

Аналитический центр Milknews
Галди
Молочная Бизнес Академия
Галди
Молочная Бизнес Академия