Екатерина Ильина: Третейским судам все еще не доверяют
Аграрии в массе своей довольно консервативны. Если во многих развитых странах только несколько процентов дел доходит до государственных судов, а большинство рассматриваются в третейских (то есть негосударственных) судах, то в России бизнесмены в подавляющей массе судятся в государственном арбитраже. Причем в основном это крупный бизнес, банки и IT. Аграриев в таких судах почти нет.
При этом многие юристы рассказали, что многие союзы в АПК рекомендуют решать споры в третейских судах. Среди них называли Ассоциацию крестьянских (фермерских) хозяйств России (АККОР), а также другие союзы не в АПК - «Деловую Россию», «Опоры России» и многих других.
Между тем, в мире третейским судам (по-английски private arbitration в противовес государственным, где термин litigation) доверяют благодаря конфиденциальности (они не передают никому информацию об иске, если сами стороны этого не хотят) и скорости работы. Кроме того, аграрием было бы удобнее так решать споры с поставщиками и клиентами. Ведь в таком случае они смогут сами выбрать уважаемого ими судью и удобное для них место.
Фактически, третейский суд – это такой вариант решения разногласий между джентльменами, которые согласны добровольно выполнять решения своего арбитра. О том, что из себя представляют третейские суды в России рассказала старший юрист адвокатского бюро А2 Екатерина Ильина.
В России третейским судам предприниматели обычно не доверяют, хотя тут все конечно зависит от самого суда, к примеру Арбитраж при ТПП – весьма солидная организация. Но в целом доверие к государственным судам на настоящий момент все же более высоко.
Точное количество третейских судов в Российской Федерации определить сложно. Отчасти это связано с тем, что третейские суды могут быть как постоянно действующими, так и созданными для разрешения конкретного спора (в порядке «ad hoc», т.е. «для данного случая»). Суды Ad Hoc могут учитываться лишь путем получения информации о факте проведения третейского разбирательства, поскольку не имеют стабильной организационной формы и существуют лишь в момент проведения разбирательства.
Отсутствие точных данных о количестве третейских судов связано и с тем, что в настоящее время единый их реестр не ведется. При этом на кого-либо, в том числе и на организацию, при которой создан третейский суд, не возлагается нормативно установленной обязанности обеспечить непрерывное функционирование третейского суда. Практика также показывает, что значительное количество третейских судов фактически бездействует или существует в основном «на бумаге».
Третейские суды образуются на основании Федерального закона от 24.07.2002 № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации». Для того чтобы постоянно действующий третейский суд считался образованным, организация должна принять решение о его образовании, утвердить его положение и список третейских судей. Порядок несения сторонами расходов, связанных с разрешением спора в третейском суде, а также порядок уплаты третейского сбора должны быть определены в правилах постоянно действующего третейского суда – они пишутся каждым судом отдельно.
В таких судах есть третейский сбор, который предназначен для покрытия расходов по разбирательству. Таким образом прибыльность суда зависит, во-первых, от его репутации и вытекающей из этого популярности и количества обратившихся, а, во-вторых, от величины установленных его положением сборов.