Ольга Трофимцева: о коровах и их благополучии


Начну с минутки умиления: многих тронул курсировавший недавно в интернете ролик, в котором коровы проявляли явное неравнодушие к джазовой музыке.

Коровы на зеленой травке либо в альпийских горах, слушающие нравящуюся им музыку и чешущие спинки о специальные щетки — этакая идеальная зарисовка будней молочного сектора.

 

К сожалению, на 90% ничего общего с современной реальностью производства молока не имеющая.

Что касается Украины, то придется перейти к минору.

Мне сразу вспоминаются слова представителя одного из крупнейших наших агрохолдингов, занимающегося производством молока о ситуации с буренками, что "…та ти що, корови в нас в господарствах тільки що не плачуть..." (это было сказано в личном разговоре, буду рада увидеть в комментариях опровержения практиков).

Для справедливости должна отметить, что я видела этих почти плачущих коров пару раз в своей практике и в Германии, и в Польше. Это, конечно, две крайности, но если говорить о теме здоровья молочных коров серьезно — то хочу сразу предупредить и наших производителей, и переработчиков, мечтающих об экспортных рынках и свободной торговле с ЕС: заниматься этой темой нужно уже сейчас всерьез и на опережение. И я попытаюсь объяснить, почему.

Простой и очевидный, казалось бы, факт, что корова это самое ценное средство производства на ферме, без которого все остальное имеет не очень много смысла, странным образом оказывается не таким уж и очевидным для фермеров. А ведь без здоровой коровы не будет качественного молока с нужным содержанием жира и белка, да и производительность в долгосрочной перспективе будет точно не оптимальной для рентабельного производства.

Плюс к этому, больные животные в стаде — это повышенный уровень применения антибиотиков (а эта тема в развитых странах сейчас практически номер один) и высокие расходы на услуги ветеринаров. Не говоря уже о том, что, если молоко от коровы, скажем, страдающей маститом, попадет в общую партию и будет идентифицировано в ходе рутинной проверки, то это приведет к соответствующим финансовым санкциям со стороны молокопереработчика. В международных организациях, занимающихся вопросами молочного скотоводства (например, ICAR или IDF), рабочие проекты, связанные с новыми инструментами раннего распознавания мастита и его профилактики или с разработкой систем показателей благополучия животных на ферме, относятся к приоритетным направлениям.

Но это только одна, в сжатой форме описанная, сторона медали. Вторая же сторона — это потребитель и общество. В Украине (пока) влияние этих групп на вопросы здоровья животных в сельском хозяйстве совсем незначительно (если оно есть вообще), но по моему личному мнению, наше гражданское общество и украинский "активный гражданин" среднего класса довольно чувствительны к таким темам, как устойчивое развитие отрасли, органические продукты или же условия содержания животных. А это значит, что в обозримом будущем понятие качества молочной продукции для украинского потребителя расширится, и в это понятие войдут требования помимо: "Чтобы без пальмового масла". И в список этих требований будут входить и вопросы к условиям производства молока.

Средний класс голосует в супермаркете уже не только гривной, но и внимательно присматривается ко всем характеристикам отдельного продукта, дающим ему возможность, покупая этот продукт, делать что-то хорошее или хотя бы не причинять лишнего "зла" природе в целом, и коровам в частности.

Производство в результате таких требований становится все более прозрачным.

Например, в Германии результатом такого давления общественности, прессы и потребителей стал запуск сервиса "Кутьюб", коровьего видео-канала, на котором любой желающий может посмотреть, что на самом деле происходит на молочных фермах, в том числе, в реальном времени. Звучит как фантастика? Можем поговорить об этом лет через 5. Именно поэтому вопросы здоровья и благополучия молочных коров это не исключительная прерогатива производителей, а общая тема для всех актеров молочного рынка.

Для того, чтобы чувствовать себя уверенно на внутренних и внешних рынках уже завтра, добиваться желаемых финансовых результатов в будущем, производителям и переработчикам молока в Украине, по моему мнению, необходимо перебороть свою инертность и приятную расслабленность в данных вопросах и работать на опережение уже сегодня. К такой работе может относиться создание национальной рамочной инициативы в области качества молока в его широком понимании. Хорошим примером такой инициативы я считаю добровольный стандарт "Менеджмент качества молока" QM-Milch в Германии, который был разработан совместно крупнейшими отраслевыми ассоциациями (Немецким Союзом Фермеров, Немецким Союзом Переработчиков Молока, Немецким Союзом Кооперативных Хозяйств) и был утвержден немецким органом по аккредитации как национальный стандарт в соответствии с ISO.

Данный добровольный стандарт устанавливает общие требования в области управления качеством на уровне производителей молока (т.е., фермеров) и определяет, что контроль производственного процесса включает в себя следующие обязательные аспекты:
здоровье и благополучие животных;
идентификация животных;
производство и хранение молока;
кормление;
соблюдение требований касательно применения лекарственных препаратов;
охрана окружающей среды.

Более того, учитвыя растущее давление на молочную отрасль, этот добровольный стандарт с 2016 года станет для некоторых производителей молока финансовым фактором: несколько крупных молокопереработчиков вводят дифференцированные цены для своих поставщиков. Фермеры, не являющиеся участниками данной программы и не придерживающиеся ее правил, будут получать за свое молоко меньше денег.

Подытоживая, хочется чтобы слоганом наших фермеров и переработчиков было немецкое выражение, услышанное от одного из директоров крупной фермы (в вольном переводе): "Хорошо корове, будет хорошо и мне".

Источник: Агропортал

1669 просмотров
Меркурий
Комментарии

Информационные технологии
спреды
эвс
растительное молоко

Подпишитесь на еженедельный дайджест

Пальмовое масло

ATL

Аналитический центр Milknews
B2B Communication Forum 2018
Молочная Бизнес Академия
B2B Communication Forum 2018
Молочная Бизнес Академия