Дмитрий Востриков: Изменение торговой наценки — логичный шаг сетевого ритейла
Общественная организация "Опора России провела мониторинг реализации нового закона "О торговле". В результате исследования было выяснено, что торговая наценка у розничных сетей выросла почти в 2 раза. По информации поставщиков, опрошенных "Опорой", в 2016 году средний размер торговой наценки в федеральных торговых сетях варьировался в диапазоне от 25% до 40%, в 2017 году — уже 50-70% В некоторых сетях наценка превышает 250%. Milknews попросил директора по развитию Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров "Руспродсоюз" прокомментировать ситуацию:
Milknews: Вы согласны с тем, что в 2017 году торговая наценка розничных сетей выросла почти в два раза?
Дмитрий Востриков: Изменение торговой наценки — это логичный шаг сетевого ритейла для поддержания доходности на прежнем уровне "до законодательных изменений". В режиме первого закона о регулировании торговой деятельности, доход сети складывался из "коммерческих условий" (так называемой бэк-маржи) и наценки сети (фронт-маржи). Вторая редакция закона ограничила размер бэк-маржи (договоров возмездного оказания услуг на логистику, маркетинг, рекламу, предоставление информации и т.д.) пятью процентами. Соответственно, теперь сеть может зарабатывать только за счет наценки и только с этой статьи доходов компенсировать свои затраты.
Milknews: Как вы считаете, почему так произошло?
Дмитрий Востриков: Розничная торговля — это бизнес, который должен обеспечивать инвестиционную привлекательность за счет своей доходности. Акции многих компаний федерального ритейла обращаются на фондовых биржах. Снижение дохода означает не только меньший заработок, но и падение курса акций. Как следствие, уменьшится капитализация компаний розничной торговли, для некоторых компаний это может иметь серьезные последствия. Поэтому розница компенсирует доходность за счет увеличения наценки, которая не регламентируется и, по нашему мнению, и не должна регламентироваться законодательными нормами.
Milknews: Поставщики страдают от этого?
Дмитрий Востриков: За счет отсутствия "коммерческих условий" уменьшился оборот компаний, но появилась прозрачность условий работы. Поставщики, в основном, перезаключили соглашения на прежних условиях по маржинальности продаж, кто-то незначительно улучшил договоренности по контрактам, у кого-то уменьшилась прибыльность в ходе переговоров по переходу прайс-листов на "чистую цену", но в целом ситуация стабильная.
Milknews: Какой вы видите выход из ситуации?
Дмитрий Востриков: Мы не видим ситуации, из которой необходимо искать выход. Более настораживает риторика, в которой законодателям предлагают ограничить наценку. Необходимо понимать, что тогда бизнес перестанет быть бизнесом. Достаточно вспомнить начальную редакцию поправок к закону о торговле, в которой стояло ограничение 50% рентабельности на всю товаропроизводящую и товаропроводящую цепочки. То есть документ предполагал ограничение доходности от сырья от "поля до прилавка", которое в разных регионах имеет даже разную себестоимость, не говоря о цене. При таких изменениях на рынке гуманнее вести речь о возврате в "социалистическую систему распределения" с использованием государственного планирования, введения системы межотраслевых коэффициентов и прочих механизмах государственного управления. Потребитель, может быть, и выиграет временно, но готово ли государство взять всю полноту ответственности за снабжение населения продовольственными товарами? В истории нашей страны это уже было, и прилавки с их "изобилием" многие помнят.