Дмитрий Мирончиков: О балансе, потенциале и перспективе молочного рынка России


В этом году состоялось первое заседание “Молочных сессий”, которое организовали ИА Milknews и Союзмолоко. В ходе выступления, Дмитрий Мирончиков, директор по закупкам компании PepsiCo Вимм-Биль-Данн рассказал о ситуации на российском рынке молока в целом и о потенциале роста российских регионов.

С точки зрения баланса спроса и предложения следует отметить два фактора, которые, безусловно, оказывают сильное влияние на текущую ситуацию в краткосрочной перспективе. По данным компании PepsiCo Вимм-Биль-Данн в 2016 году потребление молокоемких продуктов в объемном выражении снизилось в России на 0.8%. В этом году мы ожидаем снижение еще около 2%. Прогноз следующего года в лучшем случае снижение еще на 1%. При этом производство товарного молока в России растет, и, по всей видимости, будет расти теми же темпами на уровне 3-3.5%. Посему, ожидать всплеска роста потребления на рынке России в ближайшие годы мы, к сожалению, не можем по объективным причинам. Производство будет стабильно расти, и вопрос, что будет с тем дополнительным предложением, и как оно будет продаваться – остается открытым.

Вторым фактором, влияющим на рынок молока в России - импортный и экспортный потенциал. Рынок сыра и сырных продуктов в России находится на критично высоком уровне. Это приводит к слабой платежеспособности тех игроков рынка, которые оперируют этим продуктом. Соответственно они не могут в большинстве своем своевременно рассчитываться за молоко, что приводит к задержке поступления средств производителю сельхозтоваров, как следствие приводит к определенным проблемам уже у сельхозпроизводителей, что в итоге может негативно повлиять уже на производство.

На текущий момент страны Таможенного Союза полностью обеспечены молоком-сырьем, но при этом нельзя упускать один очень важный фактор. По определенным причинам между Россией и Украиной, существует специфика взаимоотношений, но при этом рынок Казахстана - основной экспортный потенциал для российских продуктов, не закрыт для украинской продукции. Себестоимость производства молока в российской федерации сегодня достаточно высока. Это связано с оплатой работы персонала, которая составляет 15-20% себестоимости. То есть производственный персонал в России достаточно дорогой, по сравнению с остальными игроками на этом рынке. Соответственно, я со скепсисом отношусь к возможности конкурировать в молочно-биржевых продуктах с Украиной на рынке того же Казахстана. Потому в обозримом будущем, я не вижу перспектив роста и развития экспортного потенциала России как молочной державы именно с точки зрения молокоемких продуктов.

Второй вопрос - это потенциал роста и перспективы российских регионов. Я условно для себя разделил бы Россию на два макрорегиона: Запад (Центральная часть европейской России, Юг, Северо-Западный федеральный округ), где производство находится на очень высоком уровне. Продуктивность здесь сопоставима с ведущими мировыми и европейскими производителями, но по большому счету потенциал роста в объемном выражении сырого молока достаточно ограничен. Связано это, с тем, что последние годы государство довольно активно начало следить за эффективным использованием сельхозугодий и поэтому в европейской части процент эффективного покрытия земель, как площадей для заготовки кормов, используется на высоком уровне, поэтому потенциала роста здесь особо ждать не приходится.

Другая картина складывается в Уральско-Сибирском макрорегионе, где уровень производительности очень низкий. Как раз там и есть очень большой потенциал. Сдерживающий фактор, для этого региона - низкий уровень генетической работы и сам принцип хозяйствования и ведения бизнеса в сельхоз организациях, где до сих пор превалирует доля классических советских колхозов и совхозов. Соответственно эти предприятия ограничены в доступах к финансовым ресурсам у них нет того лобби, с точки зрения получения субсидий, которые сейчас существуют.

Сегодня мы находимся в достаточно интересной ситуации, когда есть стабильное снижение потребления, рост производства товарного молока и достаточно высокий уровень внутренних цен на сырье. Поэтому я могу предположить, что следующий год нам следует ожидать удивительной стабильности, которую мы не наблюдали очень давно в этой стране.

До 2007 года Россия была рынком покупателей, с точки зрения сырья, то есть покупатель диктовал цены и покупал молоко по той цене, которую считал нужной. После введения регламента на регулирование использования сухого молока в готовой продукции ситуация изменилась. Следующие 7-8 лет российский рынок стал рынком производителя.

Сейчас все тенденции этого года и ожидания следующего, показывают, что рынок наконец-то пришел в то состояние, когда есть возможность производителям и покупателям говорить на одном языке и не пытаться получить дополнительную сиюминутную выгоду, а выстраивать более серьезные долгосрочные отношения.
 


Источник: Агровестник

1016 просмотров
Меркурий
Комментарии

Информационные технологии
спреды
эвс
растительное молоко

Подпишитесь на еженедельный дайджест

Пальмовое масло

ATL

Аналитический центр Milknews
B2B Communication Forum 2018
Молочная Бизнес Академия
B2B Communication Forum 2018
Молочная Бизнес Академия