Дмитрий Мирончиков: О балансе, потенциале и перспективе молочного рынка России
В этом году состоялось первое заседание “Молочных сессий”, которое организовали ИА Milknews и Союзмолоко. В ходе выступления, Дмитрий Мирончиков, директор по закупкам компании PepsiCo Вимм-Биль-Данн рассказал о ситуации на российском рынке молока в целом и о потенциале роста российских регионов.
С точки зрения баланса спроса и предложения следует отметить два фактора, которые, безусловно, оказывают сильное влияние на текущую ситуацию в краткосрочной перспективе. По данным компании PepsiCo Вимм-Биль-Данн в 2016 году потребление молокоемких продуктов в объемном выражении снизилось в России на 0.8%. В этом году мы ожидаем снижение еще около 2%. Прогноз следующего года в лучшем случае снижение еще на 1%. При этом производство товарного молока в России растет, и, по всей видимости, будет расти теми же темпами на уровне 3-3.5%. Посему, ожидать всплеска роста потребления на рынке России в ближайшие годы мы, к сожалению, не можем по объективным причинам. Производство будет стабильно расти, и вопрос, что будет с тем дополнительным предложением, и как оно будет продаваться – остается открытым.
Вторым фактором, влияющим на рынок молока в России - импортный и экспортный потенциал. Рынок сыра и сырных продуктов в России находится на критично высоком уровне. Это приводит к слабой платежеспособности тех игроков рынка, которые оперируют этим продуктом. Соответственно они не могут в большинстве своем своевременно рассчитываться за молоко, что приводит к задержке поступления средств производителю сельхозтоваров, как следствие приводит к определенным проблемам уже у сельхозпроизводителей, что в итоге может негативно повлиять уже на производство.
На текущий момент страны Таможенного Союза полностью обеспечены молоком-сырьем, но при этом нельзя упускать один очень важный фактор. По определенным причинам между Россией и Украиной, существует специфика взаимоотношений, но при этом рынок Казахстана - основной экспортный потенциал для российских продуктов, не закрыт для украинской продукции. Себестоимость производства молока в российской федерации сегодня достаточно высока. Это связано с оплатой работы персонала, которая составляет 15-20% себестоимости. То есть производственный персонал в России достаточно дорогой, по сравнению с остальными игроками на этом рынке. Соответственно, я со скепсисом отношусь к возможности конкурировать в молочно-биржевых продуктах с Украиной на рынке того же Казахстана. Потому в обозримом будущем, я не вижу перспектив роста и развития экспортного потенциала России как молочной державы именно с точки зрения молокоемких продуктов.
Второй вопрос - это потенциал роста и перспективы российских регионов. Я условно для себя разделил бы Россию на два макрорегиона: Запад (Центральная часть европейской России, Юг, Северо-Западный федеральный округ), где производство находится на очень высоком уровне. Продуктивность здесь сопоставима с ведущими мировыми и европейскими производителями, но по большому счету потенциал роста в объемном выражении сырого молока достаточно ограничен. Связано это, с тем, что последние годы государство довольно активно начало следить за эффективным использованием сельхозугодий и поэтому в европейской части процент эффективного покрытия земель, как площадей для заготовки кормов, используется на высоком уровне, поэтому потенциала роста здесь особо ждать не приходится.
Другая картина складывается в Уральско-Сибирском макрорегионе, где уровень производительности очень низкий. Как раз там и есть очень большой потенциал. Сдерживающий фактор, для этого региона - низкий уровень генетической работы и сам принцип хозяйствования и ведения бизнеса в сельхоз организациях, где до сих пор превалирует доля классических советских колхозов и совхозов. Соответственно эти предприятия ограничены в доступах к финансовым ресурсам у них нет того лобби, с точки зрения получения субсидий, которые сейчас существуют.
Сегодня мы находимся в достаточно интересной ситуации, когда есть стабильное снижение потребления, рост производства товарного молока и достаточно высокий уровень внутренних цен на сырье. Поэтому я могу предположить, что следующий год нам следует ожидать удивительной стабильности, которую мы не наблюдали очень давно в этой стране.
До 2007 года Россия была рынком покупателей, с точки зрения сырья, то есть покупатель диктовал цены и покупал молоко по той цене, которую считал нужной. После введения регламента на регулирование использования сухого молока в готовой продукции ситуация изменилась. Следующие 7-8 лет российский рынок стал рынком производителя.
Сейчас все тенденции этого года и ожидания следующего, показывают, что рынок наконец-то пришел в то состояние, когда есть возможность производителям и покупателям говорить на одном языке и не пытаться получить дополнительную сиюминутную выгоду, а выстраивать более серьезные долгосрочные отношения.
Вторым фактором, влияющим на рынок молока в России - импортный и экспортный потенциал. Рынок сыра и сырных продуктов в России находится на критично высоком уровне. Это приводит к слабой платежеспособности тех игроков рынка, которые оперируют этим продуктом. Соответственно они не могут в большинстве своем своевременно рассчитываться за молоко, что приводит к задержке поступления средств производителю сельхозтоваров, как следствие приводит к определенным проблемам уже у сельхозпроизводителей, что в итоге может негативно повлиять уже на производство.
На текущий момент страны Таможенного Союза полностью обеспечены молоком-сырьем, но при этом нельзя упускать один очень важный фактор. По определенным причинам между Россией и Украиной, существует специфика взаимоотношений, но при этом рынок Казахстана - основной экспортный потенциал для российских продуктов, не закрыт для украинской продукции. Себестоимость производства молока в российской федерации сегодня достаточно высока. Это связано с оплатой работы персонала, которая составляет 15-20% себестоимости. То есть производственный персонал в России достаточно дорогой, по сравнению с остальными игроками на этом рынке. Соответственно, я со скепсисом отношусь к возможности конкурировать в молочно-биржевых продуктах с Украиной на рынке того же Казахстана. Потому в обозримом будущем, я не вижу перспектив роста и развития экспортного потенциала России как молочной державы именно с точки зрения молокоемких продуктов.
Второй вопрос - это потенциал роста и перспективы российских регионов. Я условно для себя разделил бы Россию на два макрорегиона: Запад (Центральная часть европейской России, Юг, Северо-Западный федеральный округ), где производство находится на очень высоком уровне. Продуктивность здесь сопоставима с ведущими мировыми и европейскими производителями, но по большому счету потенциал роста в объемном выражении сырого молока достаточно ограничен. Связано это, с тем, что последние годы государство довольно активно начало следить за эффективным использованием сельхозугодий и поэтому в европейской части процент эффективного покрытия земель, как площадей для заготовки кормов, используется на высоком уровне, поэтому потенциала роста здесь особо ждать не приходится.
Другая картина складывается в Уральско-Сибирском макрорегионе, где уровень производительности очень низкий. Как раз там и есть очень большой потенциал. Сдерживающий фактор, для этого региона - низкий уровень генетической работы и сам принцип хозяйствования и ведения бизнеса в сельхоз организациях, где до сих пор превалирует доля классических советских колхозов и совхозов. Соответственно эти предприятия ограничены в доступах к финансовым ресурсам у них нет того лобби, с точки зрения получения субсидий, которые сейчас существуют.
Сегодня мы находимся в достаточно интересной ситуации, когда есть стабильное снижение потребления, рост производства товарного молока и достаточно высокий уровень внутренних цен на сырье. Поэтому я могу предположить, что следующий год нам следует ожидать удивительной стабильности, которую мы не наблюдали очень давно в этой стране.
До 2007 года Россия была рынком покупателей, с точки зрения сырья, то есть покупатель диктовал цены и покупал молоко по той цене, которую считал нужной. После введения регламента на регулирование использования сухого молока в готовой продукции ситуация изменилась. Следующие 7-8 лет российский рынок стал рынком производителя.
Сейчас все тенденции этого года и ожидания следующего, показывают, что рынок наконец-то пришел в то состояние, когда есть возможность производителям и покупателям говорить на одном языке и не пытаться получить дополнительную сиюминутную выгоду, а выстраивать более серьезные долгосрочные отношения.
Источник: Агровестник
1509636831
5113 просмотров
Также рекомендуем:
ПОПУЛЯРНОЕ
Лонгриды
Какое оборудование выбрать для новых инвестпроектов в переработке молока?
Лонгриды
Кто и для чего заключает долгосрочные контракты в молочной отрасли
Лонгриды
Какие технологические решения помогут переработчикам молока повысить маржинальность