Олег Долинный: Нас волнует разница между себестоимостью и закупочной ценой


Milknews поговорил с заместителем генерального директора СХП "Вощажниково", одного из крупнейших в России производств молока, Олегом Долинным о прогнозах рынка в России, перспективах развития кооперации, государственной поддержке сектора и планах компании на будущее.
 
Milknews: Вы - одни из лидеров отрасли, и нам в первую очередь интересно ваше видение рынка, ваши ощущения от того, что происходит, ваши прогнозы того, что будет происходить. В Московской области проходит IV Международный агропромышленный молочный форум, где многие эксперты и чиновники выступали с очень оптимистичными заявлениями: сектор будет расти, через 5 лет заместим импортные сыры, давайте идти на экспорт. Скажите, вы разделяете такой оптимизм?
 
Олег Долинный: Если переработчики пойдут на экспорт, то для нас как производителей это, конечно, хорошо - появится потребность в сырье. Это положительный момент, но я не думаю, что будет такая возможность. Часть компаний, занимающая значительную долю рынка, иностранная. Я не очень верю, что тот же Danone будет производить здесь, а везти продукцию во Францию.
 
Мы как крупные производители ориентируемся на спрос, на закупочную цену. Летом, когда идет сезон большого молока, когда "колхозы" отправляют стадо на выпас, и на рынке появляется дешевое сырье, мы стараемся снизить производство. Хотя со своей стороны мы готовы наращивать производство и за счет менеджмента, и за счет ввода новых мощностей.
 
В целом нас волнует, прежде всего, разница между себестоимостью и закупочной ценой. В 2014 году, когда санкции начались, и курсы валют сильно подскочили, себестоимость очень выросла, в какой-то момент она обогнала цену реализации.
 
Наш рынок чем характеризуется? Чем сильнее пружина сжимается, тем сильнее пружина выстреливает. Чем больше нас давят ценой переработчики в то время, когда им молока хватает, тем больше выстреливают наши запросы, когда молока не хватает и необходимо компенсировать потерю рентабельности в предыдущий период. Нам было бы интереснее, и переработчикам тоже, если бы она была ровная.
 
Milknews: Вы упомянули, что себестоимость с 2014 года значительно выросла. Но при этом значительно увеличилась цена на сырье. Союзмолоко приводил данные, что стоимость сырья поднялась на 70% за последние годы. Как вы оцениваете?
 
Олег Долинный: Проблема в том, что себестоимость все считают по-разному. Я считаю, что в себестоимость нужно включать абсолютно все расходы, и амортизацию в том числе. Если у кого-то нет инвестиционных вложений, и ферма уже давно самортизировала, у него будет фактически операционная себестоимость - корма, ГСМ и тд. У него своя себестоимость, а у нас - иная. У нас разное понимание ситуации - у ферм традиционных и индустриальных, которые постоянно инвестируют в производство.
 
Да, цена на сырье росла. Себестоимость выстрелила, но ведь спрос упал, покупательская способность снизилась - и соответственно, сократились продажи у переработчиков. И они не имели возможности поднять нам закупочные цены на молоко настолько, насколько нам нужно. У нас, конечно, всегда сохранялся антагонизм в отрасли, но здесь он обострился. Обычно, когда много молока - цена падает, мало - растет, а сейчас включились и другие факторы. Если объективно, то цена на молоко должна вырасти, а она не растет, так как уперлась в сбыт конечной продукции.
 
Milknews: В такой ситуации какой вы видите роль государства? Необходима господдержка или может быть стимуляция спроса?
 
Олег Долинный: Да, государство активно должно участвовать в этом деле. Во многих странах практически все молочники объединены в кооперативы, и такие проблемы решаются внутри одной организации, где есть и фермы, и свои перерабатывающие мощности, и консультационные центры. Скачки цен нивелируются, и у нас тоже нужно эти волны сглаживать каким-то образом.
 
Сложный вопрос … Государство, возможно, и должность стать образно руководством большого кооператива, объединять молочников.
 
 
Milknews: Но у нас же нет кооперативов таких. Почему?
 
Олег Долинный: Там фермы маленькие, другая культура, другое отношение к частной собственности, сформированная столетиями. У нас чуть более 20 лет всего частной собственности. Может быть, и мы когда-то к этому придем. Больших ферм в Европе почти нет, за небольшим исключением в странах, где осталось социалистическое наследие.
 
 
Milknews: Чтобы избежать таких скачков, планировалось провести интервенции. Считаете ли вы такой инструмент жизнеспособным и действенным в России?
 
Олег Долинный: В чем опасность нашей страны? Сказали, что будут интервенции, и где они? На прошлом Съезде Союзмолоко выступали представители Белоруссии. И вот если они сказали, что цена будет такой, а кредит - 3%, то они такими и будут. У нас как? Для одних кредит 5% годовых, а другой не подходит по критериям, обещают дать субсидии на молоко, а их нет. Мы же рассчитываем в своих бизнес-планах на эти субсидии - и вот в одном квартале они есть, а в другом половина, а еще полгода вообще по нулям, и весь бюджет полетел в тар-тарары. Ведь индустриальные комплексы постоянно вкладываются в расширение, модернизацию, новую технику. Если владелец не получил запланированную субсидию, то получил кассовый разрыв, там задолжал, здесь задолжал - и так вплоть до банкротства. Скот продают, ферма стоит, деньги потрачены - через год объект уже не спасти. Здесь тоже должно подключаться государство.
 
Стабильность нужна, а не так: дадим под 5%, нет, дадим, но не всем, а вам в следующем году может быть. Даже если ты попал в список, может оказаться, что субсидия не на весь период, а на полгода. Это называется изменение правил в ходе игры.
 
Milknews: В отрасли активно обсуждается вопрос целесообразности субсидий на литр товарного молока, так как она поддерживает неэффективные хозяйства, а их не нужно поддерживать. Вы согласны?
 
Олег Долинный: Любая субсидия важна. Вся эта субсидийная кухня так трансформировалась за последние годы. Сначала они менялись из-за вступления в ВТО, когда нам сказали: вот эти субсидии мы уберем, так как это противоречит правилам ВТО, а дадим вот эти. Теперь и тех нет, и новые убрали.
 
Субсидия на литр ясная и понятная: ты молоко произвел, получил, произвел меньше - получил меньше. То, что убрали лишние критерии, я считаю, это только плюс.
 
Milknews: Есть также предложение стимулировать спрос через помощь социально незащищенным группам граждан. Думаете, это нужно?
 
Олег Долинный:  Мы уже субсидировали покупку концентрированных кормов, и получили что? Поддержали производителей концентрированных кормов. Хочешь, чтобы было больше молока - субсидируй производителей молока.
 
Да, надо пропагандировать здоровый образ жизни. Мы сами видим, что сейчас есть эта тенденция, и молодежь в деревнях меньше курит, меньше пьет. Может, вам это не так заметно. Та же кампания по здоровому образу жизни, потреблению молочных продуктов - “Три молочных продукта в день” потихонечку достучится, люди хотят жить лучше.
 
Milknews: Вы чувствуете себя жертвой большого количества мифов о молоке?
 
Олег Долинный: Да, на рынке сейчас много конкурентов молочным продуктам. Авторы мифов, исполняют их заказы. Сейчас модная идея – пища растительного происхождения. Многие считают, что производство молока или мяса наносит вред экологии. Но раньше растительная пища была значительно дешевле "животной", а сейчас пучок зелени стоит более 100 рублей. И это нужно продавать. Разве у него такие же затраты на производство, как у молока? Осеменить, получить отел, выращивать, лечить, доить, перерабатывать - стоит столько же?
 
Milknews: В последние годы много говорят о том, что не только нестабильность господдержки негативно влияет на рынок, но и большое количество административных барьеров. Вы как оцениваете их вклад?
 
Олег Долинный: Я согласен, что такая проблема есть. Отсутствие субсидий уменьшает доходы, а эта статья увеличивает расходы, и конечно, отражается на себестоимости. При принятии таких решений нужно обязательно проводить оценку совместно с бизнесом, обсуждать, проводить расчеты. У нас пока так: мы решили, и значит так будет.
 
Milknews: Вы готовы к ЭВС?
 
Олег Долинный: Мы работаем с 5 контрагентами, поэтому для нас это не проблема. Мы уже давно работаем в системе в тестовом режиме. Вот у переработчиков проблемы: у них тысячи партий и партнеров. Лично мое мнение - эффективность таких решений с точки зрения повышения качества продукции теряется во всех этих хитросплетениях. Все они начинаются со здравого желания и благой цели, но там же и заканчиваются.
 
Milknews: Вы не пожалели, что пошли в молоко? Будете строить 7 комплексов, как планировалось?
 
Олег Долинный: Сейчас уже поздно жалеть о чем-то. Мы-то в целом готовы строить, хотя, безусловно, было легче, когда комплексы вводились один за другим, и была своя строительная организация, которой сейчас уже нет. Достройка завода пока также не идет бурными темпами из-за сложившейся ситуации в секторе. Да, качественный эксклюзивный товар всегда пользуется спросом, но все-таки 350 т в сутки эксклюзивного товара - это много. Плюс, когда только ввели санкции, было легче занимать рынок: место на полке освободилось, и ты его занял. Сейчас же уже нужно пробивать его себе, расталкивая локтями конкурентов.
 
Milknews: Вы планировали производить цельномолочную продукцию, кисломолочную. Сейчас и Агрокомплекс имени Ткачева, и ЭкоНива Штефана Дюрра строят сыродельные заводы. Вы не задумались переквалифицировать завод?
 
Олег Долинный: Сейчас это направление действительно популярно, так как условия на рынке есть, хотя и созданные полу-искусственно. Мы пока не определились до конца.
 
Milknews: Сейчас многим хорошим хозяйствам делают предложения о покупке иностранные инвесторы - Китай, Таиланд, Вьетнам. Вам не поступали предложения?
 
Олег Долинный: У нас регион не очень привлекательный с точки зрения климатической зоны. Их скорее интересуют более южные субъекты - Тула, Калуга, Рязань. Там более мягкий климат, хотя вроде бы находимся мы не так далеко друг от друга. Тем не менее, у нас более короткий сезон, меньшая сумма температур, маленькие поля и менее плодородная почва.
 

1481 просмотр
Комментарии
Магазин Аналитики
v300

Ведомости
woorld food 19.09
Агро Юг

Подпишитесь на нашу рассылку

Тетрапак

ATL

Аналитический центр Milknews
Галди
Молочная Бизнес Академия
Галди
Молочная Бизнес Академия