компоненты

Денис Июдин, ГК “Галактика” Оптимизация экспорта поможет молочной отрасли выйти из сложной ситуации


Учитывая сложную ситуацию с профицитом молока на рынке, неустойчивым рублем и коронавирусом, расширение экспорта стало новой реальной возможностью для получения прибыли. Заместитель генерального директора одного из крупнейших предприятий полного цикла ГК “Галактика” Денис Июдин рассказал Milknews, как нашу продукцию воспринимают на зарубежных площадках, а также поделился первыми результатами эксперимента по маркировке и проблемами, связанными с выходом из самоизоляции.
 
Об экспорте, перспективных рынках и преимуществах конкурентов
 
Milknews: Вы недавно выступили на мероприятии “Агроэкспорта” и Союзмолоко, где рассказывали о своем опыте экспорта и трудностях российских компаний. В какие страны “Галактика” сегодня экспортирует свою продукцию? И какой иностранный рынок самый перспективный на данный момент?
 
Денис Июдин: Сейчас основной объем нашей продукции уходит в Казахстан. А самым перспективным направлением торговли является, безусловно, Китай. С учетом ёмкости, доли импортных молочных продуктов, которые продаются внутри Китайской Народной Республики, и наших первых результатов эта страна является для нашей компании площадкой, с которой сейчас идет активное сотрудничество и постоянное наращивание экспортных объемов. По нашим прогнозам, в  2020 году мы экспортируем в Китай готовой продукции на 500 тысяч долларов, а в следующем, 2021 году, - уже на 1 миллион долларов. И если все пойдет так, как мы себе планируем, может сложиться такая ситуация, что через некоторое время мы загрузим все свободные мощности именно экспортными поставками в КНР, и для дальнейшего развития этого направления нам понадобятся инвестиции на дополнительное оборудование и модернизацию.
Кроме того, в стадии проработки сейчас находятся страны Северной Африки и Ближнего Востока. Идет достаточно активная работа внутри рабочей группы по развитию экспорта, которая существует на базе Союзмолоко. Она довольно активно взаимодействует в части обмена информацией и коммуникации с Минсельхозом и потенциальными странами, интересными для экспорта.
 
Milknews: Какие у вас основные конкуренты на экспортном рынке? С чем связаны их преимущества?
 
Июдин: Что касается КНР, там налажен активный импорт из Австралии, Новой Зеландии и стран Евросоюза. Эти направления постоянно развиваются. Океания и Китай расположены близко друг к другу, и их торговые отношения сложились исторически. А Евросоюз, может быть, не так давно, как Новая Зеландия и Австралия, работают с Китаем, но в последние годы они активно занимают этот рынок и проводят для этого колоссальную работу. На сегодняшний день самые активные европейские страны -  это Польша, Германия, Голландия и в меньшей степени Франция. Преимущество, которое у них есть - это меньшие издержки на логистику, потому что морские перевозки, которые они используют для доставки товаров в Китай, обходятся в пределах тысячи долларов за контейнер. У нас эта цифра превышает 4 тысячи долларов, если мы говорим о поставках из России. И второе их преимущество заключается в комфортной цене на сырое молоко в Евросоюзе, особенно у польских молочников, в районе 22 рублей в пересчете на наши деньги. У Польши сейчас самые низкие цены, и за счет этого они активно набирают свою долю на рынке. Мы в этом смысле менее конкурентоспособны. Наше предприятие находится в Ленинградской области, где достаточно стабильная сырьевая зона со стабильно высокой ценой на сырье. Но несмотря на стоимость, всё же  ключевое преимущество у наших конкурентов в более низких издержках на логистику и более быстрой доставке.
 
Milknews: Как к вашей продукции относятся в Китае?
 
Июдин: Ультрапастеризованное молоко китайский потребитель воспринимает как “молоко из Северной Европы” будь то Россия или классическая Европа, а дальше уже решает цена. Как я уже и сказал, у наших конкурентов из ЕС более комфортная ценовая конъюнктура на молоко. А вот что касается каких-то составных продуктов, в частности, молочных коктейлей “Большая кружка”, они находятся в меньшей конкуренции по отношению к основным импортерам, и они достаточно интересны китайскому потребителю с точки зрения вкуса и удобства упаковки. Мы позитивно оцениваем то, как китайский потребитель воспринял нашу продукцию, это стало понятно из первых поставок, которые мы осуществляем уже в течение полугода.
 
Milknews: Какие самые главные трудности вы видите сегодня перед российскими экспортерами?
 
Июдин: Основные трудности, которые сейчас стоят перед российскими экспортерами, это, в первую очередь, отсутствие опыта поставок в  юго-восточные страны, и, как следствие, нерешенные проблемы с  логистикой, а это -  ключевой фактор, который требует пристального внимания и оперативного решения. У нас есть большое преимущество: железная дорога и сухопутная граница с КНР. Скорость доставки, возможная при использовании поездов,  устраивала бы как экспортеров, так и импортеров, но, к сожалению, на сегодняшний день цена на услуги РЖД очень высока, и есть сложности с наличием и подвижного специализированного состава для доставки молочной продукции, и как таковых рабочих маршрутов. “РЖД Логистика” со своей стороны проводит сейчас определенную работу, но пока не все пилотные маршруты, которые они пытаются отработать, могут обеспечить поставки именно в целевые пункты назначения, и это, конечно, основная проблема. Поэтому мы используем морскую доставку, и самое сложное в этом - время в пути. Два месяца уходит на то, чтобы доставить груз в порт Китая. Это очень долго. 
 
Нужна ли маркировка?
 
Milknews: Вы также участвуете в эксперименте по маркировке. На какой стадии сейчас эксперимент? Как вы в целом относитесь к вводимой маркировке?
 
Июдин: Мы уже нашли какие-то системные, IT-решения для внедрения маркировки, что-то даже протестировали и внедрили, а какие-то дальнейшие шаги требуют инвестиций в оборудование. В целом относимся к маркировке, как к избыточной норме, потому что кроме затрат предприятия больше ничего не ждёт, а часть переработчиков это не потянут вообще и будут вынуждены уйти с рынка. И если ещё в прошлом году эксперты уверяли нас в том, что отрасли нужно отдать годовую прибыль, чтобы внедрить эту систему на предприятия, чтобы оборудование удовлетворяло всем нормам и могло физически осуществлять маркировку, то с учетом того, что сейчас доходная часть отрасли корректируется в меньшую сторону, эти затраты требуют не годовой прибыли, а, может, даже двухлетней или более того. 
 
Milknews: Какие еще новые законы и нормы кажутся вам как компании излишними?
 
Июдин: Здесь не отвечу ничего конкретного. Но знаю, что есть подготовка ряда нормативных документов как по экологии, так и по классам опасности предприятий, которые потребуют новых затрат, чтобы соответствовать нормам. Союзмолоко ведет работу, чтобы никакие новые нормативные документы не шли в ущерб отрасли в целом, а иногда такое бывает. На сегодняшний день молочный рынок  итак находится достаточно в прозрачном состоянии, особенно после запуска “Меркурия”. Этой системы более чем достаточно, чтобы контролировать отрасль и определять какие-то моменты и узкие места, которые требуют корректировки или мер в части фальсификации.
 
О выходе из самоизоляции и спросе на продукцию
 
Milknews: Как ваше производство пережило самоизоляцию? Изменился ли спрос на продукцию?
 
Июдин: Наше предприятие достаточно автоматизировано и даже в мирное время не требовало большого количество персонала в производственном процессе. Поэтому здесь мы прошли с минимальными корректировками. При этом на предприятии были приняты самые строгие меры безопасности, которые соблюдаются по сей день: жесточайшая дисциплина в выполнении всех требований и норм. Что касается в целом того, как мы живем и работаем в это время на рынке, безусловно, по нам достаточно больно ударило то, что во время пандемии практически выпали два канала сбыта: это HoReCa и тендеры, потому что часть предприятий просто перестала работать. В апреле по этим двум каналам, а они достаточно значимые для нашего предприятия, падение реализации составило до 80%, в мае стало чуть лучше - объем восстановился наполовину, по экспресс-оценке июня - восстановится ещё где-то до 75%, и, надеемся, что дальше будет только лучше. Что касается ритейла, конечно, у нас, как и у всех, был скачок в конце марта-апреле, когда население в режиме самоизоляции делало запасы, однако в мае этот спрос пришел в норму, а в июне даже немного начал проваливаться. Потому что, видимо, сейчас люди подъедают запасы, которые были сделаны. В связи с этим  обострилась конкуренция: торговые сети не успевают даже за время акций продавать весь тот объем, который они закупают.
 
О будущем российской молочной отрасли
 
Milknews: Каков ваш прогноз развития рынка в целом до конца года и в долгосрочной перспективе?
 
Июдин: С учетом того, что количество сырого молока увеличивается, товарного молока тоже становится больше, основная сложность при этом - снижение реальных доходов у населения. И я считаю, что мы сейчас еще не в полной мере ощущаем это падение, особенно остро мы его почувствуем к концу третьего-началу четвертого кварталов, когда все поймут, что осталось в кармане.  Отдавать предпочтение потребитель будет более дешевым продуктам, где-то даже в ущерб качеству, потому что у него реально не будет возможности покупать то, что он привык. А  отрасль тем временем наращивает надои, сырья становится  больше, соответственно, перерабатывать можно больше и конкуренция за потребителя только ужесточается. И все это будет происходить в ущерб доходности предприятий, которые сейчас итак находятся на уровне чуть ниже нормативной.
 
Milknews: Какой вы видите выход из сложившейся ситуации?
 
Июдин: Реальный выход - это смотреть на собственную эффективность в части затрат предприятия, оптимизации процессов, ну и, конечно, обратить внимание на новые рынки, в частности, конечно, экспорт является определенным решением этой проблемы. И это несмотря на то, что у нас самообеспечение не достигло уровня 100%, но если мы посчитаем объемы совместно с Белоруссией, то нам совокупно  хватает молока на то, чтобы полностью себя обеспечить. 
 
 

1594107742

7404 просмотра

Также рекомендуем:


MN НА ЮТЮБ
Телеграм MN
Комментарии
подкаст Федоричев
кизельман-март-24
Нов 5 мин еженедельно

ЛЕД
НЕДЕЛЯ РИТЕЙЛА
Подпишитесь на нашу рассылку
ЛЕД


Аналитический центр Milknews
ютуб
Дзен
ютуб
Дзен