Нуржан Баекеев, Центр развития цифровой экономики О маркировке молочной продукции в Казахстане
Год назад в Казахстане запустили пилотный проект по маркировке молочной продукции. О его предварительных итогах и о том, почему так много негатива вокруг самого процесса, inbusiness.kz рассказал управляющий директор Центра развития цифровой экономики Нуржан Баекеев.
– Нуржан, скажите, год – это много или мало?
– Отвечу так: при активном участии бизнеса в проекте, это можно сделать и за более короткий срок. Когда «пилот» зарождался было много вопросов со стороны производителей молочной продукции. При запуске в октябре прошлого года, в январе у нас был только один участник. Спустя время присоединились наши экспортеры, понимая, что без данного процесса свою продукцию в Россию отправить не смогут. Безусловно, терять такой рынок невыгодно: экспорт казахстанской продукции по молочке, составляет в пределах $ 46 млн. Те, кто уже имел представление о маркировке, со временем ушли в самостоятельное плавание.
– Хорошо, с внешним рынком понятно. А что с внутренним, зачем здесь нужна маркировка?
– Как известно, бизнесом дополнительное регулирование со стороны государства не приветствуется. У нас, как операторов, нет цели, «сломать» налаженное производство. К тому же сам, как рядовой покупатель, я не заинтересован, чтобы продукция по этой причине подорожала. Маркировка необходима для прозрачности. Она покажет реальный объем рынка. И еще один момент важный для потребителя, с помощью нововведения можно реально понимать, из чего изготовлен продукт: сухое или цельное молоко, каков процент натуральных жиров, а сколько пальмового масла и многое другое.
– Теперь о цене. Многие предприниматели говорят, что маркировка значительно опустошит кошелек потребителя.
– Да, «страшилок» много, например, о том, что придется увеличить штат сотрудников по причине появления нового процесса, что оборудование дорогое и прочее. Но для этого и запускается «пилот», чтобы найти оптимальный для всех вариант.
– То есть варианты минимизации затрат на маркировку есть?
– Да, это реально. Для маркировки не предполагается замена всего оборудования, достаточно установить небольшой комплект, есть и альтернативы ее нанесения. Предприятия, занявшись этим вопросом, найдет приемлемый для себя вариант, например, делать это в типографии, где они заказывают печать для своей продукции. Что касается нанесения маркировки непосредственно на предприятии, то и тут можно минимизировать затраты. Например, в той же Республике Беларусь инженеры занялись разработкой и сконструировали свою модель. В итоге там продукция не подорожала, в России – не более полутора процентов.
–Маркировка - это неизбежно?
– Это требование участников ЕАЭС. Дело лишь в сроках, каждая страна устанавливает в своем порядке.
– Почему наши соседи этот вопрос быстро решили, а у нас еще неизвестны даже сроки окончания пилота?
– В нашей стране практикуется более «мягкий» подход. А именно, проводится пилотный проект с целью изучения всех механизмов, потенциальных рисков, а также же опыта соседних стран при запуске обязательной маркировки. По результатам пилота и анализа регуляторного воздействия будет принято решение о введении обязательной маркировки на молочную продукцию. К слову, Казахстан единственная страна из группы ЕАЭС, где государством планируется возмещение половины стоимости оборудования.