Максим Никиточкин Агротуризму поможет развитие корпоративной активности
По данным Всемирной туристской организации, в Европе агротуризм занимает второе место по популярности после пляжного отдыха. Сельский туризм приносит до 30% от общего дохода туриндустрии. Из 700 млн путешествующих людей до 30% выбирают для себя направления агротуризма. Ранее Milknews публиковал подробный обзор темы. Менеджер EY, направление Стратегия управления капиталом и исследования рынков, Максим Никиточкин поделился с редакцией своим мнением, как сектор агротуризма будет развиваться в России.
Агротуризм в России, определенно, найдет свою нишу, однако, скорее всего, небольшую. При этом агротуризм в России существует давно – например, в форме экскурсий отдыхающих в Краснодарском крае и Крыму на местные пасеки, винодельни. Агротуризму в России в настоящее время мешают развиваться следующие факторы:
- сложившиеся представления об отдыхе большинства населения: это поездка на теплые морские курорты;
- большая доля собственного «агротуризма» в виде дач, дачных участков;
- низкие доходы населения, не позволяющие тратить сбережения на отдых;
- низкий текущий спрос на агротуризм, ведущий к незначительному качественному предложению соответствующих услуг и небольшому наличию соответствующих объектов.
Агротуризм, несомненно, может помочь малому бизнесу в АПК, это видно на примере других стран, однако эта помощь незначительна в масштабах конкуренции с большими агрокомплексами.
В других странах агротуризм развивается, в том числе, потому, что фермеры часто вынуждены искать побочные формы доходов. Например, в Норвегии большинство фермеров отмечает, что их доходы от туризма превышают половину общего дохода. Развитию способствует наблюдаемая тенденция "профессионализации" агротуризма - фермеры изучают нюансы туристического обслуживания и стараются соответствовать стандартам. При этом норвежские фермеры отмечают, что ведение туристического бизнеса отнюдь не ведет к снижению их активности на ферме, скорее наоборот, ведет к росту фермерского хозяйства, так как туристы хотят видеть "живую" ферму. Клиентами местных фарм-отелей являются по большей части местные компании, проводящие выездные мероприятия, тренинги., а вовсе не зарубежные туристы. Получается, что развитие агротуризма значительно связано с развитием корпоративной активности в стране, что больше отмечается в Европе, нежели в России.