Андрей Шутов Маркировка молочной продукции будет дорого стоить всей отечественной перерабатывающей отрасли
Минсельхоз сомневается в успехе эксперимента маркировки молочной продукции. Пилотный проект длится уже несколько месяцев, но вопросов пока больше, чем ответов. Министерство не обладает информацией даже о предварительных результатах. Никто не может дать исчерпывающую информацию о недостатках и успехах программы или хотя бы о технической стороне вопроса. Тем временем, дебаты вокруг этой темы не утихают. Переработчики в один голос твердят, что этот проект будет стоить компаниям очень дорого. Своими мыслями на этот счет с Milknews поделился управляющий акционер ООО “КОМОС ГРУПП” Андрей Шутов.
- Что вы думаете о проекте маркировки молочной продукции?
- Проект до сих пор не подтвердил свою полезность как для бизнеса, так и для конечных потребителей. Для крупных производителей молочной продукции он является дополнительными внебюджетными расходами, поскольку уникальный идентификационный код, который обязателен для нанесения на каждую отдельную единицу продукции, стоит 50 копеек с НДС. Т.е. мы обязаны будем наносить код на каждый штучный товар, например, мороженое или творожный глазированный сырок, что негативно повлияет на себестоимость выпускаемой продукции и на стоимость продукта для конечного потребителя.
Кроме того, программа не учитывает некоторых нюансов функционирования сельскохозяйственной отрасли и больше подходит для подакцизных товаров или товаров с высоким уровнем контрафакта, – это, в основном, высокомаржинальная продукция премиум-класса, не относящаяся к товарам повседневного спроса. Контрафакта на российском молочном рынке сегодня не более 0,01%, фальсификата – 4,5%, а затраты, которые понесут производители в связи с обязательным введением маркировки, будут довольно значительными и в результате повлияют на удорожание товаров.
Есть и еще один момент, который необходимо учитывать: сегодня мы работаем в системе «Меркурий», которая, по сути, функционально дублирует систему обязательной маркировки. Только в первом случае мы можем видеть цепочку движения товара от производства сырья, а во втором – от момента производства готовой продукции. Поэтому нанесение уникального идентификационного кода на каждую единицу продукции никак не повлияет на фальсификацию сырьевой базы, а значит, не окажет существенного влияния на повышение уровня пищевой безопасности.
Более того, основным видом фальсифицированной продукции на молочном рынке сегодня является продукция, произведенная с нарушением требований технического регламента, которое выражается в замене животных жиров растительными. Технология маркировки не сможет повлиять на сокращение количества таких товаров, поскольку установить факт фальсификации можно только в результате лабораторных исследований.
- Если маркировку всё-таки введут, как это повлияет на дальнейшее производство и переработку?
Введение маркировки средствами идентификации потребует от компаний-производителей существенных финансовых затрат на оборудование производственных площадок, доработку информационных систем и адаптацию бизнес-процессов и пр. По оценкам СОЮЗМОЛОКО, капитальные затраты на внедрение данной системы составят 25 млрд рублей (оборудование для нанесения маркировки), ежегодные затраты – 20 млрд рублей (стоимость кодов маркировки для всей молочной продукции). Общие затраты только в первый год составят 45 млрд рублей, при том, что чистая прибыль производителей в 2018 году составила 35 млрд рублей.
Прежде чем принимать данное решение, необходимо провести анализ целесообразности введения системы маркировки по конкретной группе товаров, а именно, продукции повседневного спроса, в рамках которого оценить прогнозируемые выгоды с затратами и рисками участников оборота.