Елена Кипенева, Valio Надеемся, что 2022 год принесет рынку большую стабильность и станет основой для роста
Мы продолжаем подводить итоги 2021-го, спрашивая у крупнейших игроков молочной отрасли, чем запомнился уходящий год и какие результаты он принес. Елена Кипенева - генеральный директор ООО «Валио» - российского подразделения финского молочного концерна – рассказала Milknews о том, каких успехов достигла компания в прошлом году, с какими сложностями столкнулась, а также чего ждет в 2022-ом.
Milknews: 2021 год стал довольно сложным для молочной отрасли. Себестоимость производства молочной продукции значительно за счет высоких цен на сырье и повышения тарифов. Какие меры вы принимали для замедления падения доходности. Удалось ли сократить убытки?
Е. Кипенева: В текущих непростых условиях основная цель Valio как производителя - выстраивать производственный процесс и отношения с поставщиками сырья и упаковки таким образом, чтобы снижать возможное влияние роста цен на стоимость молочной продукции при поддержании качества на гарантированно высоком уровне. В связи с этим мы проводили масштабные переговорные кампании с поставщиками и диверсифицировали их портфель, что позволило пусть и не в полной мере, но несколько снизить влияние роста цен на себестоимость. Также снизить риски возможно при грамотном планировании ресурсов и эффективном использовании имеющихся производственных мощностей, поэтому Valio развивала и дальше планирует развивать производство продукции на собственном заводе в Ершове.
Milknews:Какие операционные и финансовые результаты вы ожидаете получить по итогам года? Снизились или выросли показатели по сравнению с 2020 годом?
Е. Кипенева: Конечно, на финансовых результатах компании в той или иной мере скажется непростая ситуация с ценообразованием на рынке сырья и упаковки, однако в целом мы ожидаем позитивную динамику. Уже сейчас можно говорить о том, что хорошие показатели демонстрируют продажи в категориях плавленых и желтых сыров, безлактозного молока, а также растительных напитков. В частности, например, продажи ValioOddlygood в 2021 году в натуральном выражении выросли в два раза. Стоит отметить и успех новинок - например, густых йогуртов линейки ValioLaplandia с необычными северными вкусами, которые оказались столь востребованными, что мы задумались над расширением линейки и буквально несколько недель назад представили новинку ValioLaplandia «Черничный маффин». Продолжают расти онлайн-продажи. Также этот год для нас стал годом расширения дистрибуции плавленого сыра Viola на региональных рынках. Точные финансовые показатели работы компании в 2021 году мы сможем анонсировать после подведения итогов весной 2022.
Milknews:Какие проекты по модернизации или вводу новых мощностей вы реализовали в уходящем году. Расскажите о них подробнее. Планируете ли инвестиции в новые проекты в 2022 году?
Е. Кипенева: В феврале 2021 мы анонсировали завершение масштабного инвестиционного проекта, начавшегося еще весной 2020. Были реализованы работы по модернизации существующего оборудования и установке дополнительных линий, позволивших повысить уровень автоматизации производства. Кроме того, было установлено оборудование, необходимое для нанесения маркировки. Реализация инвестиционного проекта в перспективе нескольких лет позволит увеличить фактическую производственную мощность завода на 2,5 тысячи тонн в год, а также уже значительно повысила уровень автоматизации производства. Объем инвестиций в площадку в 2020 году превысил 178 миллионов рублей. Сейчас мы приступили к новому инвестиционному проекту, который подразумевает как модернизацию существующего оборудования, так и установку новых производственных линий. Но о подробностях говорить пока еще рано.
Milknews:Одной из важных историй для переработчиков молока в уходящем году стало поэтапное внедрение обязательной маркировки. Справились ли вы с внедрением системы, с какими трудностями столкнулись?
Е. Кипенева: Готовность собственной производственной площадкиValio в Московской области маркировать собственную продукцию мы анонсировали ещё в марте 2021. Мы начали подготовку заблаговременно. Работы по установке соответствующего оборудования велись в 2020 в рамках масштабного инвестиционного проекта на заводе. К концу января 2021 нами было промаркировано более 1 миллиона единиц продукции в тестовом режиме. Проекты был непростым, но мы достойно справились с поставленной задачей. Непреодолимых трудностей перед нами не появлялось.
Milknews:Как вы оцениваете ситуацию с потреблением молочной продукции в последние годы с учетом пандемии и стагнации доходов населения? Будет ли, на ваш взгляд, расти потребление в 2022 году и в каких сегментах?
Е. Кипенева: Конечно, эпидемиологическая ситуация повлияла на потребительское поведение: с одной стороны, все игроки рынка отмечают более осторожное отношение к расходам, вместе с тем оно конкурирует со стремлением поддержать организм в непростое для здоровья время, которое приводит к готовности платить справедливую цену за качественную и полезную продукцию. Делать прогнозы с учетом изменчивости ситуации достаточно сложно, однако мы всегда были и остаемся уверенными в том, что натуральная и высококачественная молочная продукция всегда была и останется объектом высокого спроса потребителей.
Milknews:Каковы ваши прогнозы развития молочного рынка на 2022 год?
Е. Кипенева: Делать прогнозы достаточно сложно. Многое говорит о сложностях, которые мы можем продолжать испытывать, например, в части сырья и упаковочных материалов. Однако хочется присоединиться к экспертам, которые выражают надежду на то, что 2022 принесет всем игрокам большую стабильность и станет основой для роста.